Урок истории в 5-м классе по теме "Начало истории Древней Греции"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями географического положения Греции.
  2. Формировать умение работать с историческими источниками.
  3. Развивать умение работать с контурной картой, речь учащихся.
  4. Формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению истории через использование мультимедийных средств.

Тип урока:

Вводный урок сообщения новых знаний с элементами самостоятельной работы и использованием мультимедийных технологий.

Оборудование урока:

  1. Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Мультимедийное учебное пособие “История 5 класс”. Просвещение – МЕДИА. 2004.
  3. Карта “Древняя Греция”.
  4. Атласы по Истории Древнего мира.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему: “Вклад Древней Греции в мировую культуру”.
  3. Местоположение Древней Греции.
  4. Природные условия.
  5. Занятия древних греков.
  6. Остров Крит и его влияние на греческую культуру.
  7. Закрепление.

Ход урока

№ плана Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Учитель объявляет тему урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
2 Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни появились именно благодаря им – грекам. Наши имена, науки, названия предметов все это дар, принесенный нам греками.

Давайте попробуем выяснить, что вы знаете о Греции? Какие памятники или произведения вы можете назвать?

 
3 Учитель работает с настенной картой.

Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо – запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Задание: Используя карту, определите местоположение Древней Греции.

Задание: Используя карту, выполните задание 1-5 на контурной карте.

Учащиеся следят за рассказом учителя по атласам.

Учащиеся делают вывод: Древняя Греция занимала юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье Малой Азии.

Учащиеся работают с контурной картой.

Приложение №1.

4 Прежде чем мы рассмотрим природу Древней Греции, давайте вспомним особенности природы стран Древнего Востока.

А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции и сравним их с природой стран Востока.

Учащиеся вспоминают природные условия Египта, Двуречья, Индии и Китая.

Учащиеся заполняют сравнительную таблицу: “Природные условия”.

Приложение №2.

5 Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков. Какие природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?

Рассказ учителя о роли оливковых деревьев и винограда в жизни древних греков.

Учащиеся работают с раздаточным материалом (Приложение №3) и делают вывод: Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда.
6 Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом?

Что такое мифы и к какому виду исторических источников они относятся?

Задание: Прочитайте миф о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел?

Учитель рассказывает об истории о.Крит используя Мультимедийное учебное пособие “История 5 класс”. Урок 14: “Древняя Греция и ее обитатели”, пункт: “Остров Крит и его влияние на греческую культуру.”

На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе. Создатели минойской цивилизации нам не известны, а их родство с каким-либо другим народом древности пока установить не удалось. До сих пор не изучен язык и не расшифрована письменность минойских жителей Крита. Однако известно, что длительное время ахейцы в Греции находились под сильным влиянием минойской культуры.

Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости. При дворе ахейских правителей работали критские художники и ремесленники. Созданная ахейцами письменность внешне похожа на письменность минойского Крита.

Задание: как вы думаете, почему на о. Крит не нашли не одной крепости, а на Балканском полуострове каждый город был окружен крепостной стеной.

Учащиеся читают миф (учебник стр.113) и делают вывод: Фактами может быть то, что на о. Крит существовало государство, которым правил царь Минос, у него бал дворец в котором был лабиринт, греки платили дань царю Миносу.

Учащиеся делают вывод: остров Крит был единым государством и нападение могло произойти только с моря. В Греции государств было много и они враждовали между собой.

7 Закрепление проводится в виде теста, как проверка усвоения знаний. Учащиеся выполняют тест.

Приложение №4.

Домашнее задание: § 24, подготовить сообщение об одном из мифов Древней Греции.

Творческое задание: составить меню жителя Греции.