Задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями географического положения Греции.
- Формировать умение работать с историческими источниками.
- Развивать умение работать с контурной картой, речь учащихся.
- Формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению истории через использование мультимедийных средств.
Тип урока:
Вводный урок сообщения новых знаний с элементами самостоятельной работы и использованием мультимедийных технологий.
Оборудование урока:
- Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2005.
- Мультимедийное учебное пособие “История 5 класс”. Просвещение – МЕДИА. 2004.
- Карта “Древняя Греция”.
- Атласы по Истории Древнего мира.
План урока:
- Организационный момент.
- Введение в тему: “Вклад Древней Греции в мировую культуру”.
- Местоположение Древней Греции.
- Природные условия.
- Занятия древних греков.
- Остров Крит и его влияние на греческую культуру.
- Закрепление.
Ход урока
№ плана | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Учитель объявляет тему урока. | Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. |
2 | Мы с вами приступаем к изучению истории
нового государства – Древняя Греция.
Цивилизация созданная древними греками сделала
огромный вклад в историю всего человечества.
Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы
пользуемся в повседневной жизни появились
именно благодаря им – грекам. Наши имена, науки,
названия предметов все это дар, принесенный нам
греками. Давайте попробуем выяснить, что вы знаете о Греции? Какие памятники или произведения вы можете назвать? |
|
3 | Учитель работает с настенной картой. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо – запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией. Задание: Используя карту, определите местоположение Древней Греции. Задание: Используя карту, выполните задание 1-5 на контурной карте. |
Учащиеся следят за рассказом учителя
по атласам. Учащиеся делают вывод: Древняя Греция занимала юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье Малой Азии. Учащиеся работают с контурной картой. |
4 | Прежде чем мы рассмотрим природу
Древней Греции, давайте вспомним особенности
природы стран Древнего Востока. А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции и сравним их с природой стран Востока. |
Учащиеся вспоминают природные
условия Египта, Двуречья, Индии и Китая. Учащиеся заполняют сравнительную таблицу: “Природные условия”. |
5 | Задание: используя раздаточный
материал и опираясь на знания, полученные ранее,
попробуйте определить основные занятия древних
греков. Какие природные условия наиболее сильно
повлияли на занятия греков? Рассказ учителя о роли оливковых деревьев и винограда в жизни древних греков. |
Учащиеся работают с раздаточным материалом (Приложение №3) и делают вывод: Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда. |
6 | Вспомните, по каким историческим
источникам ученые историки получают знания о
прошлом? Что такое мифы и к какому виду исторических источников они относятся? Задание: Прочитайте миф о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел? Учитель рассказывает об истории о.Крит используя Мультимедийное учебное пособие “История 5 класс”. Урок 14: “Древняя Греция и ее обитатели”, пункт: “Остров Крит и его влияние на греческую культуру.” На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе. Создатели минойской цивилизации нам не известны, а их родство с каким-либо другим народом древности пока установить не удалось. До сих пор не изучен язык и не расшифрована письменность минойских жителей Крита. Однако известно, что длительное время ахейцы в Греции находились под сильным влиянием минойской культуры. Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости. При дворе ахейских правителей работали критские художники и ремесленники. Созданная ахейцами письменность внешне похожа на письменность минойского Крита. Задание: как вы думаете, почему на о. Крит не нашли не одной крепости, а на Балканском полуострове каждый город был окружен крепостной стеной. |
Учащиеся читают миф (учебник стр.113) и
делают вывод: Фактами может быть то, что на о.
Крит существовало государство, которым правил
царь Минос, у него бал дворец в котором был
лабиринт, греки платили дань царю Миносу. Учащиеся делают вывод: остров Крит был единым государством и нападение могло произойти только с моря. В Греции государств было много и они враждовали между собой. |
7 | Закрепление проводится в виде теста, как проверка усвоения знаний. | Учащиеся выполняют тест. |
Домашнее задание: § 24, подготовить сообщение об одном из мифов Древней Греции.
Творческое задание: составить меню жителя Греции.