Цели предметные:
- Обеспечить усвоение знаний учащимися таких понятий как политика “военного коммунизма”, террор, “красный” и “белый” террор, “гражданская война”, “интервенция”.
- Определить характер войны.
- Установить степень эффективности военно-организационных мероприятий участников военных действий.
- Сформировать представление о духовном мире человека.
Цели личностно-ориентированные:
- Продолжить формирование таких общественных умений и навыков как:
- умение доказывать, анализировать, сравнивать;
- развивать способность к оценочному суждению;
- делать выводы.
- Продолжить формирование специальных умений и навыков таких как;
- исследование документов.
- Формирование ценностных ориентаций у учащихся таких как: “человеческая жизнь”, “добро” и “зло”, “справедливость”.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся путем постановки проблемы.
Эпиграф: “… Гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…” (Б. Васильев)
Проблема: “Гражданская война это трагедия народа или героическая страница истории..?”
Тип урока: комбинированный.
Основные методы обучения: проблемный
Литература:
- Учебник Н.В. Загладин “История России и мира в ХХ веке” 11 класс.
- Фрагменты документов участников “белого” и “красного” движения.
Оборудование:
- Карта “Гражданская война”
- Портреты В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, И.И. Вацетиса
- Картина Грекова “В отряд к Буденному”
- Плакаты красных:
- “Ты записался добровольцем?”,
- “Да здравствует авангард революции Красный Флот”,
- “Очередь за Врангелем!”,
- “На польский, фронт”.
- Карточки:
- Кем были красные?
- Кем были белые?
- Как зеленые, крестьяне, относились к двум другим силам?
Организационная структура урока:
- Организационный момент - 1 мин
- Мотивационно-ориентированный - 1 мин
- Опрос - 10 мин
- Подготовка к изучению нового материала - 1 мин
- Изучение нового материала - 18 мин
- Закрепление - 6 мин
- Рефлексия - 1 мин
- Оценки - 1 мин
- Д/З и инструктаж - 1 мин
План:
- Три лагеря в годы гражданской войны.
- Очаги гражданской войны и иностранной интервенции.
- Красный и белый террор. Политика военного коммунизма.
- Причины победы красных и поражения белых.
- Итоги и характер войны.
- Рефлексия.
Группы учащихся:
- Группа “белые”
- Группа “красные”
- Группа “зеленые”
- Группа “историки”