Цель:
- развитие ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, кооперативной;
- организация социальной практики по применению знаний в процессе игровой деятельности;
- воспитание у учащихся способностей самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах;
- познакомить учащихся с понятиями "трудоустройство", "безработный", "резюме".
Задачи:
- Помочь определить учащимся черты и качества, необходимые для успешной трудовой деятельности в современном обществе;
- Подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха;
- Формирования у учащихся инициативности, ответственности за свое будущее.
Оборудование: мультимедийная установка.
Раздаточный материал:
- резюме (форма). Приложение 2 .
- требования к претенденту (форма). Приложение 3.
План урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Игра.
- Подведение итогов.
Ход урока
- Сегодня наш урок пройдет в нетрадиционной форме - в форме деловой игры.
-Откройте тетради, запишите тему урока. (Включается 1 слайд: "Трудоустройство и занятость")
2 слайд: "Обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд" — Одна из важнейших задач государства.
- Как вы думаете, является ли данная задача актуальной в Российской Федерации? Если да, то почему? (Да, по Конституции РФ (ч.1 ст. 7) – Российская Федерации является социальным государством – это государство, призвано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.)
3 слайд: Опираясь на название источников трудового права, (записать в тетрадь), назвать органы государства, обеспечивающие реализацию закона " О занятости". (Федеральная служба занятости населения.)
- Как вы думаете, какая главная задача стоит перед Федеральными, региональными службами занятости:
- Свобода выбора занятости;
- Содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
- Предоставление социальных и правовых гарантий и т. д.
4 слайд: "Трудоустройство" (записать определение в тетрадь).
Социальные гарантии:
- Предоставление списка вакансий;
- Бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению в учебных заведениях с выплатой стипендии;
- Компенсация в соответствии с законодательством материальных затрат, связанных с направлением на работу в другую местность;
- Правовая защита от необоснованного увольнения;
- Выплата пособия по безработице;
- Но прежде чем служба занятости будет выплачивать пособие, человек должен быть признан…
5слайд: "Безработный" (термин записывается в тетради)
Служба занятости выступает в роли посредника в трудоустройстве, она выдает направление, которое носит рекомендательный характер для работодателя и лишь в отношении граждан, требующих особой социальной защиты, носят обязательный характер – это такие категории:
- выпускники учебных заведений;
- инвалиды войны и труда;
- одинокие и многодетные родители, имеющие несовершеннолетних детей;
Игра:
- Как я уже говорила – урок нетрадиционный – урок игра. Как сказал Дж. Уотсон: "Бизнес – это игра, величайшая игра в мире, если вы знаете, как в нее играть". Вы сидите группами, через некоторое время вы должны определиться каким видом деятельности вы будете заниматься. После этого, вы выработаете те требования, которые предъявляются к работникам данной профессии и практически докажите, что соответствуете этим требованиям. Я буду зачитывать термины, которыми пользуются представители этих профессий, вы попробуете определить, о какой профессии идет речь.
Клип, диск, концерт, контракт, гастроли, премьера. (актер, продюсер)
Управление, мониторинг, рейтинг, совещание, переговоры.(менеджер, бизнесмен, предприниматель)
- Здоровье, рецепт, диагноз, скальпель, консилиум (врач).
- Дебет, кредит, сальдо, трансферт, ипотека (банкир, экономист, финансист).
- Присяга, караул, устав, наряд, ученья (военнослужащий).
- Эскиз, декор, фактура, тюнинг, колер (дизайнер).
- Чертеж, модель, расчет, испытание, изобретение (инженер).
- Сайт, чат, компьютер, Яндекс (программист).
- Санкция, презумпция, закон, прецедент, конфискация (юрист).
- Расписание, урок, перемена, звонок (учитель).
- Блюдо, меню, банкет, десерт (повар, официант).
- Экскурсия, вояж, круиз, переговоры (гид, переводчик).
Команда, которая не смогла определиться в виде деятельности, теперь ее задача найти свое место на рынке труда. В каждой команде есть одно вакантное место – только одно. Участники, которые не определились с выбором, являются безработными.
Безработные составляют резюме. Резюме – это "одежка", по которой вас встретит работодатель. За 3 минуты составить резюме и пойти в команду, где есть вакантное место и предложить свои услуги, но надо помнить, что вам могут отказать, если ваши профессиональные качества не соответствуют требованиям работодателя.
Группам, которые являются работодателями, составить требования к работнику в соответствии с ТК, РФ.(ст. 3)
Подведение итогов:
Определяются игроки, которые были приняты на работу. Рассматривается законность отказа в приеме (если таковой случай есть), анализируется обоснованность.
- Какие общие требования предъявлялись к работникам?
- Какими качествами надо обладать, чтобы соответствовать современным требованиям?
Вырабатывается алгоритм действия при поиске работы. ( слайд 6)
Выставление оценок:
- Какое резюме на ваш взгляд более полное и точное?
- Чьи требования более правильно отразили портрет желаемого работника?
Домашнее задание.
Каждому составить резюме и соответственно требование к работнику.