Цель: изучение проблем молодежи и поиск путей их решения.
Когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным
Сенека
Даже если вы на правильном пути, вас переедут, если вы будете сидеть сложа руки.
Годфрей
Урок начинается с постановки проблемного вопроса: “Легко ли быть молодым?”
Классу предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через две минуты каждая группа защищает свою позицию. Входе обсуждения формируются три группы: одна считает, что молодым быть легко; другая – молодым быть нелегко; третья – молодым быть легко и нелегко. После обсуждения учитель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.
К уроку проводиться социологический опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Большинство опрошенных считают, что молодым быть легко. А на вопрос: “Есть ли у вас проблемы?”, из сорока опрошенных только десять не имеют проблем. (Данные социологического опроса вывешиваются на доске или выводятся на мультимедийную доску)
Учитель: как вы считаете, если у современной молодежи проблемы и какие?
Ученики обсуждают вопрос в группах, затем называют проблемы, учитель фиксирует их на доске (плакате или на экране).
- Получение высшего образования
- Организация досуга
- Наркомания
- Проблема “отцов и детей”
- Одиночество
- Финансовая проблема
Учитель: из перечисленных проблем выберите наиболее существенные на ваш взгляд,
выбор обоснуйте.
Учитель: обратите внимание на данные социологического опроса.
Учитель: каковы причины данных проблем?
Ученики выделяют объективные причины (распад СССР, потеря идеалов и др.) и субъективные причины (инфантильность, отсутствие цели и др.).
Учитель: существуют ли пути решения проблем молодежи?
Проводиться дискуссия.
Учитель: работая в группах, предложите свои пути решения проблем. Запишите их на листах (на обсуждение три минуты, на выступление две минуты.).
После выступления учащихся учитель делает вывод.
Учитель: исходя из ваших выступлений, чтобы решить проблемы, нужно иметь четкую цель в жизни, оставаться самим собой, свои поступки соизмерять с общечеловеческими ценностями.
Результатом работы учащихся на уроке стал журнал “Что делать или советы постороннего”, куда вошли предложения старшеклассников по решению молодежных проблем, выдержки из эссе на тему: “Легко ли быть молодым?” и рисунки учеников.
Легко ли быть молодым? | Человек – пешка? |
Человек – творец своей жизни |
Учитель: в ходе урока у некоторых учеников, возможно, изменилось мнение по проблеме “Легко ли быть молодым?”. Если ваша позиция изменилась, перейдите в соответствующую группу. Свою позицию аргументируйте.
Будь смелым, как ветер, как воля сама!
Знай, смелых не тронет ни кривда, ни тьма!
Будь смелым, как буря, что сносит дубы,
И будешь ты сам господином судьбы!
Янка Купала