Цель урока:
- Охарактеризовать государственные реформы Петра I; определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
Задачи урока:
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме “Государственные реформы Петра I”; используя информационно-компьютерную технологию, обеспечить систематизацию знаний учащихся по теме;
- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников навыков анализа, выделения главного, обобщения;
- Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории родной страны.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедиааппаратура, компьютерная презентация (Приложение 1)
Структура урока:
1. Актуализация темы.
2. Введение новой темы:
Государственные реформы Петра I:
- Реформа центрального и местного управления
- Церковная реформа
- Завершение реформы центрального управления
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.
1.
Мы изучаем с вами период правления Петра I. Он известен как реформатор.
- С какими реформами Петра мы уже знакомы?
(военная реформа) - Как вы считаете, этого достаточно для успешного ведения войны, превращения страны в могущественную державу?
- Какие реформы, на ваш взгляд, необходимо провести еще?
Слайд 2 (тема урока).
- Предлагаю вам самим сформулировать цель нашего урока по данной теме.
После обсуждения предложений учащихся формулируется цель урока: как изменилось управление страной во время царствования Петра I?
Слайд 2 (цель урока).
- Для ответа на поставленный перед нами вопрос необходимо вспомнить, каким было управление страной в XVII веке.
Во время обсуждения вопроса идет заполнение слайда 3.
2.
После выполнения задания учитель ставит перед учащимися учебную задачу: по ходу изучения новой темы заполнить таблицу:
Далее идет рассказ учителя о реформах Петра с использованием слайдов презентации (значок O обозначает выведение на слайде новой информации)
Около 1700г. старая Боярская дума исчезает как постоянное учреждение и заменяется (O) Ближней канцелярией государя, в которой, как в старину, происходит иногда совещание бояр.
Во время своих беспрестанных поездок ведение
государственных дел в Москве Петр поручал не
учреждению, а нескольким доверенным лицам из
думных чинов и лицам новых чинов и званий.
В 1707-1710 гг. началась реформа органов
местного управления. Между уездом и столицей
появилось промежуточное звено – губерния. Всего
губерний образовано 8.
Далее учитель организует работу учащихся с фрагментом документа “Инструкция Сенату” (слайд 6)
- В чем заключались функции нового органа?
- Как в Сенате принимались решения?
В качестве иллюстрации учитель зачитывает слова Петра о работе Сената (учебник, с.124)
К 1719 г. стала очевидна несовершенность системы
местного управления. Губернии оказались слишком
велики и управлять ими было сложно.
Основной единицей территориального
деления стала провинция во главе с воеводой.
В это время продолжалась и реформа органов центрального управления. Многочисленные приказы, чья работа была запутанной и уже не отвечала потребностям времени, (O) были заменены на 12 коллегий.
Порядок работы коллегий определялся Генеральным регламентом. Он делал их штаты единообразными, а функции четко определенными. Решения принимались коллегиально.
Коллегиям подчинялись губернские, провинциальные, уездные власти.
- В 1720 г. был создан Главный магистрат, возглавивший городское самоуправление.
В 1700 г. умирает патриарх Андриан. Петр не спешил с избранием нового патриарха, а местоблюстителем патриаршего престола назначил Рязанского митрополита Ст. Яворского.
- Лишь в 1721 г. был учрежден “Синод” - Духовная коллегия, имевший всю полноту власти над церковью.
В 1722 г. Петр учреждает новую должность – генерал-прокурор.
- Ознакомьтесь с Указом о должности. Каковы функции генерал-прокурора?
Надзор за деятельностью низших должностных лиц осуществляли фискалы.
- Еще в 1711 г. появилась должность обер-фискал.
Обязанность фискала – доносить Сенату и государю о всех злоупотреблениях, проступках и любых неблаговидных деяниях должностных лиц.
- Часть приказов продолжали существовать. Самым страшным был Преображенский приказ, занимающийся политическим сыском.
После окончания рассказа о государственных реформах Петра I учитель организует обсуждение заполненной учащимися таблицы.
По ходу обсуждения заполняется слайд 13:
3.
На завершающем этапе работы учитель предлагает сравнить схемы государственного управления XVII и начала XVIII века.
Что в целом изменилось в системе органов государственной власти при Петре I?
Во время обсуждения на экран выводятся основные выводы урока (слайд 15)
- Произошла бюрократизация управления
- Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным
- Церковь превратилась в государственное учреждение
- Произошло окончательное установление абсолютизма.
4.
Учитель предлагает учащимся определить, достигнута ли цель урока, оценивает работу класса.
Домашнее задание: § 23-24, вопросы 1,2,3 (устно)