Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • Охарактеризовать государственные реформы Петра I; определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.

Задачи урока:

  • Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме “Государственные реформы Петра I”; используя информационно-компьютерную технологию, обеспечить систематизацию знаний учащихся по теме;
  • Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников навыков анализа, выделения главного, обобщения;
  • Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории родной страны.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедиааппаратура, компьютерная презентация (Приложение 1)

Структура урока:

1. Актуализация темы.
2. Введение новой темы:

Государственные реформы Петра I:

  • Реформа центрального и местного управления
  • Церковная реформа
  • Завершение реформы центрального управления

3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.

1.

Мы изучаем с вами период правления Петра I. Он известен как реформатор.

  • С какими реформами Петра мы уже знакомы?
    (военная реформа)
  • Как вы считаете, этого достаточно для успешного ведения войны, превращения страны в могущественную державу?
  • Какие реформы, на ваш взгляд, необходимо провести еще?

Слайд 2 (тема урока).

  • Предлагаю вам самим сформулировать цель нашего урока по данной теме.

После обсуждения предложений учащихся формулируется цель урока: как изменилось управление страной во время царствования Петра I?

Слайд 2 (цель урока).

  • Для ответа на поставленный перед нами вопрос необходимо вспомнить, каким было управление страной в XVII веке.

Во время обсуждения вопроса идет заполнение слайда 3.

2.

После выполнения задания учитель ставит перед учащимися учебную задачу: по ходу изучения новой темы заполнить таблицу:

Слайд 4.

Далее идет рассказ учителя о реформах Петра с использованием слайдов презентации (значок O обозначает выведение на слайде новой информации)

Слайд 5.

Около 1700г. старая Боярская дума исчезает как постоянное учреждение и заменяется (O) Ближней канцелярией государя, в которой, как в старину, происходит иногда совещание бояр.

Во время своих беспрестанных поездок ведение государственных дел в Москве Петр поручал не учреждению, а нескольким доверенным лицам из думных чинов и лицам новых чинов и званий.

  • В 1707-1710 гг. началась реформа органов местного управления. Между уездом и столицей появилось промежуточное звено – губерния. Всего губерний образовано 8.
  • В 1711г. Ближняя канцелярия заменялась Консилией министров, и в этот же год Петр I учреждает Сенат – высший административный орган в государстве.

Далее учитель организует работу учащихся с фрагментом документа “Инструкция Сенату” (слайд 6)

  • В чем заключались функции нового органа?
  • Как в Сенате принимались решения?

В качестве иллюстрации учитель зачитывает слова Петра о работе Сената (учебник, с.124)

Слайд 7.

К 1719 г. стала очевидна несовершенность системы местного управления. Губернии оказались слишком велики и управлять ими было сложно.

  • Основной единицей территориального деления стала провинция во главе с воеводой.
  • Провинции были разделены на дистрикты. Однако иностранное слово не прижилось и было вскоре заменено на привычное – уезды. Возглавили уезды земские начальники.

В это время продолжалась и реформа органов центрального управления. Многочисленные приказы, чья работа была запутанной и уже не отвечала потребностям времени, (O) были заменены на 12 коллегий.

Слайд 8.

Порядок работы коллегий определялся Генеральным регламентом. Он делал их штаты единообразными, а функции четко определенными. Решения принимались коллегиально.

Слайд 9.

Коллегиям подчинялись губернские, провинциальные, уездные власти.

  • В 1720 г. был создан Главный магистрат, возглавивший городское самоуправление.

В 1700 г. умирает патриарх Андриан. Петр не спешил с избранием нового патриарха, а местоблюстителем патриаршего престола назначил Рязанского митрополита Ст. Яворского.

  • Лишь в 1721 г. был учрежден “Синод” - Духовная коллегия, имевший всю полноту власти над церковью.

Слайд 10.

В 1722 г. Петр учреждает новую должность – генерал-прокурор.

Слайд 11.

  • Ознакомьтесь с Указом о должности. Каковы функции генерал-прокурора?

Слайд 12.

Надзор за деятельностью низших должностных лиц осуществляли фискалы.

  • Еще в 1711 г. появилась должность обер-фискал.

Обязанность фискала – доносить Сенату и государю о всех злоупотреблениях, проступках и любых неблаговидных деяниях должностных лиц.

  • Часть приказов продолжали существовать. Самым страшным был Преображенский приказ, занимающийся политическим сыском.

После окончания рассказа о государственных реформах Петра I учитель организует обсуждение заполненной учащимися таблицы.

По ходу обсуждения заполняется слайд 13:

3.

На завершающем этапе работы учитель предлагает сравнить схемы государственного управления XVII и начала XVIII века.

Слайд 14.

Что в целом изменилось в системе органов государственной власти при Петре I?

Во время обсуждения на экран выводятся основные выводы урока (слайд 15)

  • Произошла бюрократизация управления
  • Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным
  • Церковь превратилась в государственное учреждение
  • Произошло окончательное установление абсолютизма.

4.

Учитель предлагает учащимся определить, достигнута ли цель урока, оценивает работу класса.

Домашнее задание: § 23-24, вопросы 1,2,3 (устно)