Особого подхода в образовательном процессе требует педагогическая система для детей, имеющих проблемы умственного и физического развития.
По данным статистических отчетов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей-инвалидов. А за период обучения с 1 по 11 класс количество детей с хроническими заболеваниями увеличивается более чем в 2 раза. Обладая сохранным интеллектом, многие дети не могут обучаться в обычной школе по причине серьезных нарушений здоровья. Именно для таких ребят создана сеть коррекционных учебных заведений – школ надомного обучения.
В школах надомного обучения обучаются:
- дети с нарушениями опорно-двигательной системы (ДЦП, врожденные нарушения, последствия травм и т.п.)
- часто болеющие дети и дети, страдающие хроническими заболеваниями внутренних органов (диабет, онкологические заболевания и т.п.)
- дети с психоневрологическими нарушениями
Такие ребята часто имеют незначительный опыт общения со сверстниками, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. Часто отсутствует простое и естественное для любого ребенка желание учиться и познавать. Поэтому организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями.
Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация. Для ее достижения необходимо:
- сформировать целостное и всестороннее представление об окружающем мире, развить интерес ребят к изучению естественнонаучных дисциплин
- содействовать развитию личности ребенка, наиболее полному раскрытию его способностей и талантов
- способствовать формированию коммуникативных навыков, расширять сферу общения.
Расширить круг общения таких ребят, а также привить интерес к предметам естественнонаучного цикла помогает проводимая по инициативе ГОУ СОШ “Школы надомного обучения” №367 города Москвы межшкольная интеллектуальная Интернет-игра “Хочу все знать” по предметам естественнонаучного цикла и истории.
В этой статье обобщен опыт, полученный в результате проведения 2 игр, прошедших в 2006-2008 учебных годах.
Правила игры:
1) В игре принимают участие команды, сформированные из учащихся соревновательной параллели. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальной форме, по желанию, объединяются в пары.
2) Число человек в команде от 1 до 5. Большее число ребят в составе одной команды приводит, к сожалению, к появлению “трутней”.
3) Работой команды руководит куратор из числа преподавателей школы. Его задачей является организовать четкую работу команды, помогать в равномерном распределении нагрузки по выполнению заданий между школьниками, контролировать сроки выполнения и отправления заданий, рекомендовать ребятам информационные источники, взаимодействовать с оргкомитетом игры для своевременного решения возникающих по ходу её проведения вопросов.
4) Сроки проведения:
Игра проходит в четыре этапа по 10 дней каждый. Опыт проведения показал, что за меньшее число дней учащиеся надомного отделения школ не успевают выполнять задания, а большее их число ведет к “растягиванию” игры и потере к ней интереса.
Все 4 тура игры удобно расположились во второй учебной четверти. Дети уже “втянулись в учебу”, но еще от нее не устали.
1 тур: “Знакомство” 12 ноября – 22 ноября 2007 года
2 тур: “История одного открытия” 22 ноября – 2 декабря 2007 года
3 тур: “Мир вокруг нас” 2 декабря – 12 декабря 2007 года
4 блиц-тур: “Бумеранг” 12 декабря – 22 декабря 2007 года
Подведение итогов: 25 декабря 2007 года
Награждение команд: январь 2008 года
5) Задания игры публикуются на сайте игры http://um-ka367.narod.ru и становятся доступными для просмотра в день начала очередного тура.
6) Ответы участники присылают в течение времени прохождения тура в Оргкомитет по электронной почте um-ka367@yandex.ru.
7) Оргкомитет доводит до сведения участников игры итоги каждого тура и игры в целом, публикуя их на сайте.
8) По итогам игры участники награждаются оригинальными грамотами и памятными призами.
Но самый главный приз это то, что ребята лучше узнают своих одноклассников, возможно, найдут новых друзей.
Теперь несколько слов об организации и о технологии проведения Интернет-игры “Хочу все знать”.
1 этап: Организационно-подготовительный (30 дней)
Включает:
Поиск и сбор информации о потенциальных участниках игры
Рассылка по электронной почте информационных писем–приглашений (рекламная компания) администрации учебных заведений, соответствующих критериям отбора участников игры
Сбор и обработка заявок от учебных заведений, согласившихся участвовать в игре
В заявку целесообразно включить следующую информацию об участниках
- Полное наименование учебного заведения
- Фамилию, имя, отчество руководителя учебного заведения
- Почтовый адрес (с индексом) для рассылки грамот
- Ф.И.О.(полностью) кураторов команд по предметам и их контактные телефоны для решения организационных вопросов
Электронный адрес для контактов
Подбор заданий по предметам.
При формировании заданий мы старались подобрать такие вопросы для ребят, чтобы при обсуждении и выполнении их они смогли бы не только показать полученные знания, но и приобрести новые, проявить смекалку, да и просто посмеяться. Доступный уровень заданий позволяет учащимся не только самореализоваться, но и служит мощным толчком, побуждающим к дальнейшему изучению предмета.
Варианты заданий с ответами Вы сможете найти на сайте игры http://um-ka367.narod.ru и в Приложениях:
Приложение 1 (химия 8 класс),
Приложение 2 (химия 10 класс)
Приложение 3 (физика 8 класс),
Приложение 4 (физика 9 класс),
Приложение 5 (биология 6 класс),
Приложение 6 (биология 9 класс),
Приложение 7 (география 7 класс)
Приложение 8 (история 6 класс).
Создание Web-сайта игры “Хочу все знать” http://um-ka367.narod.ru
Поиск спонсоров для награждения участников игры
2 этап: Проведение игры (40 дней)
Включает:
Игра проводится в 4 этапа по 10 дней каждый по предметам естественнонаучного цикла и истории по графику
2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 (планирование) | |
Химия | 8 класс | 10 класс | 9 класс |
Физика | 9 класс | 8 класс | 10 класс |
Биология | 6 класс | 9 класс | 7 класс |
География | 7 класс | 7 класс | 6 класс |
История | - | 6 класс | 8 класс |
Опубликование заданий и сроков проведения туров на сайте игры
Опубликование правильных ответов на сайте игры после каждого проведенного тура поддерживает познавательную активность и интерес участников
Проверка работ и подведение итогов по результатам каждого тура. Оперативное опубликование результатов игры на предметных страничках сайта способствует развитию соревновательного духа.
Очень важным этапом работы является принятие ответов команд-участников и осуществление обратной связи с командами. Каждый принятый ответ по электронной почте обязательно должен сопровождаться письмом “Ваш ответ принят”. Это позволяет избежать конфликтных ситуаций в случае несвоевременной пересылки ответов команды.
Составление и рассылка по электронной почте презентаций Power Point “Давайте познакомимся”, составленных на основе детских работ позволила ребятам познакомиться с командами-участниками из других школ, узнать о б их школьных традициях, интересах, хобби.
3 этап: Подведение итогов. Награждение. (5 дней)
- Подведение итогов игры и опубликование их на сайте
- Формирование наградных списков
- Рассылка по почте грамот и памятных подарков участникам и победителям игры (Приложение 9)
4 этап: Аналитический
Анкетирование преподавателей-кураторов команд
Подведение организационных итогов игры
В играх “Хочу все знать” приняли участие
2006/2007 уч.год, 3 четверть | 2007/2008 уч.год, 2 четверть | |
Города участников | Москва, Подольск | Москва, Подольск, Санкт-Петербург, Новосибирск |
Учебные заведения | 9 (из них 3 – школы для детей с ограниченными физическими возможностями) | 16 (из них 10 - школы для детей с ограниченными физическими возможностями) |
Школьники | 75 учащихся 6-9 классов | 250 учащихся 6-10 классов |
Команды | 25 | 75 |
Планирование следующей игры
В заключение хочется отметить, что подобные игровые методики
- вносят разнообразие в уроки
- способствуют развитию познавательного интереса школьников и более глубокому изучению предметов
- стимулируют получение навыков поиска и обработки информации
- учат ребят работать в команде, сплачивают коллектив
- способствуют более осмысленному восприятию окружающего мира и осознанию своей роли в нем
- повышают авторитет преподавателей и участников игры.
От лица Оргкомитета игры “Хочу все знать” всем заинтересовавшимся желаем:
“Играйте с нами,
Играйте, как мы,
Играйте лучше нас!”