Цель: формирование патриотического сознания и гражданской позиции через приобщение учащихся к историческим событиям Родины.
Задачи:
- Дать характеристику личности Александра Невского,
- Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью одного из величайших полководцев Руси.
Форма – урок-игра.
Подготовительная работа: каждый класс создает свою команду (придумывают название, эмблему). Список литературы был предоставлен участникам за месяц до начала игры. Учащиеся знакомятся с географическим положением Новгородской земли.
Список литературы:
1. От древних славян до Петра Великого. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 1 / Под ред. М.Д. Аксенова. М.: “Аванта+”. 2002.
2. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 6 класса основной школы / Е.В. Пчелов. М.: ООО “ТИД “Русское слово-РС”, 2006.
Оборудование: картины с изображением Александра Невского
Игру ведет учитель. Оценивают игру учителя истории, русского языка и литературы. Игра состоит из четырех конкурсов.
Эпилог
Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз или сталь.
Л.Н. Толстой
Сегодня наша игра посвящена князю Александру Невскому, герою земли русской, который не жалел своей жизни ради нее.
Александр рано научился читать и писать, увлекался чтением русских летописей и переводами византийских хроник с описанием походов Александра Македонского и других полководцев. Он с малых лет познакомился с “Русской Правдой”, присутствовал на заседаниях боярского совета и княжеского суда, постигая азы управления страной. Бывая с отцом в Новгороде, Александр внимательно присматривался к боярскому и купеческому правления, наблюдал за деятельностью веча, изучал работу торгового суда. А в 16 лет стал новгородским князем. В 20 лет выиграл битву в устье реки Невы.
О нем хан Батый сказал: “Все, что мне говорили о нем, все правда: нет подобного этому князю”.
I Конкурс знатоков
Каждой команде задается 4 вопроса, за правильный ответ - 2 балла. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то вопрос передается другой команде - 1 балл.
Вопросы для первой команды:
1. Известно, что рыцарские шлемы делались на совесть и поэтому их нельзя было разрубить или пробить. Меч, сабля были здесь бесполезными. Какой способ нашли русские воины?
(Булава)
2. В каком году произошла Невская битва?
(1240 год)
3. Монгольские чиновники, которые занимались переписью русского населения.
(Численники)
4. Назовите автора картины “Невская битва”.
(Н.К. Рерих)
Вопросы для второй команды:
Почему хан Батый, узнав о событиях 1242 года, вызвал в Золотую Орду отца Александра Невского?
(Хан Батый хотел убедиться в покорности русских)
В каком году произошло Ледовое побоище?
(1242 год)
Особая ханская грамота на княжеские владения.
(Ярлык)
4. Автор триптиха “Александр Невский”, который был написан в 1942-1943 гг.
(П.Д. Корин)
Вопросы для третьей команды:
Александр Невский, по словам писателя Дмитрия Балашова, “… избрал путь, повенчав Русь со степью узами любви и ненависти…”. Что имел в виду писатель?
(Князь был лояльным по отношению к монголо-татарам. Для борьбы с ними требовалось восстановить силы, не допустить нового разорения русских земель).
В каком году Александр Невский стал великим князем владимирским?
(1252 год)
3. Наместники хана, возглавлявшие военные отряды, наблюдали за сбором дани.
(Баскаки)
4. Автор картины “Кончина Александра Невского”
(М.В. Нестеров)
II Конкурс. Головоломка “Новгородская земля”
Не входя в один и тот же квадрат дважды и не перескакивая через квадрат, прочтите написанные названия городов Новгородской земли в XIII веке.
Перед третьим конкурсом две ученицы читают отрывок из стихотворения К. Симонова “Ледовое побоище”:
1.
... Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы....И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел Дружину за собой.Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки.По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
2.
Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.Брело под взглядами косыми
Немало пойманных господ.
Впервые пятками босыми
Прилежно шлепая об лед...
III Конкурс. Кроссворд “Ледовое побоище”
В течение пяти минут команды должны ответить на вопросы кроссворда. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.
Вопросы по горизонтали:
1. Рыцари Тевтонского ордена.
2. Посадник, открывший вместе с изменниками-боярами ворота Пскова.
3. Озеро, на котором произошло Ледовое побоище.
4. Боевой порядок рыцарей во время Ледового побоища.
Вопросы по вертикали:
5. Новгородское народное собрание.
6. Русская пограничная крепость.
Правильные ответы по горизонтали: 1. Крестоносцы. 2. Твердила. 3. Чудское. 4. Свинья.
Правильные ответы по вертикали: 5. Вече. 6. Изборск
IV Конкурс “Угадай древнерусское произведение”
Каждой команде дается документ, который они должны назвать. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание для первой команды.
О светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озёрами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, сёлами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
Отсюда до венгров, до поляков и чехов; до Литвы и до немцев; от немцев до Корелы; от Корелы до Устюга, и за Белым морем; от моря до болгар и до мордвы, - всё то покорил Бог народу христианскому, все страны - великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели, а Литва из болота на свет не показывалась, а венгры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий Владимир не напал. А немцы радовались, далеко будучи за синим морем.
(“Слово о погибели русской земли”)
Задание для второй команды.
Прошли времена благоденствия, миновали брани князей на неверных. Брат сказал брату: “То моё, а это моё же!”
И стали князья про малое спорить, как о великом, и сами на себя крамолу ковать, а неверные со всех сторон набежали с победами на землю Русскую!
О! Далеко залетел ты, сокол, сбивая птиц к морю! А бесстрашному полку Игореву уже не воскреснуть! Жёны русские всплакали, приговаривая: “Уж нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами сглядеть, а злата-серебра много потратить!”
И застонал, друзья, Киев печалию, Чернигов - напастию, тоска разлилась по Русской земле.
Обильна печаль потекла среди земли Русской. Князья сами на себя крамолу ковали, а неверные сами с победами набегали на Русскую землю, в дань сбирая по белке со двора.
(“Слово о полку Игореве”)
Задание для третьей команды.
О злее зла честь татарская! Даниил Романович, князь великий, владетель Русской земли, Киева, и Владимира, и Галича, и иных стран, ныне сидит на коленях и холопом называется, и дани хотят, и грозы приходят.
О злая честь татарская! Его же отец был царь в Русской Земле, он же покорил Половецкую землю и воевал во многих других странах.
Злобе их и лести нет конца. Ярослава, великого князя суздальского, зельем уморили, Михаила, князя черниговского, со своим боярином Фёдором, ножом заклали, и они венец приняли мученический; иных многих князей избили и бояр.
(Ипатьевская летопись)
Таким образом, Александр Невский – великий князь владимирский, своими победами над шведами и немецкими рыцарями смог обезопасить западные границы Руси. Умелой политикой он облегчил тяготы монголо-татарского ига.
Подведение итогов: жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и определяет победителя. Победителем становится та команда, которая набрала большое количество баллов. Команда-победитель и призеры награждаются грамотами и получают памятные подарки. Можно поставить в журнал отметки за урок-игру (I место - “5”, II и III места – “4”).