Игра "Страницы истории"

Разделы: История и обществознание


Цели игры:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся по периоду истории России XVI - начала XVII в., об усилении централизованной власти в эпоху Ивана IV и событиях Смуты.
  2. Продолжить формировать умения анализировать, обобщать и сопоставлять факты, развивать элементы творчества у учащихся.
  3. Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств у ребят.

План игры.

1. Вступительное слово ведущего. Деление класса на команды, объявление правил игры.

2. Командные конкурсы

Iтур – Викторина (1 ответ – 1 балл)

II тур – Знания + внимание (1 ответ – 1 балл, 5 минут)

III тур – Кто это? (1 ответ – 1 балл)

IV тур – Криптограммы (1 ответ – 1 балл, 5 минут)

V тур – Афоризмы (1 ответ – 1 балл)

VI тур – Неожиданный конкурс (до 5 баллов)

3. Подведение итогов, выставление оценок.

Правила игры.

  1. Игра проводится в каждом 7 классе, участвуют 4 команды, в среднем по 6 человек.
  2. На подготовку отводится определенное время.
  3. Каждой команде задается свой вопрос. Если команда не ответила, опрашиваются другие команды. Если команды не могут ответить, ответ дает учитель.
  4. В случае нарушения дисциплины членами команды с неё снимаются 2 балла.
  5. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

I тур

Викторина

Ведущий:

  1. Кем приходилась Ивану Грозному Елена Глинская? (Мать)
  2. Как звали князя, бежавшего в Литву от царского гнева, автора “ Истории о великом князе Московском”? (Андрей Курбский)
  3. Как звали первого русского царя из династии Романовых? (Михаил)
  4. Кого прозвали “тушинским вором”? (Лжедмитрия II)
  5. В каком году состоялось венчание Ивана IV на царствование? (1547 г.)
  6. Сколько лет длилась Ливонская война? (25 лет)
  7. С какого года началось покорение Сибири? (1581 г.)
  8. В каком году прервалась династия Рюриковичей? (1598 г.)
  9. Назовите храм , построенный в честь взятия Казани? (храм В. Блаженного)
  10. Как звали живописца, расписавшего Феропонтов монастырь? (Дионисий)
  11. Как название первой русской печатной книги? (“ Апостол”)
  12. В какой книге содержались полезные советы в духе христианской морали? (Домострой)

II тур

Знания + внимание

Ведущий : Команды получают карточки со следующим заданием

Соотнесите название приказа с его функциями

1. Посольский а. Разбирал жалобы
2. Разрядный б. Назначал воевод в города
3. Поместный в. ведал полурегулярным войском
4. Стрелецкий г. судил “лихих людей”
5. Разбойный д. следил за охраной порядка в Москве
6. Большой казны е. наделял землёй служилых людей
7. Ямской ж. ведал внешними делами
8. Земский з. собирал налоги
9. Челобитный и. ведал почтовой службой

(1 – ж; 2 – б; 3 – е; 4 – в; 5 – г; 6 – з; - 7 – и; 8 – д; 9 – а).

III тур

Кто это?

Ведущий: По описанию команды должны узнать о ком идет речь

  1. В его царствование был сделан новый крупный шаг по пути развития поместного землевладения и закрепощения крестьян. Важным результатом этого стало ослабление княжеско-боярской знати и укрепление самодержавной власти. Современники этого человека – Иван Пересветов, Иван Федоров, Ермак. (Иван Грозный)
  2. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица; наружность вовсе не выражала его духовной природы. Богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавший в Боярской думы самые трудные вопросы, с живым темпераментом, мастер говорить, он обнаружил и довольно разнообразные познания. Заняв престол, он нарушал заветные обычаи священной московской старины: не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми общался просто. Его современниками были – Борис Годунов, Сигизмунд III, Иван Болотников. (Лжедмитрий I)
  3. Способный солгать под присягой , он легко менял свои убеждения ради корыстных целей. Мелочный, лживый и подозрительный, он не внушал любви своим подданным. Худой, низкорослый, сгорбленный, с морщинистым лицом, длинным носом и редкими волосами – сама его наружность отталкивала. Однако правление этого несимпатичного человека , продержись он на престоле подольше, могло бы открыть новую страницу в российской истории. Его современниками были Иван Болотников, патриарх Филарет, Прокопий Ляпунов, Сигизмунд III (Василий Шуйский)
  4. Правительница при малолетнем сыне. С её именем связывают две основные реформы периода централизации – денежную и губную. Умерла молодой. При анализе её останков нашли большую дозу мышьяка, что, по мнению ряда историков, подтверждает версию о насильственной смерти. (Елена Глинская)

IV тур

Криптограммы

Ведущий: Выполните следующее задание

1. Прочитайте название народно-патриотической повести XVII века

Ключ

(“Повесть об Азовском осадном сидении”)

2. Пользуясь ключом, прочитайте имя человека, который продолжил дело печатника И. Федорова

Ключ

(Андроник Невежа)

V тур

Афоризмы

Ведущий: По описанию вы должны узнать, о каком крылатом выражении идёт речь

  1. Эти слова имеют близкий смысл: обмануть, обжулить, перехитрить, хотя и связаны они с именами святых и с праздниками, в их честь устраиваемыми. В дни этих святых – 23 апреля , 26 ноября и 1 ноября крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Во время расчета между хозяином и работником каждая сторона старалась защитить свои интересы, а потому пускалась на всякие ухищрения, а порой и обман. Отсюда и возникли эти слова. (Объегорить и подкузьмить)
  2. Этим словом в Московской Руси назывался расшитый воротник боярской одежды. В дни Ивана Грозного подвергшегося опале и гневу боярина нередко сажали на тощую клячу, спиной вперёд, надев на него одежду наизнанку. В таком виде опального возили по всему городу под свист и улюлюканье толпы. Сейчас это выражение означает “ поступить вопреки общепринятому и естественному ”. (Шиворот-навыворот)
  3. На торжественных церемониях бояре должны были занимать места строго по чину и знатности. Между ними всегда шли споры о том, кто знатнее. Отсюда и пошло это выражение. (Поставить на место)
  4. Автором этого выражения считают Ивана Грозного. Митрополит Московский Филипп, в своих многочисленных грамотах к царю стремился убедить его отказаться от проводимой практики террора, отменить опричнину. Грозный строптивого митрополита презрительно называл Филькой, а его послания… это выражение означает документ, не имеющий юридической силы (Филькина грамота)

VI тур

Неожиданное задание

Ведущий: Это творческий конкурс. Команды должны разыграть следующие сценки:

1 команда - И. Грозный убивает сына.

2 - Покорение Ермаком Сибири

3 - Взятие Казани

4 - Избрание М. Романова царем

Подведение итогов

Ведущий подсчитывает баллы, объявляет команду – победительницу.

Выставляются оценки