Цели игры:
- Обобщить и закрепить знания учащихся по периоду истории России XVI - начала XVII в., об усилении централизованной власти в эпоху Ивана IV и событиях Смуты.
- Продолжить формировать умения анализировать, обобщать и сопоставлять факты, развивать элементы творчества у учащихся.
- Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств у ребят.
План игры.
1. Вступительное слово ведущего. Деление класса на команды, объявление правил игры.
2. Командные конкурсы
Iтур – Викторина (1 ответ – 1 балл)
II тур – Знания + внимание (1 ответ – 1 балл, 5 минут)
III тур – Кто это? (1 ответ – 1 балл)
IV тур – Криптограммы (1 ответ – 1 балл, 5 минут)
V тур – Афоризмы (1 ответ – 1 балл)
VI тур – Неожиданный конкурс (до 5 баллов)
3. Подведение итогов, выставление оценок.
Правила игры.
- Игра проводится в каждом 7 классе, участвуют 4 команды, в среднем по 6 человек.
- На подготовку отводится определенное время.
- Каждой команде задается свой вопрос. Если команда не ответила, опрашиваются другие команды. Если команды не могут ответить, ответ дает учитель.
- В случае нарушения дисциплины членами команды с неё снимаются 2 балла.
- Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
I тур
Викторина
Ведущий:
- Кем приходилась Ивану Грозному Елена Глинская? (Мать)
- Как звали князя, бежавшего в Литву от царского гнева, автора “ Истории о великом князе Московском”? (Андрей Курбский)
- Как звали первого русского царя из династии Романовых? (Михаил)
- Кого прозвали “тушинским вором”? (Лжедмитрия II)
- В каком году состоялось венчание Ивана IV на царствование? (1547 г.)
- Сколько лет длилась Ливонская война? (25 лет)
- С какого года началось покорение Сибири? (1581 г.)
- В каком году прервалась династия Рюриковичей? (1598 г.)
- Назовите храм , построенный в честь взятия Казани? (храм В. Блаженного)
- Как звали живописца, расписавшего Феропонтов монастырь? (Дионисий)
- Как название первой русской печатной книги? (“ Апостол”)
- В какой книге содержались полезные советы в духе христианской морали? (Домострой)
II тур
Знания + внимание
Ведущий : Команды получают карточки со следующим заданием
Соотнесите название приказа с его функциями
1. Посольский | а. Разбирал жалобы |
2. Разрядный | б. Назначал воевод в города |
3. Поместный | в. ведал полурегулярным войском |
4. Стрелецкий | г. судил “лихих людей” |
5. Разбойный | д. следил за охраной порядка в Москве |
6. Большой казны | е. наделял землёй служилых людей |
7. Ямской | ж. ведал внешними делами |
8. Земский | з. собирал налоги |
9. Челобитный | и. ведал почтовой службой |
(1 – ж; 2 – б; 3 – е; 4 – в; 5 – г; 6 – з; - 7 – и; 8 – д; 9 – а).
III тур
Кто это?
Ведущий: По описанию команды должны узнать о ком идет речь
- В его царствование был сделан новый крупный шаг по пути развития поместного землевладения и закрепощения крестьян. Важным результатом этого стало ослабление княжеско-боярской знати и укрепление самодержавной власти. Современники этого человека – Иван Пересветов, Иван Федоров, Ермак. (Иван Грозный)
- Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица; наружность вовсе не выражала его духовной природы. Богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавший в Боярской думы самые трудные вопросы, с живым темпераментом, мастер говорить, он обнаружил и довольно разнообразные познания. Заняв престол, он нарушал заветные обычаи священной московской старины: не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми общался просто. Его современниками были – Борис Годунов, Сигизмунд III, Иван Болотников. (Лжедмитрий I)
- Способный солгать под присягой , он легко менял свои убеждения ради корыстных целей. Мелочный, лживый и подозрительный, он не внушал любви своим подданным. Худой, низкорослый, сгорбленный, с морщинистым лицом, длинным носом и редкими волосами – сама его наружность отталкивала. Однако правление этого несимпатичного человека , продержись он на престоле подольше, могло бы открыть новую страницу в российской истории. Его современниками были Иван Болотников, патриарх Филарет, Прокопий Ляпунов, Сигизмунд III (Василий Шуйский)
- Правительница при малолетнем сыне. С её именем связывают две основные реформы периода централизации – денежную и губную. Умерла молодой. При анализе её останков нашли большую дозу мышьяка, что, по мнению ряда историков, подтверждает версию о насильственной смерти. (Елена Глинская)
IV тур
Криптограммы
Ведущий: Выполните следующее задание
1. Прочитайте название народно-патриотической повести XVII века
Ключ
(“Повесть об Азовском осадном сидении”)
2. Пользуясь ключом, прочитайте имя человека, который продолжил дело печатника И. Федорова
Ключ
(Андроник Невежа)
V тур
Афоризмы
Ведущий: По описанию вы должны узнать, о каком крылатом выражении идёт речь
- Эти слова имеют близкий смысл: обмануть, обжулить, перехитрить, хотя и связаны они с именами святых и с праздниками, в их честь устраиваемыми. В дни этих святых – 23 апреля , 26 ноября и 1 ноября крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Во время расчета между хозяином и работником каждая сторона старалась защитить свои интересы, а потому пускалась на всякие ухищрения, а порой и обман. Отсюда и возникли эти слова. (Объегорить и подкузьмить)
- Этим словом в Московской Руси назывался расшитый воротник боярской одежды. В дни Ивана Грозного подвергшегося опале и гневу боярина нередко сажали на тощую клячу, спиной вперёд, надев на него одежду наизнанку. В таком виде опального возили по всему городу под свист и улюлюканье толпы. Сейчас это выражение означает “ поступить вопреки общепринятому и естественному ”. (Шиворот-навыворот)
- На торжественных церемониях бояре должны были занимать места строго по чину и знатности. Между ними всегда шли споры о том, кто знатнее. Отсюда и пошло это выражение. (Поставить на место)
- Автором этого выражения считают Ивана Грозного. Митрополит Московский Филипп, в своих многочисленных грамотах к царю стремился убедить его отказаться от проводимой практики террора, отменить опричнину. Грозный строптивого митрополита презрительно называл Филькой, а его послания… это выражение означает документ, не имеющий юридической силы (Филькина грамота)
VI тур
Неожиданное задание
Ведущий: Это творческий конкурс. Команды должны разыграть следующие сценки:
1 команда - И. Грозный убивает сына.
2 - Покорение Ермаком Сибири
3 - Взятие Казани
4 - Избрание М. Романова царем
Подведение итогов
Ведущий подсчитывает баллы, объявляет команду – победительницу.
Выставляются оценки