Цели и задачи занятия:
- раскрыть причины реформ Никона и влияние реформ на дальнейшую жизнь страны;
- заинтересовать учащихся в изучении дополнительной литературы по теме;
- способствовать формированию у школьников навыков учебно-исследовательской работы, умение составлять схемы с помощью компьютера, краткие характеристики исторических деятелей;
- развивать способность оценивать факты, явления, события, высказывать обоснованные суждения о деятельности людей.
Оборудование: CD-ROM «История России и её ближайших соседей», карточки с отрывками из документов и характеристикой исторической личности, тесты,
Тип урока: практическое занятие.
Ход занятия
1. Причины церковных преобразований (схема).
2. Беседа по схеме.
Вопросы:
- В чем суть возникшей в начале XVI века теории «Москва – Третий Рим»?
- Причина создания кружка «ревнителей древнего благочестия».
- Как развивались в XVII веке взаимоотношения государства и церкви?
- Какую роль в преобразованиях сыграли личные качества Никона и Аввакума?
3. Работа с карточками
«Исторические портреты». О ком идет речь?
1 – до пятилетнего возраста оставался на попечении у царских «мам», – в 16 лет вступил на престол; – ревностно исполнял церковные обряды; – в его царствование произошло воссоединение Украины с Россией; – в период его правления произошли крупные восстания, которые были подавлены; – любил соколиную охоту; – он первый среди русских царей стал сам подписывать документы. |
2 – родился в семье священника; – в 32 года возведен в протопопы (старшие священники); – сблизился с кружком «ревнителей древнего благочестия»; – царь заточил его в подвал монастыря, затем сослан в Сибирь; – возвращен в Москву, предложили место духовника царя – отказался; – решением церковного собора был расстрижен и предан анафеме; – по указу царя был заживо сожжен в сруб «за великие на царский дом хулы» |
3 – в 17 лет была выдана замуж; – после смерти мужа ей досталось одно из самых больших состояний того времени; – встала на сторону тех, кто поддержал старую веру; – приняла тайное иночество под именем Феодоры и отказалась принять участие в царской свадьбе; – взята под стражу и посажена в земляную тюрьму; – почитается старообрядцами как святая преподобномученница. |
4 – сын мордовского крестьянина; – после смерти детей вместе с женой принял монашеский постриг; – вошел в кружок «ревнителей древнего благочестия»; – один из главных реформаторов церкви; – царь Алексей Михайлович называл его «собинным другом»; – построил несколько монастырей, среди них Иверский на Валдае; – свою жизнь закончил простым монахом. |
Рассмотрите изображения и объясните , какие из них относится к старообрядчеству, почему?
ТЕСТЫ
1. Главный итог церковных реформ середины XVII в.:
А) укрепление положения православной церкви;
Б) раскол в православной церкви;
В) принятие унии с католической церковью;
Г) появление патриаршества.
2. По какому принципу образованы ряды?
А) Никон, Аввакум , Федор Ртищев, Стефан Вонифатьев.
Б) Иверский монастырь на Валдае, Крестовоздвиженский монастырь на озере Кий, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой.
3. О чем идет речь?
Власть не могла примириться со староверием и обитель была осаждена правительственными войсками. Мощные стены и богатые припасы продовольствия позволили монахам выдержать длительную осаду. Осада оставалась безрезультатной пока в 1676 г. не нашелся предатель, выдавший правительственным воеводам тайный лаз. Из 500 защитников монастыря в живых остались лишь 60.
4. О ком из русских церковных деятелей идет речь?
«Уже в 19 лет он стал священником, в зрелые годы достиг такого положения, что влиял на царя . Его отличала жесткость и непреклонность. Сурово распространялся со своими противниками. Лишенный своего сана, остаток жизни провел в монастыре».
А) Иов.
Б) Никон.
В) Филарет.
Г) Аввакум.
5. Форма старообрядческого креста __________________________.
6. Кто является лишним в ряду?
Боярыня Морозова, княгиня Урусова, Мария Данилова, Мария Милославская.
7. Установите соответствие между датами и событиями:
1) | 1649 г. | А) | По приказу царя сожжен на костре Аввакум |
2) | 1652 г. | Б) | Прибытие в Москву иерусалимского патриарха Паисия |
3) | 1667 г. | В) | Лишение Никона патриаршего сана |
4) | 1682 г. | Г) | Избрание Никона патриархом |
8. Соотнесите имена исторических деятелей XVII в. с их высказываниями.
- Алексей Михайлович.
- Патриарх Никон.
- Протопоп Аввакум.
А) «Я хоть и русский, и сын русского, но вера моя и убеждения – греческие».
Б) «Ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступок».
В) «Все бренно в этом мире, и власть земная не исключение».
Г) «…Ты пренебрег царское величество и пишешься Великим Государем, а у нас один Великий Государь-царь».
Д) «Избранный и крепкостоятельный пастырь. Наставник душ и телес, возлюбленный любимец и содружебник, солнце, светящее во всей вселенной, собинный друг душевный и телесный».
Е) «Зима хочет бытии, сердце озябло и ноги задрожали».
Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:
«Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Архиепископ в Тобольске к месту устроил меня. Тут у церкви великия беды постигоша меня…Посеем указ пришел: велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что бранно от писания и укоряю ересь Никонову …И отдали меня Афонасью Пашкову в полк. А с Москвы от Никона приказано ему мучить меня…сковали руки и ноги и на беть кинули. Осень была, дождь на меня шел, всю нощь под капелию лежал. Как били, так не больно было с молитвою».
- Кто автор документа?
- Как называется документ?
- Какое событие нашло отражение в документе?
Ответы на тесты:
- Б.
- А – деятели церкви участники кружка «ревнителей древнего благочестия».
Б – монастыри основанные патриархом Никоном. - Осада Соловецкого монастыря правительственными войсками.
- Никон.
- Форма креста восьмиконечная.
- Мария Милославская.
- 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А.
- 1-Г, Д. 2-А, В. 3-Б, Е.
На документ:
- Протопоп Аввакум.
- «Житие Протопопа Аввакума».
- Реформа патриарха Никона.