Тема урока: «Берлинский конгресс».
Цели урока:
- Проследить переход России от поражения в Крымской войне к блистательной победе в русско-турецкой войне.
- Познакомиться с деятельностью русской дипломатии на Берлинском конгрессе.
Оборудование:
- Схема №1 «Внешняя политика России во второй половине XIX века».
- Таблица №1 «Сан-Стефанский мирный договор».
- Таблица №2 «Берлинский трактат».
- Выставка используемой литературы.
- Карта «Территориально-политический раздел мира в 1871-1914 гг.».
Подготовка к уроку:
Учащимся:
1. Повторить параграфы 15, 25 (учебник Захарова).
2. Опережающая группа – ученики готовятся к ролевой игре Берлинский конгресс:
2.1. Представители России:
- излагают условия Сан-Стефанского мирного договора;
- приводят доводы в защиту своей позиции;
- обращаются к представителям Германии и Австро-Венгрии с просьбой о поддержке, напоминая о «Союзе трех императоров»;2.2. Представители Германии:
- Германия выражает недовольство позицией России во франко – германском конфликте 1875 года.
2.3. Представители Австро-Венгрии:
- Австро-Венгрия предъявляет требования передачи ей турецких провинций Боснии и Герцеговины.
2.4. Все страны недовольны усилением России на Балканах и требуют уменьшения территорий Сербии и Черногории и ликвидации единого независимого Болгарского государства. Излагают статьи Берлинского трактата.
3. Представители России:
- соглашаются подписать Берлинский трактат;
- объясняют, чем он был невыгоден для России.
Учителю:
- Помочь учащимся поработать с дополнительной литературой при подготовке сообщений.
- Продумать оформление урока.
ХОД УРОКА
I. Постановка целей
Вступительное слово учителя. В 1856 году
Россия потерпела поражение в Крымской войне, её
международное положение ухудшилось. После войны
Александр II начал проводить коренные реформы в
стране. Их успех в немалой степени зависел от
внешней политики. Новым министром иностранных
дел был назначен князь Горчаков, талантливый
дипломат. Он вел, осторожную политику, избегал
вступать в военные союзы и конфликты. В его
дипломатической карьере был и Берлинский
конгресс.
Цель нашего урока – проследить переход России от
поражения в Крымской войне к блистательной
победе в русско-турецкой войне и рассмотреть
роль русской дипломатии на Берлинском конгрессе.
Для подготовки этого урока была создана
опережающая группа, работу которой вы увидите по
ходу урока, были сделаны таблицы, подготовлена
выставка используемой литературы и все это
делалось с одной целью – понять, как сложно
иногда завоеванную победу не потерять.
II. Актуализация знаний
– Повторение домашнего задания мы начнем
сегодня со схемы «Внешняя политика России во
второй половине XIX века» (Приложение
1). Черным отмечено то, что вы уже знаете,
а красным, что вам предстоит узнать.
– На предыдущих уроках мы с вами говорили о том,
что такое внешняя политика и война.
– Что такое политика?
– Каких видов бывает внешняя политика?
– Что такое внешняя политика?
– Вроде бы два мирных слова внешняя и политика, а
неправильное ее ведение может привести к войне.
– Давайте вспомним, что такое война.
– Какие виды войн вы знаете?
– А ведь первое внешнеполитическое событие,
которое произошло во II половине XIX века, была
война.
- Какое название получила эта война? (Крымская война)
- Какая она была освободительная или завоевательная?
- Назовите даты войны.
- Каковы причины войны? (Борьба за турецкие владения – решение восточного вопроса)
- Какие страны участвовали в Крымской войне? (Россия, Франция, Англия, Австро-Венгрия, Турция). Покажите их на карте.
- Чем закончилась война для России? (Поражением)
- Каковы причины поражения России? (1. Экономическая отсталость страны. 2. Военно-техническая отсталость. 3. Отсутствие железно-дорожного транспорта. 4. Парусный флот вместо парового. 5. Рекрутская система набора в армию. 6. Крепостное право)
- В каком документе зафиксирован итог войны? (Парижский мирный договор)
- Что стало с Россией после подписания Парижского договора? (Политическая изоляция)
– Итоги Крымской войны ярко отразились в
словах Ленина: «Крымская война показала, всю
гнилость и отсталость России!»
И все же, внешняя политика России во второй
половине XIX века была вполне успешной. Не смотря
на тяжелые итоги Крымской войны, внешняя
политика России стала развиваться динамично.
Россия нашла в себе силы, чтобы поднять свой
престиж на международной арене. Империя
значительно расширилась за счет Средней Азии.
Правда, была продана Аляска. В дипломатическом
плане Россия добилась не только выхода из
международной изоляции, последовавшей после
Крымской войны, но и усилила свое влияние в
Европе.
Опережая ваши знания, я вам расскажу о событиях,
которые нам необходимы для изучения данной темы,
речь о которых пойдет в IV четверти на уроках по
истории Нового времени.
В 1870 годах в Европе разворачиваются события, в
результате которых образовалась Германская
империя. Когда началась франко-прусская война у
России был шанс отказаться от унизительных
статей Парижского мирного договора, т.к. Франция
была в стадии войны и не имела возможности
заниматься другими внешнеполитическими
вопросами. В борьбу вступает русская дипломатия.
Как только образовалась Германская империя, она
стала искать себе союзников и нашла их в лице
России и Австро-Венгрия. Германия, Россия и
Австро-Венгрия в 1873 году составили «Союз трех
императоров».
- Какова цель «Союза трех императоров»? (Целью «Союза» было устранение возможных разногласий между этими странами. При угрозе нападения на одну из них участницы «Союза» должны были договариваться о совместных действиях)
- Какую цель преследовала Россия при вступлении в «союз трех императоров»? (Целью России при вступлении в «Союз трех императоров» было не допустить антирусского союза Германии и Австро-Венгрия)
- Какую цель преследовала Германия при вступлении в Союз? (Цель Германии при вступлении в «Союз трех императоров» - развязать себе руки для действий против Франции, однако в 1875 году Россия не допустила новой войны Германии с Францией)
– Скажите, ребята, для вас важно в жизни иметь
друзей? А каких? Вот и Россия искала себе таких
друзей. Однако хоть Россия и восстановила к
середине 70-х гг. статус европейской державы все
же ей не удалось найти верных союзников: «Союз
трех императоров» был непрочен и не содержал
обязательств сторон.
И, как уже было сказано, к середине 70-х гг. Россия
восстановила свой статус европейской державы,
что повлекло за собой укрепление России на
Балканах. Европейские страны не желали допустить
усиления России на Балканах, и поэтому в 70-е годы
обострился восточный вопрос.
- С чем еще был связан восточный вопрос 70-х гг. XIX века и к чему он привел? (Он был связан с усилением борьбы балканских народов против турецкого владычества. Россия, считавшаяся защитницей народов Балканского полуострова, вступила в войну против Турции)
- Какая это была война освободительная или завоевательная?
- Назовите даты русско-турецкой войны?
- Каков итог русско-турецкой войны?
- В каком документе зафиксировано?
- Перечислите основные статьи Сан-Стефанского договора?
Таблица №1
«Сан-Стефанский договор»
|
|
|
|
Историческая справка:
Война, в которой погибли около 200 тыс. русских
воинов, завершилась. Главный её итог –
возвращение к государственной жизни болгарского
народа, 5 веков не существовавшего на
политической карте мира. Забытый Европой,
обескровленный Турцией, этот народ благодаря
удивительной силе духа сохранил свой
национальный язык, религию, традиции,
достоинство.
В память о героических событиях тех лет, во славу
русских и болгарских воинов на Шипке сооружен
величественный памятник. А 28 ноября 1887 года в
Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в
день десятилетия освобождения Плевны был открыт
памятник – часовня гренадерам, героям Плевны.
Скромная надпись на нем гласит: «Гренадеры своим
товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28
ноября 1878 года. В память войны с Турцией 1877 – 1878
гг.».
После подписания Сан-Стефанского мирного
договора, восточный вопрос вступил в свою
последнюю, завершающую стадию.
Западноевропейские правительства выразили
протест против условий Сан-Стефано. Англия и
Австро-Венгрия отказались признать условия
Сан-Стефанского мира. По их настоянию летом 1878
года состоялся Берлинский конгресс, с участием 6
держав, подписавших Парижский мирный договор.
- Какие страны участвовали при подписании Парижского договора?
– 13 июня 1878 года в Берлине под председательством канцлера Германии Отто фон Бисмарк. Целью конгресса для правительства Запада сводилась к тому, чтобы приуменьшить значение победы России в русско-турецкой войне и утвердить собственное влияние на Балканах. Одновременно с этим они добивались ослабления вновь созданных славянских государств на Балканах.
- Какие государства были созданы на Балканах? Покажите их на карте.
– На конгрессе все страны преследовали свои
интересы. Но у всех европейских стран была одна
общая цель – ослабить Россию на Балканах путем
пересмотра Сан-Стефанского договора.
Решать военные вопросы мирным путем всегда очень
сложно. Ведь на поле боя воюют шпагой, а здесь
словом. Я думаю, никто из нас не был на
международных конгрессах. И мы сейчас
постараемся воссоздать ту картину Берлинского
конгресса, приоткрыть завесу той политической и
дипломатической борьбы. Проследить позиции
стран участниц конгресса. Проследить, как
поведет себя российская делегация во главе с
Горчаковым.
На конгрессе наибольшая борьба развернулась
между Россией, Германией и Австро-Венгрией. Вот у
нас представители Германии во главе с Отто фон
Бисмарком, представители России во главе с
Горчаковым, представители Австро-Венгрии во
главе с Андраше.
III. Изучение нового материала
1. Ролевая игра «Берлинский конгресс»
– Заседание конгресса открывается.
Выступления опережающей группы:
- Открывает конгресс Отто фон Бисмарк. (Приложение 2)
Учитель: На вступительной речи Бисмарк заявил себя нейтральным посредником по отношению ко всем странам участницам Берлинского конгресса. Какие предложения и требования представит Россия. Давайте послушаем.
- Выступление представителей России. (Приложение 3)
Учитель: Россия изложила свои позиции относительно Сан-Стефанского договора и попросила поддержки у Германии и Австро-Венгрии. Как поведет себя Германия? Окажет ли она поддержку России?
- Выступление представителя Германии. (Приложение 4)
Учитель: Германия явно дала понять России, что на её поддержку Россия может не рассчитывать. Как поведет себя Австро-Венгрия?
- Выступление представителей Австро-Венгрии. (Приложение 5)
Учитель: Россия потеряла двух
союзников, на поддержку которых она
рассчитывала. В результате острых дебатов и
споров, стороны составили статьи Берлинского
трактата. После составления Берлинский трактат
был еще раз роздан странам участницам
Берлинского конгресса для ознакомления перед
подписанием.
Давайте выслушаем, какие статьи еще были приняты:
- Отто фон Бисмарк (объявляет условия трактата). (Приложение 6)
Учитель: Надежды России не оправдались. Как сейчас поведет себя Россия?
- Заключительное слово представителей России. (Приложение 7)
- Завершает конгресс Отто фон Бисмарк (подписываются условия Берлинского трактата). (Приложение 8)
– Мы понимаем недовольство российской делегации. Но, оказавшись в изоляции, опасаясь возможной войны с объединенной Европой и Турцией в условиях революционного брожения в стране, русская делегация на конгрессе была бессильна отстаивать условия Сан-Стефанского договора. Хоть сторонам было очень сложно договориться, Берлинский трактат был подписан.
2. Сравнительный анализ результатов Берлинского трактата и Сан-Стефанского мирного договоров.
- Скажите, почему Россия осталась в изоляции на Берлинском конгрессе?
- Давайте вспомним статьи Берлинского трактата?
Таблица №2
«Берлинский трактат»
|
|
|
|
– А сейчас проведем сравнительную характеристику Сан-Стефанского договора и Берлинского трактата. Что же Россия отстояла, а что потеряла? (Работа со схемами, записи в тетради).
IV. Заключительное слово учителя и подведение итогов
– После окончания Берлинского конгресса глава
русской делегации канцлер Горчаков отсылает
царю доклад, в котором написал: «Берлинский
конгресс есть самая черная страница в моей
служебной карьере!». Царь пометил: «И в моей
тоже».
Да, мы, бесспорно, можем считать Берлинский
конгресс черным пятном в российской дипломатии,
да, России пришлось поступиться своими
принципами, да, Россией были недовольны народы
Балканского полуострова, но и Россия тоже что-то
поимела – это тоже исторический факт.
Да мы можем очернять, мы можем ругать российскую
делегацию, но есть один бесспорный факт. Который
почувствовал Горчаков и русская делегация –
воевать против всей Европы, значит потерять все.
Скажите, как изменился политический вес России
на международной арене после Берлинского
конгрессе?
Но ведь будучи в изоляции Россия сумела отстоять
некоторые свои позиции, сумела не остаться в
политической изоляции после Берлинского
конгресса, Россия отстояла и не потеряла влияние
на Балканах и в последующие годы внешняя
политика России развивалась динамично.
Плодами побед российского оружия в
русско-турецкой войне воспользовались
европейские страны. Балканский кризис был
разрешен лишь на время.
Мы не использовали еще одну часть схемы – это
Кризис и распад «Союза трех императоров» и
образование «Тройственного союза». А составлена
она для того, чтобы вы имели представление о том,
к чему привел Берлинский конгресс. Это темы наших
последующих уроков, запланированных на IV
четверть по курсу новой истории. И с этой
таблицей мы еще будем работать.
Ну, что ж мне хотелось бы подвести итоги нашего
урока. А кого заинтересовала тема сегодняшнего
урока, кто желает познакомиться с ней поближе, вы
можете обратиться к выставленной здесь
литературе, которая использовалась для
подготовки урока.
За работу на уроке оценку 5 получают …, оценку 4 –
… После звонка с дневникам подойдите ко мне.
V. Дифференцированное домашнее задание
– Домашнее задание каждый для себя выберет сам:
- На тройку: выполнить задание в контурной карте.
- На четверку: параграф №53, прочитать ответить на вопросы 1, 2, 5, 7.
- На пятерку: сочинение «Россия в европейской политике II половине XX века: достижения и просчеты»