Открытый урок в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся знания об истории, культурных особенностях жизни народов и государств, соседствующих с восточными славянами;
  2. Охарактеризовать хозяйственные занятия соседствующих с восточными славянами народов и государств, их влияние на развитие славянских племен.
  3. Рассмотреть взаимоотношения восточных славян с этими племенами, государствами;
  4. Развивать умения работать с картой;
  5. Развивать познавательные интересы учащихся;
  6. Продолжить работу по формированию мировоззренческих основ личности;
  7. Расширять кругозор учащихся;
  8. Воспитывать уважение к своим предкам, уважительное отношение к истории других народов;
  9. Воспитывать культуру общения через эмпатию, толерантность.

Задачи:

  1. Отработка навыков самообразования.
  2. Обучение приемам самостоятельной работы с учебником и картой.
  3. Обучение приемам составления презентации.

Тип урока: урок-взаимообучение.

Оборудование: мультимедиа оборудование, магнитная доска, конверты с дифференцированными заданиями для каждой группы, карточки с обозначением каждой группы.

Расстановка на уроке: парты сдвинуты, в центре экран для показа мультимедиа.

План урока.

1. Вызов.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня Вы побываете на интересном уроке, где каждый из вас сможет проявить себя и свои возможности. Для начала давайте с вами угадаем тему урока, и в этом нам поможет кроссворд. Разгадав его, вы узнаете, о чем будет речь на уроке. Для этого, вам надо будет прочитать ключевое слово кроссворда, выделенное желтым цветом.

/Приложение 1/

/Решение кроссворда. Ученики называют слово “соседи”/.

Учитель: Чтобы определить тему нашего урока, вспомните, что вы изучали на прошлом уроке и свяжите тему прошлого урока с ключевым словом кроссворда.

А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

/Ученики называют тему урока: “Соседи восточных славян”. Учитель показывает название темы урока на презентации/.

Учитель: А как вы считаете, что обозначает слово “соседи”?

/Ученики называют различные варианты своего понимания слова “соседи”/

Учитель: по словарю Ожегова “Сосед – это человек, проживающий вблизи кого-либо”.

Кроме того, мы сегодня пополним наш словарь следующими историческими терминами.

Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

Колонизация – заселение, освоение пустующих земель.

Каганат – государство у тюркских племен, го главе которого стоял хаган или каган.

А как вы думаете, какие народы могли проживать в соседстве со славянами?

А какие отношения могут быть между народами и государствами?

/Учащиеся называют: дружелюбные, торговые, враждебные…/.

Учитель: Давайте углубим наши знания по теме.

Сегодня на уроке мы познакомимся с народами и государствами, проживающими в соседстве со славянами, их бытом и взаимоотношениями.

2. Осмысление.

/Учащиеся распределены по группам заранее. На столах у каждой группы лежит конверт с информационными карточками и картинками, большой лист бумаги с контурами, информация о названии для каждой группы/.

Обозначения групп:

Славянские племена.

Финноугорские и скифосарматские племена.

Тюрский и Аварский каганаты.

Хазарский каганат.

Волжская Булгария.

Византия.

Учитель: Работать мы будем в группах.

Итак, выберите руководителя группы. Время пошло. /Пауза/. Руководители групп, поднимите руки.

А теперь, руководители групп, возьмите “Памятку для руководителей” и распределите обязанности. Вы должны распределить информационные карточки между членами группы и назначить одного или нескольких человек, которые будут отвечать перед классом. Один ученик из группы является ассистентом отвечающего и показывает территорию расселения народа или границы государства по карте. Другой участник группы – делает презентацию материала на контурной карте и магнитной доске. Остальные дополняют ответ и помогают работать с картой.

/Пауза, руководитель распределяет задания внутри группы/.

Учитель: Итак, начинаем работу. У вас на партах и на экране представлен алгоритм подготовки к презентации материала. Ознакомьтесь с ним. /Пауза/.Все ли вам понятно?

Если все понятно, начинайте работать. На подготовку презентации даю время 5 минут. Время пошло.

/Учитель засекает время, консультирует учащихся в группах/.

3. Стадия рефлексии.

Учитель: А теперь, вы должны внимательно выслушать представителей других групп, и в процессе их выступления заполнять контурную карту картинами и символами.

Время на представление презентации – 2 минуты.

По очереди презентацию представляют последовательно 1 группа “Восточные славяне”, 2 группа “Финноугорские и скифосарматские племена”, 3 группа “Тюркский и Аварский каганаты”, 4 группа “Хазарский каганат”, 5 группа “Волжская Булгария”, 6 группа “Византия”.

Учитель: Спасибо группам! Даю 30 секунд, чтобы закончить оформление контурной карты, и сдать ее экспертной группе.

/Экспертная группа, состоящая из учащихся этого же класса, оценивает ответы и презентации по имеющимся у них критериям/.

Учитель: А пока экспертная группа оценивает ваши ответы и презентации на контурной карте, давайте еще раз вспомним все, что мы с вами изучили и ответим на вопросы. Внимание на экран!

/Показ слайдов с вопросами, учащиеся отвечают на вопросы фронтально/.

Учитель: Спасибо! Все группы показали свои знания по пройденной теме. А что же скажет экспертная группа. Как справились наши ребята?

/Выступает представитель экспертной группы, подводит итоги работы ( раскрывает критерии, по которым оценивала экспертная группа, отмечает положительные моменты проявления высокой степени творчества учащихся, успехи коллективной деятельности)

Учитель: Поблагодарим экспертную группу, которая также ответственно и творчески подошла к решению своей задачи.

А теперь, ребята, мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу урока. Понравился ли он вам? Поднимите то солнышко, которое больше всего подходит для обозначения вашего настроения в конце урока (улыбается, грустит или не выражает эмоций).

/Учащиеся поднимают “солнышко”/.

Спасибо! Урок закончен.