Цели урока:
- Сформировать у учащихся знания об истории, культурных особенностях жизни народов и государств, соседствующих с восточными славянами;
- Охарактеризовать хозяйственные занятия соседствующих с восточными славянами народов и государств, их влияние на развитие славянских племен.
- Рассмотреть взаимоотношения восточных славян с этими племенами, государствами;
- Развивать умения работать с картой;
- Развивать познавательные интересы учащихся;
- Продолжить работу по формированию мировоззренческих основ личности;
- Расширять кругозор учащихся;
- Воспитывать уважение к своим предкам, уважительное отношение к истории других народов;
- Воспитывать культуру общения через эмпатию, толерантность.
Задачи:
- Отработка навыков самообразования.
- Обучение приемам самостоятельной работы с учебником и картой.
- Обучение приемам составления презентации.
Тип урока: урок-взаимообучение.
Оборудование: мультимедиа оборудование, магнитная доска, конверты с дифференцированными заданиями для каждой группы, карточки с обозначением каждой группы.
Расстановка на уроке: парты сдвинуты, в центре экран для показа мультимедиа.
План урока.
1. Вызов.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня Вы побываете на интересном уроке, где каждый из вас сможет проявить себя и свои возможности. Для начала давайте с вами угадаем тему урока, и в этом нам поможет кроссворд. Разгадав его, вы узнаете, о чем будет речь на уроке. Для этого, вам надо будет прочитать ключевое слово кроссворда, выделенное желтым цветом.
/Решение кроссворда. Ученики называют слово “соседи”/.
Учитель: Чтобы определить тему нашего урока, вспомните, что вы изучали на прошлом уроке и свяжите тему прошлого урока с ключевым словом кроссворда.
А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
/Ученики называют тему урока: “Соседи восточных славян”. Учитель показывает название темы урока на презентации/.
Учитель: А как вы считаете, что обозначает слово “соседи”?
/Ученики называют различные варианты своего понимания слова “соседи”/
Учитель: по словарю Ожегова “Сосед – это человек, проживающий вблизи кого-либо”.
Кроме того, мы сегодня пополним наш словарь следующими историческими терминами.
Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.
Колонизация – заселение, освоение пустующих земель.
Каганат – государство у тюркских племен, го главе которого стоял хаган или каган.
А как вы думаете, какие народы могли проживать в соседстве со славянами?
А какие отношения могут быть между народами и государствами?
/Учащиеся называют: дружелюбные, торговые, враждебные…/.
Учитель: Давайте углубим наши знания по теме.
Сегодня на уроке мы познакомимся с народами и государствами, проживающими в соседстве со славянами, их бытом и взаимоотношениями.
2. Осмысление.
/Учащиеся распределены по группам заранее. На столах у каждой группы лежит конверт с информационными карточками и картинками, большой лист бумаги с контурами, информация о названии для каждой группы/.
Обозначения групп:
Славянские племена.
Финноугорские и скифосарматские племена.
Тюрский и Аварский каганаты.
Хазарский каганат.
Волжская Булгария.
Византия.
Учитель: Работать мы будем в группах.
Итак, выберите руководителя группы. Время пошло. /Пауза/. Руководители групп, поднимите руки.
А теперь, руководители групп, возьмите “Памятку для руководителей” и распределите обязанности. Вы должны распределить информационные карточки между членами группы и назначить одного или нескольких человек, которые будут отвечать перед классом. Один ученик из группы является ассистентом отвечающего и показывает территорию расселения народа или границы государства по карте. Другой участник группы – делает презентацию материала на контурной карте и магнитной доске. Остальные дополняют ответ и помогают работать с картой.
/Пауза, руководитель распределяет задания внутри группы/.
Учитель: Итак, начинаем работу. У вас на партах и на экране представлен алгоритм подготовки к презентации материала. Ознакомьтесь с ним. /Пауза/.Все ли вам понятно?
Если все понятно, начинайте работать. На подготовку презентации даю время 5 минут. Время пошло.
/Учитель засекает время, консультирует учащихся в группах/.
3. Стадия рефлексии.
Учитель: А теперь, вы должны внимательно выслушать представителей других групп, и в процессе их выступления заполнять контурную карту картинами и символами.
Время на представление презентации – 2 минуты.
По очереди презентацию представляют последовательно 1 группа “Восточные славяне”, 2 группа “Финноугорские и скифосарматские племена”, 3 группа “Тюркский и Аварский каганаты”, 4 группа “Хазарский каганат”, 5 группа “Волжская Булгария”, 6 группа “Византия”.
Учитель: Спасибо группам! Даю 30 секунд, чтобы закончить оформление контурной карты, и сдать ее экспертной группе.
/Экспертная группа, состоящая из учащихся этого же класса, оценивает ответы и презентации по имеющимся у них критериям/.
Учитель: А пока экспертная группа оценивает ваши ответы и презентации на контурной карте, давайте еще раз вспомним все, что мы с вами изучили и ответим на вопросы. Внимание на экран!
/Показ слайдов с вопросами, учащиеся отвечают на вопросы фронтально/.
Учитель: Спасибо! Все группы показали свои знания по пройденной теме. А что же скажет экспертная группа. Как справились наши ребята?
/Выступает представитель экспертной группы, подводит итоги работы ( раскрывает критерии, по которым оценивала экспертная группа, отмечает положительные моменты проявления высокой степени творчества учащихся, успехи коллективной деятельности)
Учитель: Поблагодарим экспертную группу, которая также ответственно и творчески подошла к решению своей задачи.
А теперь, ребята, мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу урока. Понравился ли он вам? Поднимите то солнышко, которое больше всего подходит для обозначения вашего настроения в конце урока (улыбается, грустит или не выражает эмоций).
/Учащиеся поднимают “солнышко”/.
Спасибо! Урок закончен.