Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика, Мастер-класс

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: мнемотаблицы


Подготовили:
Шекель М.Ю.
тьютор, учитель-логопед
Чибисова Н.В.,
учитель-логопед

Цель: продемонстрировать опыт работы по использованию игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Познакомить с игровыми технологиями, методами и приёмами, используемыми на логопедических занятиях.
  • Мотивировать педагогов, на использование в своей практике разнообразных игр и упражнений;
  • рефлексия участниками мастер-класса собственного педагогического опыта.

Слайд №1. Добро пожаловать на МК.

Наталья - Слайд № 2. Тема мастер-класса

Марина - Цели и задачи. Слайд №3

Наталья - Слайд №4 -

План проведения мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть - квест-путешествие на авиалайнере. (проведение игр и упражнений по развитию познавательной активности)
3. Рефлексия.

Марина - Эпиграфом к нашему сотрудничеству будут слова К.Д.Ушинского

(слайд) «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным - первоначальная задача обучения»

Наталья - На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательно-речевой активности детей. Очень важно развить у ребёнка речь, мышление, внимание, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Марина - Проанализировав и изучив разнообразные технологии и методы, мы пришли к выводу, что особенно эффективными в работе с детьми младшего школьного возраста является игровая технология, которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических и дидактических игр.

Наталья - Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам и выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие.

Марина - Произнеся фразу «Давай поиграем!», вы, наверное, замечали, с каким искренним интересом реагирует на неё ребёнок. Дети с огромным удовольствием занимаются тем, что их по-настоящему захватывает, позволяет свободно выражать свои мысли, желания, фантазии. Игра - это единственный язык, который легко даётся детям. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Наталья - И сейчас мы на практике покажем вам некоторые виды игр и упражнений, которые больше всего любят наши ученики и, которые мы чаще всего используем на практике. А чтобы мастер-класс был интересным, мы решили провести его в нетрадиционной форме в виде квест-путешествия на авиалайнере. (Билеты на борт!)

Просим не стесняться и принимать активное участие.

Сигнал: Уважаемые дамы и господа мы рады приветствовать вас на борту авиалайнера «Школьная жизнь», который вскоре совершит взлёт с аэродрома Таловской средней школы. Мы будем следовать по курсу Школьный континент - континент «Педагогических идей». За штурвалом самолёта пилоты высшего класса, а также во время полёта с вами будут наши обаятельные борт-проводницы Наталья Викторовна и Марина Юрьевна.

На протяжении всего полёта вам будут предложены прохладительные напитки, увлекательная программа и отличное настроение. Усаживайтесь поудобнее, мы взлетаем….Приятного полёта!!!

Звук самолёта.

Марина - Доброе утро наши дорогие педагоги!

Наталья - Доброе весеннее утро. Во время полёта запрещается катапультироваться до приземления авиалайнера и отказываться принимать активное участие.

Марина - Во время полёта разрешено активно участвовать в квесте и накапливать багаж знаний, умений и навыков.

Наталья - Наш полёт будет проходить на высоте. Время полёта 45 минут. Во время полёта возможно попадание в зону турбулентности, встреча с грозовыми облаками и магнитные колебания. Просьба не обращать на это внимание и продолжать заряжаться педагогическими идеями и хорошим настроением на борту нашего авиалайнера.

Марина - Пять минут - полёт нормальный. Температура за бортом тёплая, солнечная. Озарённая улыбками. ( психология. И чтобы настроиться на сотрудничество давайте с вами познакомимся, а сделаем мы это следующим образом. Я называю своё имя и называю два качества, характеризующие меня, как личность, на первую букву моего имени) … (передача самолёта)

Наталья - Наш лайнер летит стремительно вперед. С высоты полёта мы можем разглядеть все уголки нашего необъятного, любимого школьного континента. (слайд с видами неба и самолета)

Марина - Наш авиалайнер пролетает над автономным округом «Игралия», и сейчас мы с вами окунемся в водоворот игровых технологий.

Играем в вопросы (слайд) Марина читает и задаёт по одному вопросу.

Вопросы на развитие образного мышления, воображения.

- «На что похоже?», «Как выглядит?» (На что похоже это облако? Гора? Веревка? и т.п.)

Вопросы на осмысление явлений окружающего мира.

- «Для чего?» (Для чего дети ходят в школу?) - «Что такое?» (Что такое свет?) - «Что это значит…?» (Что означает «угрожать»?).

Вопросы на выявление причинно-следственной связи.

- «Что будет, если..?» (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если автобус начнет петь?)

Вопросы на выявление аналитического мышления.

- «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня?)

Наталья -Уважаемые пассажиры просим вас с помощью ниточек изобразить букву (К) (учителя выполняют ниткографию. (К)

Марина - Слайд самолёт летит вперед и мы продлжаем путешествовать дальше!

Сигнал. Внимание, внимание, внимание!!! Прямо по курсу остров. Самолёт вынужден совершить посадку. Просьба пассажиров пристегнуть ремни безопасности. Наши радары подсказывают нам, что остров обитаемый, загадочный. Остров «Загадаскар»

Наташа - Каждый из нас применял и применяет в своей практике загадки. Всем нам известно, что детям нравится отгадывать загадки. Как выяснилось, наши ученики сами с удовольствием придумывают и загадывают загадки.

Упражнения-фантазии «Придумай загадки». (слайд )

Сейчас вы попробуете придумать словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме описательного предложения, сказки, стихотворения. Вот примеры загадок в виде описательного предложения.

Марина - Например: (слайд )

  • Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
  • Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
  • Я грозный, большой, с длинной лохматой гривой (лев).
  • Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Давайте, каждый из вас тоже придумает по одной загадке, о любом предмете.

Наташа - А теперь попросим вас, используя подручные материалы выложить звуковые схемы слов-отгадок, разделить слова на слоги, придумать с любой отгадкой предложение и выложить схему предложения (если позволяет время) (работа с прищепками, фасоль, макаронные изделия, пуговицы, лего, липучки).

Летим дальше (слайд)

Сигнал. Уважаемые пассажиры, наш авиалайнер продолжает следовать по курсу Школьная континент - континент «Педагогических идей», убедительная просьба посмотреть в иллюминаторы, наш самолет стремительно набирает высоту и прямо по курсу можно разглядеть страну «Мнемоляндию»

Мнемотехника и наглядное моделирование

Наталья - Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Благодаря этому приему ребенок начинает представлять себе визуально такие абстрактные явления, как текст, слова и звуки. Это облегчает понимание процесса работы с этими языковыми элементами. Особое место занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями и т.д.

Особенно эффективны они при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.

Марина - 1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется при описании отдельно взятого предмета)

Это томат…, он растёт…, он круглый…, на вкус он…, из него можно приготовить…

2. Описание предмета по общей схематической зарисовке

(используется при описании предметов относящихся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т.д.)

Это медведь, он живёт, у него есть, он питается, зимой он…, для человека он…

Наталья. Давайте проверим, как этот приём действует на практике. Перед Вами карточки. Выберите любую. Опираясь на мнемотаблицы, постарайтесь узнать, какое стихотворение в них зашифровано. Попробуйте воспроизвести его. Если затрудняетесь, можете взять другую карточку.

Наталья - Стихотворения А.Барто в мнемотаблицах: «Зайка», «Мишка», «Мячик», «Где мой пальчик?» «Самолёт», «Кораблик», «Лошадка» (слайд)

Воробей (А.Барто)

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!

Где мой пальчик? (Н.Саконская)

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
Поглядите-ка! Нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь!
Здравствуй, пальчик,
Как живёшь?

Самолёт. (А.Барто)

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами.
А потом вернёмся к маме.

Кораблик (А.Барто)

Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати, капитан!

Марина - Уважаемые пассажиры, а сейчас наш самолёт приземлится на «Райском острове». (Слайд)

Наталья -

Островок земного счастья
Или просто райский остров,
Здесь уходят все напасти,
Здесь всё так легко и просто!

Марина - Дыхательная гимнастика и логопедический массаж, су-джок терапия.

Наталья - Сейчас мы выполним массаж пальцев рук, используя приём «Су-Джок». Что такое су-джок? «Су» - это кисть, «джок» - это стопа. Су-Джок-терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. На логопедических занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи). Воздействуя на активные точки кистей рук, мы улучшаем кровообращение, наши органы начинают лучше работать, развивается мелкая моторика, следовательно и речь становится лучше.

Сейчас мы выполним массаж специальными массажными шариками. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Волшебный шарик.

Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке).
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью).
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально).
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.

Марина - Авиалайнер, вновь набирает высоту и мы стремительно приближаемся к следующему пункту назначения - это небольшой французский городок «Синквейн».

Технология синквейна

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Синквейн применяется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

  • 1-я строка (вершина «елочки») - одно слово;
  • 2-я строка - два слова;
  • 3-я строка - три слова;
  • 4-я строка - четыре слова;
  • 5-я строка (основание «елочки») - одно слово.
  • 1 строчка - одно существительное;
  • 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
  • 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
  • 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
  • 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Пример синквейна:

Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка

Наталья - Сейчас каждый из Вас вытащит из «Чудесного мешочка» предмет, с закрытыми глазами. На ощупь угадывает, что это и придумывает синквейн для этого слова. Педагоги работают по технике «Синквейн».

Марина - Посмотрите в окно иллюминатора. Наш самолёт пролетает над вулканом «Речнир».

Наталья - Сегодня нам с вами повезло, вулкан не спит, попробуем подлететь к нему поближе и полюбоваться этим редким явлением, когда из него извергается огромный поток речевых игр и упражнений.

Нетрадиционные речевые игры

Марина - В своей работе стараемся найти интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи детей, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку. Поэтому на занятиях мы применяем следующие речевые игры.

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Дети делятся на две команды. Показывается предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая - недостатки.

Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нём яркая наклейка - это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости - это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить - это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать - это плохо».

И так мы поговорим про указку и мел.

Наталья -

«Перевёртыши»

Любую фразу можно сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, используя синонимы и антонимы. Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

Сейчас Вам будут предложены строчки из известных детских песен. Вы постараетесь передать другими словами смысл данных строк.

Пример: Маленькой ёлочке холодно зимой (Небольшому хвойному деревцу зябко в холодное время года (в стужу), (не весной)).

Если команда угадывает строчку, то звучит мелодия песни.

  • Голубой вагон бежит, качается (Транспорт цвета неба неуверенно двигается по рельсам)
  • В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла. (Не в саду появилось деревце, не в саду она становилось больше).
  • Антошка, Антошка пойдём копать картошку (Мальчик, мальчик, идём рыть овощи).
  • Солнечный круг, небо вокруг - это рисунок мальчишки (Жёлтая круглая фигура, окруженная голубой бездной - это творчество ребёнка).
  • От улыбки хмурый день светлей (От хорошего настроения пасмурный день ярче).
  • В траве сидел кузнечик. Совсем как огуречик зелёненький он был (В зелени сидело насекомое похожее на салатовый овощ).
  • Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам (Пусть мчатся неловко прохожие по воде).

Сигнал. Внимание зона турбулентности! Внимание зона турбулентности! Внимание зона турбулентности.

Мы вынуждены совершить экстренную посадку, в небольшом городке «Disco Dance». Учителя выполняют музыкальную разминку «Самолёт»

Авиалайнер, преодолел зону турбулентности и мы вновь набираем высоту.Самолёт летит вперёд, впереди нас «Сказкоград» ждёт.

Сказкотерапия

Марина -

Задачи сказкотерапии:

  • Развитие слухового и зрительного внимания
  • Развитие наблюдательности и зрительной памяти
  • Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи)
  • Развитие фантазии и творческого воображения
  • Снятие эмоционального и физического напряжения
  • Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную
  • Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков.

Используются следующие виды работы над сказкой:

  • «Салат из сказок»\ смешивание разных сказок
  • «Что будет, если…?» «Представь себе, что…»\ сюжет задаёт учитель
  • «Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад
  • «Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры
  • «Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\
  • «Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\
  • «Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\ «Вживание (эмпатия)» - «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мыслительных представлений и познание его изнутри.

Наталья - Давайте и мы с вами немножко поэкспериментируем и вы сочините свою тематическую сказку о одной из букв алфавита (Ф У А). (Но для этого вам нужно ра………. делиться по парам).

«Представь себе, что ты - буква «А». Какая ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Что тебе нравится делать?» А также затем предлагаем вам оживить свою букву, иллюстрировать её с помощью своего тела (в паре) или, глядя на букву, нарисовать, на что она похожа. (Слайд-опора)

Учителя вытягивают себе по одной букве, сочиняют коротенькую сказку о ней. Вживаются в образ, изображают с помощью своего тела и представляют, что они та или иная буква.

Сигнал. Внимание! Внимание! Уважаемые пассажиры наше путешествие завершается, и через несколько минут авиалайнер приземлится в международный аэропорт континента «Педагогических идей», убедительная просьба не оставлять в салоне самолёта личные вещи, а также не забывать приобретенный багаж знаний, умений и навыков. После посадки просим вас не покидать салон самолёта до полной остановки двигателей.

Наталья - Вот и закончилось наше путешествие, но не закончилось наше общение с вами, дорогие коллеги. И в завершении хочется подвести небольшой итог и получить обратную связь. Рефлексия!!!

Рефлексия

Марина - Дискуссия по результатам совместной деятельности слушателей.

Архиватор (Наташа ставит чемоданчик и готовит буклеты)

Напишите, пожалуйста, на красных кружочках - 3 момента, которые больше всего запомнились и понравились, на желтых кружочках - 2 момента, которые вы могли бы применять в своей работе и на зеленом кружочке - 1 вопрос, который вы хотели бы задать, и положите эти кружочки в наш чемоданчик, который будет нашим багажом, который мы унесём с этого мастер-класса.

А вы во время путешествия приобрели свой багаж знаний. Чтобы эти знания остались в вашей памяти надолго, мы дарим вам буклеты, в которых коротко описан маршрут нашего путешествия с игровыми технологиями (буклеты).