Проект «Птицы – наши пернатые друзья»

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, зимующие птицы, подготовительная группа, птицы зимой


Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Время реализации проекта: с 21.01.2021 по 01.02. 2021 г.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.

Задачи проекта:

  • Уточнить представление о зимующих птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
  • Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за повадками птиц.
  • Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
  • Расширять представление детей о том, как правильно подкармливать птиц зимой.
  • Учить детей изображать птиц, передавая в работах форму тела, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками и карандашами, штриховать.
  • Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.

Актуальность проекта

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. У детей недостаточные знания о зимующих птицах. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья!» Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Предполагаемы результат:

  • Знать зимующих птиц.
  • Знать условия жизни птиц.
  • Понимать значение подкормки для птиц зимой.
  • Применять полученные знания в продуктивной деятельности.
  • Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Продукт проекта: Экологическая акция «Покормите птиц зимой», беседа – показ презентаци «Птицы – наши друзья, изготовление родителями кормушек для птиц.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

  • Определение темы и задачи проекта; актуальность проблемы, составление плана основного этапа проекта.
  • Подборка методической, детской художественной литературы.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор материалов и атрибутов для игровой деятельности.
  • Информирование родителей о проведении познавательно-исследовательского проекта и приглашение к участию в нем
  • Изготовление кормушек для птиц.

2. Основной этап

Раздел

Задачи

Формы

1. Физическое развитие.

- упражнять в прыжках на двух ногах;
- развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке;
- упражнять в ходьбе и беге в колонне друг за другом, ходьбе с высоким подниманием колена, в метании, закреплять бег врассыпную;
-развивать ловкость, быстроту, внимание, равновесие;
-развивать стремление у детей играть в подвижные игры

Подвижные игры:
«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».

Пальчиковые игры: «Воробьи»,
«Птички», «Где обедал воробей?»

2.Социально-коммуникативное развитие

учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда;
- поощрять стремление заботиться о птицах.

Беседы с детьми
«Как живут наши пернатые друзья зимой».
«Кто заботится о птицах».
«Пользу или вред приносят птицы?».
«Меню птиц».
Игра – имитация «Мы птички»
Строительная игра: «Домик для птиц»

3.Познавательное развитие

- формирование знаний у детей о зимующих птицах, чем они питаются, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие); воспитание заботливого отношения к птицам;
- развивать познавательные способности.

Д/и: «Один–много», «Кто улетел?» «Назови ласково», «Счет птиц»,
«Угадай птицу по описанию», «Кто что ест», «Узнай по голосу»; «Доскажи словечко»;
Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

4. Речевое развитие

- знакомить детей с новыми литературными произведениями;
- продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного;
- воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Чтение Г.Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А.Стрижева «Птицы зимой»; Н.Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», «Покормите птиц зимой».
Просмотр презентации: "Зимующие птицы".
Составление рассказа помощью педагога: «Как я спас птичку». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Игра-драматизация «Птичий двор»

5.Художественно-эстетическое развитие

- расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц; - учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности;
- создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков;
- научить изображать снегиря и синицу с помощью нетрадиционных техник рисования, передавать особенности внешнего облика, развивать композиционные навыки.

Аппликация на тему: «Ворона»
Рисование на тему: «Зимующие птицы»
Конструирование из бумаги на тему «Синица»
Лепка «Снегирь»
Слушание песни «Птички», муз.Т.Ломовой, «Воробей», муз. Ветлина.
Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е.Тиличеевой.
Слушание записи с голосами птиц.

6.Взаимодействие с родителями

- рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах;
- приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

Оформление ширмы «Зимующие птицы».
Акция «Покормите птиц зимой» - привлечение родителей к изготовлению корма для птиц
Изготовление кормушек для птиц
Выставка книг – подбор познавательного материала

Самостоятельная деятельность детей:

- прививать любовь к птицам;
- развивать умение правильно держать карандаш.

Книжки-раскраски «Птицы»,
Шаблоны: «Птицы».
Слушание записи «Голоса птиц».

3 этап. Итог работы

  • Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются). Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  • Ребята исследовали, какие птицы прилетали к кормушке, чем их можно кормить.
  • К проекту были привлечены родители: изготовление кормушек, сбор корма.
  • Экологическое просвещение родителей дало большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.