Реализация ФГОС УО (ИН) через организацию внеурочной деятельности в образовательном учреждении

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ФГОС


Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению
знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были
путешественниками, открывателями и творцами в этом мире.
В.А.Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в образовательных учреждениях через адаптированную основную общеобразовательную программу, которая предполагает, как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся.

Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности учащихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Презентация

Задачи внеурочной деятельности:

  • развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
  • обогащение общего кругозора, формирование у обучающихся целостной, научно обоснованной картины мира;
  • создание условий для сознательного применения обучающимися базовых знаний и умений в ситуациях, отличных от учебных;
  • формирование у обучающихся умений планирования, контроля, коррекции и оценивания при выполнении действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
  • формирование у обучающихся логических действий анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • формирование у обучающихся умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность на основе установки на здоровый, безопасный образ жизни;
  • формирование у обучающихся навыков адаптации в социальной среде

В ГОКУ СКШ № 25 г. Братска реализуются смешанные модели организации внеурочной деятельности: (оптимизационная (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) + школа полного дня).

Внеурочная деятельность осуществляется через:

  • Коррекционные и развивающие занятия, кружки, объединения дополнительного образования школы и города);
  • Организацию деятельности групп продленного дня;
  • Классное руководство (экскурсии, соревнования и т.д.);
  • Деятельность педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, библиотекаря) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

Модель характеризует:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательной организации

Координирующую роль выполняет заместитель директора по ВР, классный руководитель, которые в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействуют с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательной организации;
  • организуют весь процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организуют систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  • организуют социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.д.

Внеурочная деятельность в ГОКУ СКШ №25 г. Братска реализуется по следующим направлениям:

  • коррекционно-развивающее,
  • спортивно-оздоровительное направление,
  • духовно-нравственное направление,
  • социальное направление,
  • общекультурное направление.

Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС УО (ИН), является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена в ГОКУ СКШ №25 г. Братска фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.

Данное направление реализуется программами: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Социально-бытовая ориентировка» (7-9 классы), «Логопедия» (1-9 классы), «Учусь учиться» (2–9 классы), ЛФК (1–7 классы), «Сенсорное развитие» (1-5 классы), «Предметно-практические действия» (2-5 классы), «Альтернативная коммуникация» (2-5 классы), «Двигательное развитие» (2-5 классы).

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматривается динамика индивидуальных достижений учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по освоению предметных программ.

В школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Только здоровый ребенок может учиться в школе успешно, продуктивно проводить свой досуг.

Целесообразность спортивно-оздоровительного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников.

Основные задачи:

  • формирование у учащихся и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта в семье.

Данное направление в ГОКУ СКШ №25 г. Братска реализуется программами по внеурочной деятельности «Подвижные игры» (1-4 классы), «Спортивные игры» и «Общая физическая подготовка» (5-9 классы).
Результативность работы можно увидеть при проведении соревнований, конкурсов, показательных выступлений, Дней здоровья.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания школьников является ценностное отношение к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

Духовно-нравственное направление реализуется через программу «Зеленая планета». Цель программы – формирование основ экологической грамотности обучающихся, осознание отношения к объектам природы, убеждения в необходимости решения экологических проблем.

Основные задачи:

  • расширять представления об окружающем мире, родном крае;
  • формировать ответственность за свои поступки;
  • воспитывать ценностное отношение к окружающей среде, необходимости рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Результаты работы представляются на конкурсах, выставках, внеклассных мероприятиях.

Социальное направление реализуется через программу «Мир вокруг нас» (1-9 классы), которая направлена на создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирвания принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Основные задачи:

  • развитие и приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.

По итогам внеурочной деятельности по данному направлению проводятся ролевые игры, проекты.

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности дает возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности.

Цель общекультурного направления – формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Основные задачи:

  • развитие эмоциональной сферы учащихся, чувства прекрасного, творческих способностей;
  • формирование коммуникативной общекультурной компетенции;
  • овладение навыками межличностного общения.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «В мире прекрасного», «Ложкари», «Давай учиться танцевать», «Художественная обработка древесины», «Золотая иголочка».

Результатами работы становятся конкурсы, выставки.

ГОКУ СКШ №25 г. Братска является целостной открытой социально-педагогической системой, создающей комплексно-образовательное пространство для развития каждого обучающегося средствами внеурочной деятельности.

Школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Литература

    • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательные отношения с которыми возникли 01.09.2016г. Разработчики: школьное методическое объединение учителей-предметников, администрация, представители родительской общественности ГОКУ СКШ №25 г. Братска.
    • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016г. Разработчики: школьное методическое объединение учителей-предметников, администрация, представители родительской общественности ГОКУ СКШ №25 г. Братска.
    • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Министерство образования и науки Российской Федерации, Издательство: Просвещение, 2019 г, 368 с.