1. Информационная карта проекта
Вид проекта: Информационно-творческий, познавательный.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, коллективный.
Продолжительность проекта: с 01.03.2020г.-31.10.2020г.
Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.
Возраст детей: дошкольники старшего возраста, 5-7 лет.
Актуальность
В наше время наблюдается тенденция снижения интереса к книгам, семейным беседам, посещениям музеев и театров, а также интереса к различным видам искусства.
Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Сталкиваясь с красотой, дети сами стремятся создать что-то своё, встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Вот почему важно знакомить детей еще в дошкольном возрасте с разными видами искусства, дать возможность прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, научить ориентироваться в многообразии направлений искусства.
А так же, к сожалению, сегодня во всем мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. В семьях нет культуры чтения, давно кануло в лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям диск с мультфильмами, чем найти время и аргументы в пользу чтения. Поэтому проблема приобщения ребенка к книге, чтению в современном обществе стоит очень остро.
Общество сегодня не в полной мере осознает то, что воспитание читателя начинается в раннем детстве. Этим должны заниматься родители и работники дошкольных учреждений. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.
Цель:
- Создание необходимых условий воспитания и развития гармоничной личности ребёнка, направленных на формирование интереса к разным видам искусства.
- Формирование у всех участников проекта мотивации к проведению совместного культурного досуга, а также потребности в новых знаниях.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с жизнью и деятельностью знаменитых людей нашей страны, посредством книг из серии «Они тоже были маленькими».
- Расширить представления дошкольников о творчестве знаменитых писателей, композиторов, художников.
- Формировать у детей понимание того, что книга - основной источник знаний.
- Научить родителей грамотно разбираться в огромном книжном рынке для детей.
- Учить детей правильному и бережному обращению с книгой.
Развивающие:
- Формировать навыки восприятия произведений различных видов искусств.
- Стимулировать творческую активность.
- Развивать воображение, фантазию и ассоциативное мышление.
- Развивать коммуникативные умения детей, через совместное чтение, умение вести диалог.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний.
- Воспитывать высокие нравственные качества (милосердие, справедливость, внимание друг к другу), чувство патриотизма.
- Воспитывать любовь к произведениям искусства, эмоциональные переживания.
- Подвести родителей к пониманию важного значения - воспитания у детей любви к искусству.
- Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформировать устойчивый интерес к чтению и художественной литературе хорошая память, речь, а также понимание того, что книга - источник знаний. Дети научатся не только любить книги, но и беречь их.
- Родители же, в свою очередь, получат знания в вопросе воспитания у детей любви к книге, научатся правильно подбирать книги детям, что в дальнейшем поможет им в воспитании и обучении детей, в возрождении чтения в кругу семьи.
- Обогатить и систематизировать знания дошкольников о различных видах искусства, способность детей различать разные виды искусства и жанры. Способность узнавать некоторых деятелей искусства на фотографиях и их творчество (картины, музыку, художественную литературу).
- Сформировать чувства гордости за свою страну и знаменитых людей, живших в нашей стране, желание прославить свою Родину в будущем. Повысить родительскую компетентность по представленной теме.
- Познакомить детей с жизнью и деятельностью знаменитых людей нашей страны, посредством книг из серии «Они тоже были маленькими».
- Стимулировать интерес детей к искусству, музыке, поэзии, продуктивной, нетрадиционной деятельности, через проектную деятельность. Научить внимательно рассматривать репродукции картин, чувствовать красоту произведения, эмоционально воспринимать музыку, желание слушать классическую музыку известных композиторов. Воспитывать любовь к поэтическому слову.
- Сформировать творческое мышления детей через нетрадиционные способы изо деятельности, развивать творческих способностей, воображения.
Продукты проекта:
- Выставки детских работ в мини-центрах «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели».
- Книжки-малышки, выполненные родителями совместно с детьми.
- Коллективная работа - плакат «Они тоже были маленькими»
- Презентации по блокам «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели».
- Газета «Они тоже были маленькими».
Этапы реализации проекта
I Подготовительный:
- Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
- Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о великих людях нашей страны.
- Подбор методической, художественной литературы, составление конспектов образовательной деятельности, викторин, КВН, наглядного и дидактического материала по данной теме.
- Разработка плана реализации проекта.
- Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Составление конспектов по интегрированной НОД.
- Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление мини-центров «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели». Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС.
II Основной:
- Интеграция проекта с календарно-тематическим планированием.
- Организация тематических досугов по теме.
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
- Проведение консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя:папки-передвижки, консультации, презентации на сайте группы и в родительском уголке.
- Посещение детской библиотеки, музеев, выставок, консерватории.
- Пополнение развивающей среды.
- Организация творческих выставок детских работ.
- Информация для родителей по темам «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели».
- НОД по разным образовательным областям в каждом блоке проекта.
- Внедрение перспективного плана взаимодействия с родителями.
- Провести акцию «Подари книгу детскому саду»
- Игровые упражнения, игры, инсценировки, выставки книг, творческие работы детей, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Беседы, разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
- Выставки.
- Творческая деятельность по блокам.
III Заключительный:
- Итоговое мероприятие с детьми по теме проекта.
- Повторное анкетирование родителей.
- Показ презентации проекта в рамках пед.часа в ДОУ.
- Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов (Приложение 5).
Схема осуществления проекта
Блок «Великие писатели»: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой (Приложение 1)
Цель: Повышение интереса к произведениям детских писателей.
Месяц |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Март |
-Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о великих людях нашей страны.
|
Изготовление «Книжек малышек» совместно с родителями.
Прослушивание сказок А.С.Пушкина
|
Март |
-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о Л.Н.Толстом.
|
Дети познакомились с писателем Л.Н.Толстым и его творчеством
|
Блок «Знаменитые художники»: И.И.Шишкин, В.М.Васнецов (Приложение 2)
Цель: Познакомить с творчеством художников и развивать интерес к их творчеству.
Месяцы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Сентябрь |
-Анкетирование родителей по выявлению знаний о значении иллюстрации детской книги.
|
Дети познакомились с художником И.И.Шишкиным и его творчеством
|
|
-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о В.М.Васнецове
|
Дети познакомились с художником В.М.Васнецовым и его творчеством.
|
Блок «Известные музыканты»: П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев (Приложение 3)
Цель: Познакомить с композиторами и развивать интерес к их творчеству.
Месяц |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Октябрь |
Анкетирование родителей по выявлению знаний об известных композиторах.
|
Дети познакомились с композитором П.И.Чайковским и его творчеством.
|
|
Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о С.С.Прокофьеве
|
Дети познакомились с композитором С.С.Прокофьевым и его творчеством
|
Для публикации информации о детях получено письменное разрешение всех родителей!
Работа с родителями (Приложение 4)