Педагогический проект «Они тоже были маленькими»

Разделы: Коррекционная педагогика


1. Информационная карта проекта

Вид проекта: Информационно-творческий, познавательный.

Тип проекта: долгосрочный, групповой, коллективный.

Продолжительность проекта: с 01.03.2020г.-31.10.2020г.

Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.

Возраст детей: дошкольники старшего возраста, 5-7 лет.

Актуальность

В наше время наблюдается тенденция снижения интереса к книгам, семейным беседам, посещениям музеев и театров, а также интереса к различным видам искусства.

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Сталкиваясь с красотой, дети сами стремятся создать что-то своё, встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Вот почему важно знакомить детей еще в дошкольном возрасте с разными видами искусства, дать возможность прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, научить ориентироваться в многообразии направлений искусства.

А так же, к сожалению, сегодня во всем мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. В семьях нет культуры чтения, давно кануло в лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям диск с мультфильмами, чем найти время и аргументы в пользу чтения. Поэтому проблема приобщения ребенка к книге, чтению в современном обществе стоит очень остро.

Общество сегодня не в полной мере осознает то, что воспитание читателя начинается в раннем детстве. Этим должны заниматься родители и работники дошкольных учреждений. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.

Цель:

  • Создание необходимых условий воспитания и развития гармоничной личности ребёнка, направленных на формирование интереса к разным видам искусства.
  • Формирование у всех участников проекта мотивации к проведению совместного культурного досуга, а также потребности в новых знаниях.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с жизнью и деятельностью знаменитых людей нашей страны, посредством книг из серии «Они тоже были маленькими».
  • Расширить представления дошкольников о творчестве знаменитых писателей, композиторов, художников.
  • Формировать у детей понимание того, что книга - основной источник знаний.
  • Научить родителей грамотно разбираться в огромном книжном рынке для детей.
  • Учить детей правильному и бережному обращению с книгой.

Развивающие:

  • Формировать навыки восприятия произведений различных видов искусств.
  • Стимулировать творческую активность.
  • Развивать воображение, фантазию и ассоциативное мышление.
  • Развивать коммуникативные умения детей, через совместное чтение, умение вести диалог.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний.
  • Воспитывать высокие нравственные качества (милосердие, справедливость, внимание друг к другу), чувство патриотизма.
  • Воспитывать любовь к произведениям искусства, эмоциональные переживания.
  • Подвести родителей к пониманию важного значения - воспитания у детей любви к искусству.
  • Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформировать устойчивый интерес к чтению и художественной литературе хорошая память, речь, а также понимание того, что книга - источник знаний. Дети научатся не только любить книги, но и беречь их.
  • Родители же, в свою очередь, получат знания в вопросе воспитания у детей любви к книге, научатся правильно подбирать книги детям, что в дальнейшем поможет им в воспитании и обучении детей, в возрождении чтения в кругу семьи.
  • Обогатить и систематизировать знания дошкольников о различных видах искусства, способность детей различать разные виды искусства и жанры. Способность узнавать некоторых деятелей искусства на фотографиях и их творчество (картины, музыку, художественную литературу).
  • Сформировать чувства гордости за свою страну и знаменитых людей, живших в нашей стране, желание прославить свою Родину в будущем. Повысить родительскую компетентность по представленной теме.
  • Познакомить детей с жизнью и деятельностью знаменитых людей нашей страны, посредством книг из серии «Они тоже были маленькими».
  • Стимулировать интерес детей к искусству, музыке, поэзии, продуктивной, нетрадиционной деятельности, через проектную деятельность. Научить внимательно рассматривать репродукции картин, чувствовать красоту произведения, эмоционально воспринимать музыку, желание слушать классическую музыку известных композиторов. Воспитывать любовь к поэтическому слову.
  • Сформировать творческое мышления детей через нетрадиционные способы изо деятельности, развивать творческих способностей, воображения.

Продукты проекта:

  • Выставки детских работ в мини-центрах «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели».
  • Книжки-малышки, выполненные родителями совместно с детьми.
  • Коллективная работа - плакат «Они тоже были маленькими»
  • Презентации по блокам «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели».
  • Газета «Они тоже были маленькими».

Этапы реализации проекта

I Подготовительный:

  • Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
  • Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о великих людях нашей страны.
  • Подбор методической, художественной литературы, составление конспектов образовательной деятельности, викторин, КВН, наглядного и дидактического материала по данной теме.
  • Разработка плана реализации проекта.
  • Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  • Составление конспектов по интегрированной НОД.
  • Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление мини-центров «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели». Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС.

II Основной:

  • Интеграция проекта с календарно-тематическим планированием.
  • Организация тематических досугов по теме.
  • Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
  • Проведение консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя:папки-передвижки, консультации, презентации на сайте группы и в родительском уголке.
  • Посещение детской библиотеки, музеев, выставок, консерватории.
  • Пополнение развивающей среды.
  • Организация творческих выставок детских работ.
  • Информация для родителей по темам «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели».
  • НОД по разным образовательным областям в каждом блоке проекта.
  • Внедрение перспективного плана взаимодействия с родителями.
  • Провести акцию «Подари книгу детскому саду»
  • Игровые упражнения, игры, инсценировки, выставки книг, творческие работы детей, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
  • Беседы, разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
  • Выставки.
  • Творческая деятельность по блокам.

III Заключительный:

  • Итоговое мероприятие с детьми по теме проекта.
  • Повторное анкетирование родителей.
  • Показ презентации проекта в рамках пед.часа в ДОУ.
  • Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов (Приложение 5).

Схема осуществления проекта

Блок «Великие писатели»: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой (Приложение 1)

Цель: Повышение интереса к произведениям детских писателей.

Месяц

Деятельность педагога

Деятельность детей

Март

-Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о великих людях нашей страны.
- Консультация для родителей «Ваш ребёнок и книга»
-Беседа с детьми о книгах «Они тоже были маленькими».
- Оформление книжного уголка в группе «Они тоже были маленькими».
- Ручной труд совместно с родителями «Изготовление книжек малышек»
-Выставка «Книжек-малышек»
- Беседа о поэте А.С.Пушкине и его творчестве.
- Беседа на тему: «Почему надо беречь книги»
-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о А.С.Пушкине.
-Пальчиковая гимнастика «В гостях у сказки».
-Дидактическая игра «Мой любимый герой из сказки».
-Презентация «Волшебные сказки А.С.Пушкина»
-Чтение стихотворений «Уж небо сенью дышало», «Зимний вечер», «У Лукоморья дуб зеленый»
- Разучивание с детьми стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый» (отрывок)
-Рисование по мотивам произведения «У Лукоморья дуб зеленый»
-Чтение сказок А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
-Дидактическая игра «Узнай сказочного героя»
-Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
-Лепка по мотивам произведения «Золотой петушок» (нетрадиционная техника)
-Викторина «В гостях у сказки».

Изготовление «Книжек малышек» совместно с родителями.
Выставка «Книжек-малышек»
Дети познакомились с писателем А.С.Пушкиным и его творчеством
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Просмотр презентации «Волшебные сказки А.С.Пушкина»
Прослушивание стихотворения.
Дети знают и рассказывают отрывок стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый»
Рисование и выставка работ детей «У Лукоморья дуб зеленый»

Прослушивание сказок А.С.Пушкина
Выставка детских работ в нетрадиционной технике «Золотой петушок».
Участие в викторине «В гостях у сказки»

Март

-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о Л.Н.Толстом.
-Беседа о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве.
-Презентация «Л.Толстой детям»
-Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка», «Акула».
-Отгадывание загадок по произведениям Л.Н.Толстого
-Рисование по мотивам произведения Л.Н.Толстого «Лев и собачка»: «Лев» и оригами «Собачка»
-Оригами по мотивам произведения Л.Н.Толстого «Акула»
-Выставка оригами: «Рыбки»
-Беседа «Рассказ о прочитанных дома книгах»
-Пальчиковая гимнастика «Собачка».
-Дидактическая игра «Найди пару».
-Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
-Игра «Что? Где? Когда?» по произведениям Л.Н.Толстого
- Литературный праздник «В гостях у сказки».
- Экскурсия в библиотеку.
- Проведение родительского собрания «Книга - лучший друг».
- Организация фотовыставки «Совместное чтение».
- Консультация для родителей «Вечер без телевизора».
-Акция «Подари книгу детскому саду»
-Презентация «Великие писатели» А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой.

Дети познакомились с писателем Л.Н.Толстым и его творчеством
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Выставка детских работ рисование совместно с оригами «Лев и собачка»
Выставка оригами «Такие разные рыбки»
Участие детей в игре
«Что? Где? Когда?»
Активное участие в литературном празднике «В гостях у сказки»,
Посещение детской библиотеке совместно с родителями.
Просмотр презентации «Великие писатели А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой»

Блок «Знаменитые художники»: И.И.Шишкин, В.М.Васнецов (Приложение 2)

Цель: Познакомить с творчеством художников и развивать интерес к их творчеству.

Месяцы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Сентябрь

-Анкетирование родителей по выявлению знаний о значении иллюстрации детской книги.
-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о И.И.Шишкине
-Беседа о художнике И.И.Шишкине и его творчестве.
-Выставка репродукций картин И.И.Шишкина.
-Просмотр фотоальбома «Великие художники»: И.И.Шишкин.
-Координация речи с движением
«В лесу».
-Дидактическая игра «Назови ласково».
-Художественное творчество (ручной труд) «Утро в сосновом лесу». (Коллективная работа)
-Игра «Умники и умницы» (Угадывание картины по фрагменту)

Дети познакомились с художником И.И.Шишкиным и его творчеством
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Знакомство с фотоальбомом «Великие художники»
Изготовление и выставка поделок детей «Утро в сосновом лесу» (Коллективная работа).
Активное участие в игре «Умники и умницы»

-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о В.М.Васнецове
-Беседа о художнике В.М.Васнецове и его творчестве.
-Картинная галерея репродукций работ В.М.Васнецова.
-Просмотр фотоальбома из серии книг «Великие художники» В.М.Васнецов
-Чтение сказок Иван Царевич и Серый волк, былины «Богатыри», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
-Динамическая переменка «Мы богатыри»
-Сюжетно-ролевая игра «Защитники»
Дидактическая игра «Один-много».
Игра «Сложи из кубиков картинку» - фрагменты картин художника.
Раскрашивание репродукций картин В.М.Васнецова.
Выставка детских рисунков.
Сюжетно-ролевая игра «Музей»
Викторина «Назови художника» (по иллюстрации назвать произведение и художника-иллюстратора)
Выставка фотографий «Необычный выходной» (поход родителей с детьми в музей или в галерею)
Презентация «Знаменитые художники»: И.И.Шишкин, В.М.Васнецов

Дети познакомились с художником В.М.Васнецовым и его творчеством.
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Знакомство с фотоальбомом «Великие художники»
Прослушивание сказок.
Раскрашивание репродукций картин и выставка работ.
Участие в викторине «Назови художника».
Поход родителей с детьми в музей или в галерею

Блок «Известные музыканты»: П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев (Приложение 3)

Цель: Познакомить с композиторами и развивать интерес к их творчеству.

Месяц

Деятельность педагога

Деятельность детей

Октябрь

Анкетирование родителей по выявлению знаний об известных композиторах.
Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о П.И.Чайковском
Беседа о композиторе П.И.Чайковском и его творчестве.
Просмотр отрывков из балетов (видеофильм) «Щелкунчик», «Лебединое озеро»
Прослушивание произведений из «Детского альбома», «Времена года»
Дидактическая игра «Что звучало?».
Координация речи с движением
«Осень».
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на концерт»
Чтение сказок Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик», «Лебединое озеро» под редакцией В.С.Черемухиной, Ш.Перро «Спящая красавица»
Продуктивная деятельность: рисование ладошками «Лебеди»
- Игра-викторина «Угадай мелодию»

Дети познакомились с композитором П.И.Чайковским и его творчеством.
Просмотрели отрывки из балетов (видеофильм) «Щелкунчик», «Лебединое озеро»
Прослушивали произведения из «Детского альбома», «Времена года»
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Познакомились со сказками Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик», «Лебединое озеро» под редакцией В.С.Черемухиной, Ш.Перро «Спящая красавица»
Выставка детских работ рисование ладошками «Лебеди»
Активное участие в викторине «Угадай мелодию»

Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о С.С.Прокофьеве
Беседа о композиторе С.С.Прокофьеве и его творчестве.
Просмотр видеофильма симфонической сказки «Петя и волк»
Прослушивание произведений из «Детского альбома»: «Утро», «Вечер», «Прогулка», «Дождь и радуга», (из сборника «Детская музыка»)
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Пальчиковая гимнастика «Волшебные нотки».
Продуктивная деятельность плоскостная лепка «Дождь и радуга»
Презентация «Известные музыканты»: П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев.
Итог: Газета «Они тоже были маленькими» (объединяющая все блоки) Приложение 6.

Дети познакомились с композитором С.С.Прокофьевым и его творчеством
Познакомились с видеофильмом симфонической сказки «Петя и волк»
Прослушивали произведения из «Детского альбома».
Развивающие игры совместно с воспитателями
Выставка детских работ плоскостная лепка «Дождь и радуга».
Просмотр презентации «Известные музыканты»: П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев

Для публикации информации о детях получено письменное разрешение всех родителей!

Работа с родителями (Приложение 4)