На сегодняшний день одной из актуальных проблем в детско-родительских отношениях является недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско-родительском взаимодействии, развития сотрудничества, эмоционального и диалогового общения с детьми раннего возраста, а также возрастающее число детей со сложной речевой патологией, в частности, практически неговорящих и безречевых детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Различный подход родителей к проблеме.
- Недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско-родительском взаимодействии, развития сотрудничества, эмоционального и диалогового общения с детьми раннего и дошкольного возраста.
Развитие общения и сотрудничества со взрослым:
- развитие эмоционального общения со взрослым;
- при проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность.
Знакомство - игры с использованием игрушек и предметов - контакт руками - телесный контакт.
Игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения условий. Взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец игры проводятся индивидуально (один взрослый - один ребенок).
* Игры для налаживания контакта
Развитие делового общения со взрослым.
Деловое общение ребенка со взрослым - это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели.
Общая цель может быть задана самой ситуацией (например, в игре), либо определяет один из партнеров по общению. При этом как взрослый, так и ребенок может выступить с инициативой, и тогда, играет роль помощника. Другими словами, общение происходит или на равных, или есть ведущий и ведомый. В работе с ребенком полезно применять разные виды взаимодействия, чтобы он мог бывать в разных ролях - партнера, помощника, ведущего.
Варианты помощи, которые можно использовать в ходе общения с ребенком, также могут быть разными. Выбирать подходящий вариант следует в зависимости от уровня речевого развития ребенка от конкретной ситуации общения.
Обучение ребенка выражать свои мысли любым доступным ему способом:
- Озвучивание желания ребенка посредством речи.
- Предложение ребенку выбора из нескольких вариантов.
- Наводящие вопросы.
- Побуждение ребенка использовать во время общения все имеющиеся у него речевые навыки.
- Бытовые ситуации, связанные с режимом дня.
- Игры с игрушками и предметами.
- Спонтанно возникающие ситуации и игры.
- Продуктивные виды деятельности - рисование, лепка, аппликация.
- Двигательные умения и навыки:
- движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.;
- движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты - нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, умение шить и вязать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, печатать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др.
Развитие моторики рук:
- развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);
- подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
- развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями
- пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.
В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
* Игры (9) для развития моторики рук в методических материалах к вебинару.
Создание речевой среды
- постоянный разговор с ребенком
- единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых
- определенные требования к речи окружающих взрослых
- постепенное усложнение речевого общения
- организация специальных речевых игр и упражнений
Требования к речи окружающих ребенка взрослых: правильность, четкость, простота, повторяемость, богатство.
Требования к речи ребенка
Ответы ребенка принимаются в любом виде.
На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи.
Главное - добиться того чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения.
В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.
Подражание речи взрослого проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение слогов, слов или фраз, накопление пассивного словаря.
Основная задача - накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.
Естественные общеупотребительные жесты
- на (предложение) - протягивать раскрытую ладонь;
- дай (просьба) - сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);
- да (согласие) - кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);
- нет (отрицание) - покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;
- там (указание направления) - взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;
- вот (указание на близлежащий объект) - показать прямым указательным пальцем на предмет;
- сюда (подзывание) - взмах ладонью по направлению к себе - хорошо (одобрение) - сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднять большой палец;
- молодец (одобрение, похвала) - погладить по голове;
- ай-ай-ай (порицание) - указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;
- тихо (призыв к молчанию, тишине) - прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;
- баю-бай (спать пора) - смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем;
- привет (здороваемся) - берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;
- пока (прощаемся) - машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);
- большой (обозначение величины) - развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);
- маленький (обозначение величины) - приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);
- один (обозначение количества) - показать указательный пал
Этапы развития речевого подражания
Повторение аморфных слов.
Аморфные слова - это грамматически неизменяемые слова-корни. В контексте нашей книги можно уточнить значение термина «аморфные слова».
Помимо правильно произносимых слов (обычно это простые, Доступные по артикуляции для ребенка слова - мама, папа, дай, на, дай т.п.)в ходе нормального развития речи и в случаях нарушенногоречевого развития в детской речи присутствуют «аномальные слова»:
Слова-фрагменты. то есть такие, в которых сохранены только части слова.
Например, «мако» (молоко), «дека» (девочка), «сина» (машина) и т.п.
Слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию. Например, слова-предметы «мяу» (кощ-ка), «му» (корова), «би-би» (машина) и т.п.;
слова-действия «ам-ам» (кушать), «бух» (упал), «куп-куп» (купаться), «ду-ду» (играть на дудочке) и т.п.
Контурные слова, в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов. Например, «папата» (лопата), «тититики» (кирпичики), «патина» (машина) и т.п.
Повторение слов.
Повторение коротких фраз.
Эффективными приемами вызывания у детей речевого подражания - стихотворные тексты.
После того, как дети запомнят текст стихотворения (после многократного повторения стихотворения педагогом с выделением звукоподражаний, слов и фраз), предлагаем использовать прием договаривания слов и фраз. Этот прием осуществляется путем создания паузпри чтении стихотворения.
Игры в форме беседы
Сначала педагог многократно повторяет слово или фразу, предлагаемую ребенку Для запоминания и воспроизведения. Затем задает ребенку вопрос, побуждая ответить выделенным словом (фразой). Если ребенок затрудняется, взрослый повторяет слово или фразу, затем снова повторяет вопрос. Можно предложить в качестве ответа несколько вариантов на выбор. Например, в игре «Куколка» логопед несколько раз произносит слово «кукла», затем спрашивает ребенка: «Кто это?»
Сегодня очень важно обращать внимание на повседневную жизнь.
Так своевременно организованная коррекция для детей раннего возраста с отклонениями в развитии или риском отклонения позволяет значительно снизить степень социальной недостаточности и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования и степени интеграции в общество.
В завершение, хочется отметить, что Мы не занимаемся излечением детей, мы помогаем развить их способности, учитывая особенности здоровья и окружающей среды.
Список литературы
- Кириллова Ю.В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. - 128 с.
- Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии: пособие для педагога-дефектолога и родителей. - М.: Парадигма, 2015.
- Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О.Г.Приходько, О.В.Югова. - М.: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2015.
- Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю.А.Разенковой. - М.: Школьная пресса, 2012.