Л.С.Выготский сказал:«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Именно, Выготский является основоположником идеи инклюзивного образования в России. Его труды лежат в основе специфики работы детей с ОВЗ.
Известно, что у детей с ОВЗ наблюдается замедленное формирование пространственных представлений, они гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Также наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, повышенная возбудимость нервной системы. Из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи.
Но все это не должно помешать им стать творчески мыслящими, видеть и ценить прекрасное в этом сложном мире.
Для этого необходимо, во-первых, постоянно мотивировать ребят, создавая ситуацию успеха. Каждое занятие направлено на поддержание постоянного интереса ребенка к художественной деятельности. Все задания даются в игровой форме - доступной и интересной детям. Кроме того, каждое занятие построено так, чтобы по его окончании ребенок обязательно получал законченный результат - продукт художественного труда, выполненный собственными силами. Этот подход также позволяет повышать самооценку ребенка и мотивировать к дальнейшему обучению изобразительной деятельности.
Во-вторых, материал необходимо давать «по спирали»: темы занятий повторяются из года в год, а техники усложняются, добавляются все новые и новые элементы. Материал дается по кругу, но с каждым годом этот круг объема знаний становится больше, охват технических приемов шире.
B-третьих, основной упор делается на восприятии и передаче детьми цвета. Внимание к цвету детей дошкольного и младшего школьного возраста доминирует над композицией, формой объектов и другими аспектами изображения. На эту особенность детского цветовосприятия и необходимо опираться. Дети способны не только к восприятию цвета, но и к осознанному использованию его при создании эмоционально значимых для них образов. Благодаря цвету даже самые несовершенные детские работы преображаются, и ребенок испытывает радость и чувство удовлетворения от своего труда, что повышает его самооценку.
Курс занятий строится по принципу: в начале обучения - приобретение художественных навыков, в дальнейшем - отработка и их закрепление, в результате - творчество.
Такая система «повторяя - усложняем» позволяет объединить в одной группе ребят одного возраста, независимо от их подготовленности и года обучения, а также детей с ОВЗ. В этом случае неподготовленные дети, могут легко приобретать художественные навыки, а те ребята, которым эти навыки уже знакомы, получают возможность применить их на более высоком уровне.
Основные дидактические принципы: доступность и наглядность, последовательность и системность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для развития наглядно-образного мышления занятия необходимо начинать со сказки или истории. Литературные произведения подбираются по тематике занятия; это могут быть произведения устного народного творчества и сказки известных писателей (А.С.Пушкин, П.Ершов, А.Толстой, В.Сутеев и др.).
На занятии предусматриваются одновременное использование наглядных и словесных методов подачи материала. Дети не только беседуют с педагогом, но и рассматривают иллюстрации, исследуют форму предметов, определяют их цвет и пропорции, сравнивают изображения между собой.
Каждое занятие можно разделить на три смысловых части:
1) вводная часть (прочитывается литературное произведение, педагог в игровой форме готовит и мотивирует детей к восприятию темы),
2) основная часть - педагог с детьми отрабатывает навыки реалистического рисунка,
3) заключительная часть - дети дорабатывают основной рисунок, педагог вместе с детьми анализирует работы, подводятся итоги.
План-конспект занятия «Кошки на окошке»
Продолжительность занятия - 1 академический час.
Возраст обучающихся - 6+.
Количество обучающихся - 8-10 человек.
Данные занятия могут использоваться педагогами дополнительного образования, педагогами образовательных школ и воспитателями детского сада.
Цель: научиться рисовать животное семейства кошачьих, продолжая формирование графических навыков в изображении предметов сложной формы от общего к деталям.
Задачи урока:
обучающие:
- сформировать понятие анималистического жанра в искусстве;
- познакомить с разнообразием семейства кошачьих;
развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание к деталям, желание беречь природу и её представителей;
- совершенствовать графические и живописные навыки, мелкую моторику рук,
- расширить и обогатить словарный запас детей;
- укрепить метапредметные связи с биологией и литературой
Материалы и оборудование для обучающихся: Масляная пастель, краски акварель, лист А3, кисть (круглая №10),банка для воды.
Оборудование для учителя: ПК, фото, видео материал, репродукции.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ);
- иллюстративный (демонстрация фотовидео материала);
- демонстрационный (демонстрация педагогом особенностей рисования животного, этапов ведения работы);
- практико-деятельностный (самостоятельная работа над рисунком).
Ход занятия
I. Организационный момент (приветствие, готовность обучающихся к уроку, объявляется план и тема занятия. (5 мин)
II. Вводная беседа. Теоретическая часть (10 мин)
1. Рассказ о животных семейства кошачьих.
Кошка - ласковое создание с большими глазами - не может никого оставить равнодушным. На нашей планете живет более 400 миллионов домашних кошек и распределены они неравномерно. Зрение кошки в 6 раз острее зрения человека. Она узнаёт знакомого человека за 100 метров. Слух у кошки в 3 раза совершеннее слуха человека. У кошки великолепная зрительная память. Самой крупной кошкой является порода мейкунн и саванна: вес достигает до 20 кг. Обычно кошки весят 2,5 кг. Кошки в среднем живут 20 лет.
Кошку можно встретить и в цирке и на выставках. Кошки - наши меньшие братья. О них надо заботиться не только тогда, когда нам с ними интересно.
2. Ознакомление с анималистическим жанром.
Изображение животных - это жанр изобразительного искусства, который называется анималистическим, а художников - анималистами.
3. Знакомство с творчеством художников Василия Ватагина и Евгения Чарушина.
Один из них, Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) - известный российский художник-анималист, скульптор, ученый-зоолог. Практически с самого основания Дарвиновского музея в 1907 году началось сотрудничество живописца и скульптора В.А.Ватагина и директора музея А.Ф.Котса. Ватагин по праву считается сооснователем Дарвиновского музея. За 40 лет работы в нем он создал более 400 живописных, а также около 100 скульптурных работ, которые и сейчас украшают этот музей.
Еще одним русским художником анималистом, является Евге́ний Ива́нович Чару́шин (1901-1965) - советский график, скульптор и писатель. Он написал много прекрасных книг для детей о животных и украсил их своими рисунками.
III. Практическая работа (30 мин)
Учащиеся первого года обучения выполняют работу параллельно с показом и объяснениями педагога; учащиеся более старшего возраста или второго года обучения, могут выполнять этот рисунок другими материалами, например, гуашью; усложнять композицию или цветовое решение. Также рисунок можно выполнять пастелью на тонированном картоне.
- Героями рассказов, сказок часто бывают коты и кошки. Ребята, какие литературные произведения, где встречаются коты и кошки вы знаете? (Ответы детей).
- Молодцы! Сегодня мы с вами тоже создадим произведение с помощью масляной пастели и акварели. Назовем наш рисунок «Кошки на окошке».
Расположите лист горизонтально. Внизу проводим линию белым мелком. Домашние кошки не гуляют на улице, но очень любят смотреть в окно. Это подоконник. И вот на него запрыгнула рыжая кошка и села. Рисуем овал оранжевым цветом - это туловище. Сверху круг - это голова (следите, чтобы голова была пропорциональна туловищу), и два треугольных ушка.
Кошка смотрит в окно, а давайте ее позовем «кис, кис», и кошка повернула голову и смотрит на нас. Берем мелок зеленого цвета - рисуем глаза.
Кошка сидит на окне, и мы видим ее передние лапы, лапы задние нам не видны, а вот хвостик она положила на подоконник. А теперь давайте раскрасим кошку.
Но нашей кошке скучно одной, и к ней пришла подружка и легла на подоконник. Какого цвета шерсть у вашей второй кошки? Подумайте, какие мелки вам понадобятся. Нарисуйте рядом с нашей кошкой овал горизонтально, это туловище, так же как и первой кошечке мы рисуем голову, ушки, глазки и вновь закрашиваем в соответствии с задуманным цветом. Хвостик она тоже положила на подоконник, а передние лапки поджала.
Добавляем детали чёрным цветом: носик, усы, зрачки и когти на лапках.
На окошке висят шторы, рисуем их любым ярким цветом, каким вам нравится.
За окном ночь, на небе месяц и звезды.
А теперь мы должны нарисовать темную ночь, для этого мы возьмем акварельные краски и начнем закрашивать весь лист синим цветом. Не бойтесь, наша пастель «волшебная», она не боится воды. Когда весь лист закрашен, возьмем много воды и фиолетовый цвет. Начнем брызгать на рисунок. Посмотрите! Как краска растекается и получаются причудливые узоры. По-настоящему волшебная ночь.
IV. Подведение итогов
Учащиеся заканчивают рисунок. Педагог организует выставку работ.