Обучение с увлечением (для обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР)

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: Дети с тяжелыми нарушениями речи ТНР, старшие дошкольники


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цели:

  • создание условий для осмысления родителями важности формирования фонологической компетентности у дошкольников с ТНР;
  • привлекать родителей к организации занятий с детьми дома;
  • обучение родителей коррекционным приемам с учетом возрастных особенностей ребенка.

Задачи:

  • знакомство родителей с современными методами и приемами обучения грамоте;
  • систематизация знаний родителей по подготовке детей к обучению грамоте,
  • первоначальным навыкам чтения и письма;
  • освоение родителями методов формирования фонологических процессов;
  • обратить внимание родителей на нарушения речи у детей;
  • просвещение родителей по вопросам занятий с детьми дома;
  • оказание помощи в выборе дидактического материала, игр для формирования навыков чтения и письма;
  • освоение родителями приемов формирования графических навыков.

Вид мероприятия: консультационное.

Форма: Онлайн-вебинар.

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые участники вебинара. Мы - учителя-логопеды школы №69, работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи, Татьяна Юрьевна Согришина, моя коллега = Мария Владимировна Павловская. Тема нашего выступления - «Обучение с увлечением».

Слайд 2

Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речевой системы, наблюдающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте:

Иными словами, у детей имеются проблемы с

  • лексического и грамматического строя речи,
  • фонематических процессов,
  • звукопроизношения,
  • просодической организации звукового потока (темп и ритм речи, высота и сила голоса, выразительность и интонация).

Наблюдаются трудности формирования графических навыков.

О формировании графических навыков я бы хотела рассказать подробнее.

Слайд 3

Графический навык -- это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

Для дошкольника (ребенка, не владеющего навыком письма) - это умение держать карандаш, рисовать, обводить, штриховать, соединять по точкам.

Одним детям овладение графическим навыком дается легко. Другие испытывают значительные затруднения: не могут правильно удержать карандаш, некоторые даже сначала берут его в кулак. Нажим на карандаш может быть слишком сильный, так, что грифель ломается и рвется бумага, либо слишком слабый. Линии получаются неровные, дрожащие.

Детям с тяжелыми нарушениями речи овладение навыком дается тяжелее, чем здоровым сверстникам - у них часто снижена работоспособность, нарушено внимание, пространственное мышление, мелкая моторика, координация, то есть все компоненты, необходимые для дальнейшего успешного обучения. В итоге им требуется больше времени и усилий для формирования навыка письма.

Занимаясь с ребенком, не нужно забывать, что задания должны быть интересны детям, а значит, проходить в игровой форме и соответствовать уровню развития ребенка.

Слайд 4

Есть много способов сформировать графический навык. Подготовка к его формированию начинается с самого раннего детства, когда дети играют с пирамидками, конструктором, шнуровкой, лепят из пластилина, рисуют, раскрашивают и обводят крупные изображения.

В старшем возрасте задания усложняются.

Слайд 5

Дети учатся вести прямые, кривые и волнообразные линии;

Слайд 6-7

Учатся обводить, дорисовывать, рисовать различные орнаменты и изображения;

Слайд 8

Полезное задание дорисовать вторую половину картинки относительно вертикальной линии, при этом ребенок знакомится с понятием «симметрия».

Слайд 9

Штриховка выполняется в указанном направлении, линии дети стараются проводить параллельно друг другу и расстояние между линиями делать одинаковым. Линии в идеале не выходят за пределы контура.

«Рисование по точкам». Справа Ребенку нужно, ориентируясь на точки и считая их количество, перерисовать предмет. Для начала задание выполняется вместе с ребенком. Вы вместе отсчитываете и располагаете на плоскости точки, которые ребенок соединяет, чтобы получить изображение. В дальнейшем помощь взрослого минимизируется и ребенок все задание выполняет самостоятельно.

Слайд 10

Выполняется на листе бумаги, расчерченном в клеточку. Это задание развивает умение ориентироваться на листе бумаги в клетку и готовит ребенка к работе в тетради.

Взрослым это задание кажется простым, но дети из-за недостаточно развитого пространственного мышления не всегда могут сразу определить, что нарисовано на картинке. Сначала они видят хаотично разбросанные точки. А уже, когда их соединят, перед ними возникает изображение предмета.

Слайд 11

  • обводить по контуру клеточки, проводить по возможности прямые линии по следующим направлениям: например, сверху вниз и справа - налево;
  • научить соединять уголки клеточек по диагонали;

Обратите, пожалуйста, внимание на кьюаркод. Пройдя по нему, вы сможете скачать пособия для формирования графического навыка.

Слайд 12

Когда дети начинают ориентироваться по клеточкам, можно вводить так называемые графические диктанты. На листе бумаги отмечается точка. Дальше ребенок работает по инструкции. Одна клеточка право, одна клеточка вниз… Очень трудное для детей задание, закрепляет понятия право-лево; верх-низ. Учит ребенка внимательно слушать и сосредотачиваться на том, что говорит взрослый. Наградой за умение слушать ему будет правильно нарисованная картинка.

Обратите внимание, что задания идут от простого к сложному. Сначала дети работают с крупными изображениями. Постепенно изображения усложняются, становиться мельче, чаще и сложнее, но при регулярной тренировке растет и умение детей.

Постепенно линии становятся ровнее, в работе детей появляется аккуратность и уверенность.

С помощью таких заданий ребенок научится правильно держать карандаш и ручку. У него улучшится концентрация внимания, разовьется пространственное мышление, появится усидчивость, умение работать по установленным правилам и, главное, умение доводить свою работу до конца. Кроме того, правильно сформированный графический навык позволяет перейти к следующему этапу подготовки к школе и четко, красиво, разборчиво, быстро печатать буквы.

Теперь я немного расскажу, какие игры можно использовать при обучении чтению.

Слайд 13

Если ребёнок уже владеет элементарными графическими навыками, мы рекомендуем при обучении детей с ТНР первым азам грамоты использовать тетрадь Елены Михайловны Косиновой «Пишем вместе с логопедом».

На фоне всего многообразия пособий эта Уникальная методика выделяется тем, что обеспечивает полноценную подготовку к школе детей с различными речевыми проблемами, а именно способствует развитию и формированию фонематических процессов, которые являются неотъемлемой частью успешного обучения в школе.

Давайте вернемся к началу нашей презентации и вспомним об особенностях развития детей с ТНР. Одной из особенностей является несформированность фонематических процессов! Что же это такое? Это:

  • Нечёткое различение звуков в собственной и чужой речи.
  • Неподготовленность к звуковому анализу.

Но именно развитые фонематические процессы обеспечивают возможность полноценного обучения в школе, будущий ученик должен уметь слушать и слышать учителя, то есть понимать, что говорит учитель и переносить слова учителя на письмо, например в диктанте.

Слайд 14.

Формирование фонематических процессов условно можно разделить на 3 этапа:

- развитие слухового восприятия в целом, умение определять и различать звуки, окружающие нас в повседневной жизни:
шум дождя, звук мотора машины, голоса своих близких и т.д., умение различать речевые и неречевые звуки.

- развитие фонематического восприятия:

  • умение определять речевые звуки,
  • умение определять наличие определенного звука в слове, определение его позиции в слове - начало, середина, конец,
  • а также количество звуков в слове и их последовательность)

- формирование звуко-буквенного анализа и синтеза:

  • умение мысленно расчленять слова на звуки и сочетать звуковые элементы в единое целое, иными словами читать)

Всё это обеспечивает нам пособие Е.Косиновой «Пишем вместе с логопедом», с которым мы работаем несколько лет совместно с детьми и их родителями и готовы поделиться нашим опытом с вами.

Почему мы выбрали тетрадь «Пишем вместе с логопедом»?

Слайд 15

В этой тетради особое место отводится формированию фонематических процессов. Практически в каждом занятии, которое посвящено одной букве содержится материал на развитие фонематического слуха: назови картинки, выделяя первый звук в словах и обозначь их в схемах.

Слайд 16

Причем с каждой новой буквой задания усложняются: Определи последний звук в каждом слове, запиши буквы и ты прочитаешь слово.

Слайд 17

Особое внимание в этой тетради уделено образу буквы, такие задания, как заштрихуй букву, почини букву, найди определенную букву среди других обеспечивают лучшее запоминание букв.

Важно при знакомстве с буквой называть её как звук, например: М, В, Д, П, Т. Правильное название букв вы дадите позже, когда познакомите ребёнка с алфавитом - «домиком букв».

Слайд 18

Очень грамотно в этой тетради представлены задания на развитие навыков чтения с учетом этапов становления: от составления и чтения слияния гласных УА, АУ в сопровождении картинок

Слайд 19

Слияния и чтения обратных слогов, затем прямых слогов.

Слайд 20

От односложных и двусложных слов из пройденных букв до составления и чтения предложений.

К концу тетради ребенок не только начинает читать целые предложения, но может их и писать, учитывая основные правила пунктуации: Заглавная буква и точка в конце.

Отдельно хочется сказать о том, что Буквы в этом пособии расположены в определенном порядке - от букв и звуков, простых для произнесения и изучения, до свистящих, шипящих и прочих «проблемных» элементов, с которыми у детей возникает больше всего затруднений.

- Учебные упражнения перемежаются с игровыми задачками, которые тренируют зрительное внимание ребенка и одновременно его развлекают.

- Иллюстрации в тетради очень приятные: не слишком яркие, ненавязчивые и в целом слегка напоминают картинки в детских книгах. При этом не отвлекают внимание ребенка от главной задачи (изучения букв), они помогают ему понять смысл прочитанного слова или предложения.

Слайд 21.

На этом слайде вы видите дополнительное оснащение для организации занятий по тетради «Пишем вместе с логопедом». Это то, что используем мы, опираясь на наш многолетний опыт!

Возможно, вы расширите наш перечень и будете использовать что-то ещё.

Слайд 22

Прежде чем начать обучение по тетради «Пишем вместе с логопедом», давайте уточним некоторые ключевые понятия.

Понятия звук и буква.

Ребенок должен их различать!

Мы придумали такое правило:

  • звуки мы говорим и слышим (фото 1 и 2),
  • буквы - видим, пишем и читаем (фото 3 и 4).

Слайд 23

Остановимся подробнее на звуках. Мы знаем, что звуки делятся на

гласные - обозначаем их красным кружком и

согласные:

  • синий кружок - твердые согласные,
  • зелёный -мягкие.

Как правило, каждый взрослый знает их наизусть.

Слайд 24

Мы предлагаем обучать детей различению гласных и согласных, опираясь на артикуляцию.

В произнесении звуков участвуют: губы, зубы, язык, воздушная струя и голос - это органы речи. Практически каждый ребёнок с ТНР знает, что такое органы речи, так как выполняет артикуляционную гимнастику.

Если он с этим не знаком, пара-тройка занятий по артикуляции перед зеркалом обеспечат эти знания.

Итак: Гласный звук, красный кружок - нотка.

Это звук, который можно петь и тянуть, когда мы его произносим, воздух выходит свободно, во рту нет никакой преграды.

Согласные звуки: синий кружок твердый согласный звук, зелёный кружок мягкий согласный звук.

Когда мы произносим эти звуки, во рту возникает преграда, это могут быть губы (М), зубы и губы (В), зубы и язык(С, З). Когда мы произносим согласные всегда есть преграда! Эту преграда можно почувствовать или рассмотреть в зеркале во время произнесения. Так же можно делить согласные звуки на звонкие и глухие по наличию или отсутствию голоса при произнесении!

Твердость и мягкость вводим несколько позже и тут ориентируемся на слух.

Слайд 25

Уделим внимание карточкам с сигнальной полосой.

Сама карточка - это слово. Сигнальная полоса всегда слева, формирует направление чтения и написание в русском языке слева направо.

3 квадрата символизируют начало, середину и конец слова.

Эти карточки помогут детям упражняться в определении позиции заданного звука в слове, не боясь ошибиться, прежде чем он перейдёт к работе с аналогичными схемами в тетради.

Рассмотрим работу с этими карточками на примере звука Н - он согласный, звонкий и твердый, значит мы будем использовать синий кружок.

Слово Нож - звук Н находится в начале слова.

Слайд 26

Слово Зонты - звук Н в середине слова

Слайд 27

Слово Пион - звук Н находится в конце слова

Как только ребенок начинает практически безошибочно определять позицию звука в слове начинаем работу с карточкой без клеток.

Слайд 28

На такой карточке дети начинают выкладывать слоги и слова целиком. От простых односложных слов к словам сложной слоговой структуры.

Для примера мы взяли слово мухи - оно состоит из 4 звуков:

1 звук М - согласный, звонкий, твердый, кружок синий;

2 звук У - гласный, кружок красный;

3 звук Хь - согласный, глухой, мягкий, кружок зелёный;

4 звук И - гласный, кружок красный.

Таким образом, дети выполняют звуковой анализ множества слов, которые встречаются на страницах тетради «Пишем вместе с логопедом», тренируя сформированный навык.

Слайд 29

На этом слайде вы видите уже выполненные ребенком задания:

здесь представлены задания по развитию фонематических процессов: позиция звука в словах, различение звуков по твердости-мягкости,

Усвоение образа буквы Н с тренировкой графического навыка, элементы чтения слогов со звуковым анализом и чтение доступных слов со смысловой визуализацией на картинках.

Слайд 30

Если ребёнок хорошо продвигается в освоении чтением, мы предлагаем дополнительно к тетради использовать «Логопедический букварь» Елены Косиновой.

Важно то, что эти два пособия выстроены в единую систему и дополняют друг друга. Порядок изучения букв совпадает, но задания при различаются!

Так же в букваре уделено внимание дифференциации парных согласных звуков и букв Д-Т, Б-П, В-Ф, Г-К, что тоже важно для формирования фонематических процессов.

В заключении хочется отметить, что данные пособия можно использовать как основной материал при обучении, как это делаем мы, либо как дополнительный материал для закрепления дома.

Оба пособия снабжены подробной инструкцией автора на первых страницах.

Слайд 31

Рекомендации для успешного обучения чтению и письму:

- Начинать обучение чтению и письму не стоит раньше 5 с половиной 6 лет, до этого возраста мозг ребёнка ещё не созрел для восприятия такой информации.

- Длительность занятия - не должна превышать 20-25 минут.

- Будьте последовательными в обучении: одна буква - 1 неделя.

- Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но ёмкими.

- Обязательно сочетайте обучение с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра…).

- Будьте терпеливы. Ребенок имеет право не знать и не уметь.

- Помните! Темп освоения навыком чтения индивидуален для каждого ребенка. Кто-то схватывает на лету, а для кого-то потребуется время. Ваш ребёнок обязательно научится! Все взрослые люди умеют читать!

- Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры.

Про некоторые из них расскажем дальше.

Слайд 32

Для того, чтобы запомнить и закрепить графический образ буквы, можно применять следующие игры:

Можно составить образ буквы из палочек, мозаики, пластилина, каштанов, веревочек и любого другого материала.

Можно искать буквы в крупах или макаронах.

Взрослый может пальцем «рисовать» букву на спине ребенка. Ребенок отгадывает ее или даже записывает на бумаге или манке.

Слайд 33

«Зашумленные буквы»

Найти заданную букву или назвать буквы, которые видишь.

Если изображение не раскрашено, можно найти и раскрасить или заштриховать буквы.

Слайд 34

«Корректурные пробы»

Подчеркни все буквы букву А одной чертой.

В дальнейшем можно брать две или несколько букв. Тогда инструкция будет звучать так: Подчеркни букву «А» одной чертой, букву «У» двумя чертами, букву «И» обведи в кружочек.

Слайд 35

«Дорисуй Букву»

Можно дорисовать какой-либо элемент буквы. Можно дорисовать половину буквы относительно вертикальной линии (справа или слева; сверху или снизу).

Слайд 36

Звуко-буквенный анализ

Расставь буквы так, чтобы получилось слово. Составляем слово и находим соответствующую картинку.

Слайд 37

Поменяй слоги местами и прочитай слово.

ЗА КО - меняем слоги местами и получаем слово КОЗА.

Находим картинку с изображением.

Слайд 38

Какие буквы нужны для составления слова КИТ? Находим буквы, подчеркиваем, читаем слово.

Слайд 39

Кодирование. Каждой букве соответствует определенная цифра. Взрослый с ребенком составляют слова из данных букв. Затем ребенок переводит слова в цифровой код.

Слайд 40

Можно и наоборот. Слова зашифрованы кодом из цифр. Нужно вместо цифр поставить буквы и прочитать, какое слово получилось.

При выборе игр важно, чтобы они соответствовали уровню развития ребенка. Тогда ему будет интересно, и он быстро освоит навык чтения.

Надеюсь, вы нашли что-то полезное для себя в нашем выступлении и сможете воспользоваться нашими советами и материалами.

Слайд 41

Если у Вас остались вопросы, вы можете пройти по этому кьюаркоду и записаться на консультацию в нашу школу.