Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в дошкольных группах в условиях внедрения ФГОС

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Предметно-развивающая среда в детском саду должна иметь привлекательный вид, выступать в роли естественного фона жизни ребенка, снимать утомляемость, положительно влиять на эмоциональное состояние, помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир, давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Транспортируемость: пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей.

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В нашем учреждении на сегодняшний день функционирует четыре группы компенсирующей направленности. Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных психофизических возможностей и особенностей, а также с учетом рекомендаций ПМПК.

Для воспитания и развития воспитанников с нашем учреждении созданы макро и микросреда.

Макросреда представлена:

  • физкультурным и музыкальным залом,
  • кабинетом учителя-дефектолога, кабинетом педагога-психолога,
  • сенсорным уголком.

Микросреда ДОУ представлено средой групповых помещений и организована по пяти образовательным областям, в которых выделяются центры.

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (центр труда и самообслуживания, центр ОБЖ, центр игры, центр «Моя малая родина»);
  • Образовательная область «Познание» (центр сенсорного развития, центр природы и познавательно-исследовательской деятельности;
  • Образовательная область «Речевое развитие» (центр речевого развития, центр книги, логопедический мини центр);
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • (центр изобразительной деятельности, центр конструирования, центр музыки, центр театра);
  • Образовательная область «Физическая культура» (центр физического развития)

Все эти центры организованы в соответствии с АООП (для детей с УО и ЗПР - две программы) детского сада.

Поскольку наше учреждение посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Л.Б.Баряевой, А.П.Зарин, Н.Д.Соколовой. СПб: ЛОИУУ, 1996.
  2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В.Алехина. — М.: МГППУ, 2012
  3. Создание специальных условий в образовательном учреждении для детей с расстройствами аутистического спектра. Методический сборник / Под. ред. Самсоновой Е.В. — М.: МГППУ, 2012.