Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • К 125-летию со дня рождения С.А.Есенина 2021

    Автор: Митина Анна Вячеславовна

    Презентация подготовлена к 125-летию со дня рождения С.А.Есенина.

    С.А.Есенин

  • "К вопросу о семантике слова «зга»" 2010

    Автор: Орехова Наталья Юрьевна

    Наш "великий и могучий" русский язык настолько глубок, точен и многогранен, что порой человек, далекий от лингвистики, чисто интуитивно, по ассоциации, сможет точнее определить смысл, чем специалист. На уроках русского языка автор учит детей быть внимательными к слову. В этимологии нет единого окончательного ответа на вопрос, что означает слово "зга".

  • К вопросу о системной репрезинтации стилистических потенций слова в практике преподавания русского языка в школе 2008

    Автор: Рыбина Марина Владимировна

    В статье изложены теоретические и методические принципы описания и систематизации стилистических потенций слова, отражаемые в ее стилистических формах. Автором статьи выработана и описана новая методика анализа и дифференциации стилистических форм, технология которой заключается в том, что стилистические формы распределяются с учетом стилистических помет, идентифицирующих их в словарях, по шкалам стилистической парадигмы.

  • К вопросу о формировании у школьников умений работы с текстом 2020

    Автор: Светлакова Галина Васильевна

    Cтрадающие функциональной неграмотностью узнают слова, но не умеют декодировать язык, находить в нём художественный смысл или техническую пользу. В школе для формирования личности функционально грамотного человека прежде всего нужно обратить внимание на предметы гуманитарного цикла. Именно на уроках по этим предметам и происходит сложный процесс – постижение учащимися способов и приёмов декодирования языка, когда звуки и/или буквы превращаются в мысли, образы, чувства.

    работа с текстом, Функциональная грамотность

  • К вопросу об окказиональных словах 2011

    Автор: Ильина Галина Сергеевна

    Представленный урок помогает учащимся узнать об окказиональных словах (неологизмах) и способах их образования.

    словообразование, неологизмы, авторские неологизмы, оказионализмы, поэтическая речь, словотворчество, экспрессивная лексика

  • К вопросу об организации учебно-исследовательской работы по русскому языку 2009

    Автор: Горбунова Галина Прокопьевна

    Совместно с членами кружка выбрана тема курса: "Вопросы лингвистического краеведения Прикамья", разработана программа, в пределах которой участники выбирают тему своей учебно-исследовательской работы. Составлен список научной и справочной литературы по теме курса и темам исследовательских работ.

  • "К ГИА шаг за шагом!" Проверочная работа по теме "Глагол" с последующей коррекцией знаний. 6-й класс 2011

    Автор: Осипова Нина Владимировна

    Методическая разработка «К ГИА шаг за шагом!» состоит из тестовой работы для проверки знаний по типу ГИА в 6-м классе и презентации, при помощи которой на последующем уроке осуществляется работа над ошибками и коррекция знаний обучающихся. В разработке использован краеведческий материал, способствующий воспитанию уважения к малой родине, к людям, здесь живущим.


  • К истории отсубстантивных наречий 2020

    Авторы: Полозова Ирина Васильевна, Селиверстова Екатерина Сергеевна

    В данной работе мы возвращаемся к вопросу, который, как кажется, мог бы считаться уже решенным: к вопросу о происхождении наречий типа налево, досуха, вмале и подобных. При учете соображений А.А.Потебни в недавнем прошлом была написана небольшая заметка, в которой подчеркивалась недопустимость квалификации указанных наречий как слов, образованных от кратких прилагательных с предлогами. Главное, что принималось в данном случае во внимание – это сущность предлога, то, что с древнейшей поры, в определившемся противопоставлении по отношению к приставкам, предлоги служили выражению предметных отношений и, следовательно, не могли употребляться при зависимых, определяющих предмет именах.

    наречие, русский язык

  • К ОГЭ с детства 2021

    Автор: Зверькова Ирина Геннадьевна

    Чем ближе ОГЭ по русскому языку, тем озабоченней и тревожней родительское сердце и мысли. Волнует все. И среди задач, не решенных перед экзаменационным испытанием, есть такая: как выполнить задания по развитию речи, в частности, написать изложение. Как учитель могу сказать, что не очень и сложно, если обратиться к проблеме, пока она не стала таковой. Изложение – это ведь тот же пересказ, рассказ своими словами, передача информации, услышанной где-то и от кого-то. То, чем социально адаптированный человек занимается едва ли не только научившись говорить. Какие здесь могут быть трудности?

  • "Казнить нельзя помиловать". Повторение материала по теме "Синтаксис и пунктуация". 5-й класс 2013

    Автор: Бильдякова Наталья Викторовна

    Представлен урок систематизации и обобщения материала по теме с целью повторения основных теоретических понятий, изученных на уроках, посвященных синтаксису и пунктуации. Отрабатываются практические навыки по предложенному тексту. Учащиеся знакомятся с нетрадиционным лирическим жанром «Лимерик».

  • Как "очеловечить" лигвистичекое понятие 2008

    Автор: Тяжелкова Людмила Николаевна

    Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Есть множество способов сделать "удобоваримыми" лингвистические понятия, и один из самых эффективных – призвать на помощь творческие способности детей, предоставить им возможность проявить нестандартность мышления. Создание лингвистических сказок, выполнение других творческих заданий способствуют развитию речи детей, более глубокому усвоению изучаемого материала. Сама система данной работы стимулирует творческую фантазию детей, которая у них неистощима.

  • Как «приготовить» эссе 2015

    Автор: Древаль Татьяна Владимировна

    В свое время написание эссе было уделом профессиональных литераторов, журналистов, людей искусства. Сегодня эссе пишут выпускники школ на экзаменах по обществознанию и иностранному языку, на уроках русского языка и литературы. Конечно, нельзя научить всех детей писать эссе на уровне мастеров художественного слова, но можно, создав занимательную ситуацию на уроке, в непринужденной форме познакомить учащихся с особенностями жанра эссе и сформировать умение его написания.

  • Как живешь, наречие?" 6-й класс, с использованием ИКТ 2011

    Авторы: Баклыкова Татьяна Владимировна, Брызгалина Елена Алексеевна

    Урок проводится в компьютерном классе с использованием интерактивной доски. Целью урока является систематизация знаний по теме "Наречие".

  • Как избавиться от пропуска букв, слогов в словах? Виды упражнений 2008

    Автор: Халилова Гульнара Ясавиевна

    Работа представляет интерес для тех, кто обучает детей моделированию слова (звук-буква-слово). В ней дан занимательный, игровой материал в соответствии с психологией ребенка. Использование в работе с детьми игр и различных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети произвольно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.


  • Как легко сделать близкого человека счастливым?! 2012

    Автор: Антонова Ольга Александровна

    Элементы комплексного анализа текста при подготовке к сочинению-рассуждению. Выявляется главная идея текста и авторской позиции. Этапы работы над критериями К1, К2 части С ЕГЭ по русскому языку.

  • Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова. Обучение применению правила (2-й класс) 2010

    Автор: Мавлетбаева Ильмира Сагитовна

    На уроке формируются навыки правописания слов с безударной гласной, умения находить проверочные слова. Развивается умение ставить ударение, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова. Развивается орфографическая зоркость. Воспитывается любовь к русскому языку.

  • Как написать письмо 2013

    Автор: Каликина Наталья Александровна

    Урок формирует у учащихся представления об истории семьи как неотъемлемой части прошлого народа, гордость за ратные подвиги своих родственников, их достижения в труде и боях Великой Отечественной войны. Воспитывается любовь к родине, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда. Расширяются сведения об эпистолярном жанре – письме. Ученики учатся писать письма разной стилевой принадлежности.

  • Как написать сочинение 2011

    Автор: Гусева Ирина Николаевна

    Данный урок дает возможность поэтапной работы над сочинением в части 3 (С) ЕГЭ. В презентации дана структура сочинения, собраны речевые клише, даны примеры аргументации из художественной литературы.

  • Как написать сочинение-рецензию (блок С). 11-й класс 2011

    Автор: Кисурина Лилия Григорьевна

    Урок направлен на формирование у учащихся умения создавать сочинение-рецензию, на совершенствование речевой практики в формулировке проблемы, позиции автора, аргументации собственного мнения, на умение убедительно и логично говорить, корректно вести дискуссию.

  • Как научить писать сочинение ЕГЭ: практический опыт 2016

    Автор: Хохлова Марина Сергеевна

    В статье учитель, работающий несколько лет в старших классах, представляет опробированную методику по обучению сочинению №25 экзаменационной работы по русскому языку в формате ЕГЭ. Методика предполагает использование опорной схемы для создания собственного текста. Этапы работы над сочинением и тексты сочинений являются иллюстративным материалом.

  • Как научить учащихся составлять алгоритмы на уроках русского языка 2017

    Автор: Казакова Ольга Петровна

    Проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе. Учащиеся должны уяснить и понять: алгоритм – это заранее составленный план действий. Научившись составлять алгоритмы, учащиеся не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.


  • Как научиться писать сочинения 2021

    Автор: Логачева Ольга Александровна

    Существуют ли интересные способы научить ребёнка писать сочинение? Отвечу как специалист: «Да, такие способы есть!» Расскажу о них.

    сочинение

  • Как образуются глаголы 2011

    Автор: Дворникова Ольга Геннадиевна

    В уроке используются приёмы развивающего обучения и приём проблемной ситуации. Поэтому цель урока ставится самими учениками, а тема урока объявляется не сразу и определяется также детьми, а не учителем.

  • Как организовать исследовательскую деятельность учащихся? (из опыта работы) 2023

    Автор: Осипанова Наталья Геннадьевна

    Подготовкой к научно-исследовательской деятельности является в нашей школе проектная деятельность, в которую вовлечены все учащиеся (с 5 по 9 классы). Главная идея проектной деятельности состоит в том, что ребенок выполняет ту работу, которая выбрана им самим. Проектное обучение усиливает истинное учение со стороны учащегося. Часто из проектных работ вырастают научно-исследовательские.

  • Как открывать новые знания вместе с детьми. Суффикс. Определение суффикса 2010

    Автор: Карпова Галина Геннадьевна

    Несколько лет работаю по теме «Личностно ориентированные технологии как эффективное средство повышения качества образования младших школьников». В рамках лицензирования и аккредитации школы был проведен открытый урок русского языка во 2-м классе, на котором отражены основные принципы личностно ориентированного образования: целеполагания, мотивации, открытости, успешности, вариативности.

  • Как писать эссе. 11-й класс 2016

    Автор: Левандовская Ольга Егоровна

    Урок рассчитан на одиннадцатиклассника, который готовится сдать ЕГЭ по русскому языку. В основном речь идёт о том, как написать комментарий к тексту Чингиза Айтматова «Певцов было десять…» и два аргумента на основе читательского опыта к этому же исходному тексту. Надеюсь, конспект урока будет интересен коллегам.

  • Как повысить интерес учащихся к изучению русского языка 2009

    Автор: Бардиж Светлана Анатольевна

    Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед тайнами, которые его там ждут? Как увлечь его, заинтересовать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

  • Как приобрести опыт диалогичности 2009

    Автор: Говорухина Надежда Николаевна

    Каждый год первокурсники в процессе адаптационного периода, отвечая на вопросы, связанные со сформированностью общеучебных умений, с уверенностью говорят о том, что они могут выступать перед аудиторией; знают, что такое хорошая речь; легко вступают в диалог и владеют различными коммуникативными актами. Эти знания и умения кажутся им очевидными, данными человеку изначально. Да что там студент-первокурсник! Не каждый взрослый, наверное, осознаёт, что эти знания и умения нужно приобретать, формировать.


  • Как работает электронный ресурс «Единая коллекция ЦОР» на уроках русского языка? 2018

    Автор: Борискина Галина Георгиевна

    Работая четвёртый год в дистанционной школе, я осваиваю современные дистанционные технологии. Поэтому тема моего самообразования «Электронные ресурсы на уроках русского языка и литературы как способ формирования УУД». Тема выбрана с целью изучения возможностей использования электронных ресурсов на уроках русского языка и литературы, повышения своего теоретического, методического уровня и развития благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к учебе.

  • Как работать с понятием и с терминами 2021

    Автор: Алексеенко Ирина Андреевна

    В основе любой науки лежат понятия – не овладев понятиями, не познаешь науку. Поэтому так важно для успешного освоения школьной программы обучить детей работе с понятиями, терминами – важнейшим элементам функциональной грамотности.