Урок-обобщение "Имя числительное" (заочная экскурсия по Санкт-Петербургу). 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: имя числительное, заочная экскурсия по Санкт-Петербургу


Предмет: русский язык.

Класс: 6.

Форма урока: заочная экскурсия по г.Санкт-Петербургу.

Цели:

  • обобщить сведения учащихся по теме «Имя числительное»;
  • совершенствовать умения и навыки написания числительных;
  • подготовиться к контрольному диктанту.

Ход урока

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, гордый вид,
Нивы державное теченье,
Береговой её гранит.
А.С.Пушкин

- Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы с вами отправимся в небольшое путешествие, совершим заочную экскурсию в один из красивейших городов нашей страны - Санкт-Петербург.

Для начала обратимся к лексическому значению слова «экскурсия». Давайте посмотрим, как дается значение этого слова в Толковом словаре Ожегова.

Работа со словарём. Чтение словарной статьи.

Составление предложения с данным словом.

- Для того чтобы мы совершили экскурсию, у нас есть всё необходимое: схемы города, его виды. Мы поговорим о географическом положении города, его прошлом, пройдемся по петербургским улицам. И вы ещё раз убедитесь, что имя числительное – важная часть речи, без которой трудно обойтись.

Текст 1.

Санкт-Петербург находится в два раза ближе к Северному полюсу, чем к линии экватора. Это второй по численности населения город России. Основан он в 1703 году. Ему более трёхсот лет. Санкт-Петербург – город трёх революций. До 1914 года город назывался Санкт-Петербургом, до 1924 – Петроградом, с 1924 – Ленинградом, а с девяностых годов 20 века – вновь Санкт-Петербургом.

- Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в данном тексте.

- Что такое имя числительное? Назовите разряды числительных. Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

- А теперь мы с вами пройдемся по улицам и мостам Петербурга.

Выборочный диктант «Улицы и мосты Санкт-Петербурга». Запишите имена числительные вместе с существительными.

Самая короткая улица Санкт-Петербурга - Малая Садовая, её длина 179 метров, ширина 20 метров. По длине первенство за Садовой улицей – 4376 метров, ширина – 18 метров. Каждый вечер на всех улицах города включается 150 тысяч фонарей.

В Петербурге 245 мостов, с пригородами 342. Самый широкий мост – Синий через реку Мойку: его ширина 99 метров. Второй широкий мост – Аптекарский через реку Карповку – его ширина 95 метров.

- Продолжаем наше путешествие.

- Сколько островов в дельте Нивы?

Выборочный диктант. Запишите все имена числительные из данного текста.

Текст 2.

В начале 20-х годов в дельте Нивы было 147 островов, спустя 50 лет их стало 101, а в настоящее время эта цифра упала до 42. 29 островов имеют названия.

- В каком из числительных вы написали ь знак в середине? В каких еще числительных в середине пишется ь?

- Давайте обратимся к карте-схеме города. Грандиозные площади, прямые набережные, четкая композиция улиц и проспектов придают ему «тот строгий, стройный вид», о котором восторженно писал А.С.Пушкин. Петербург с первых лет строился по продуманному плану. Город рос необыкновенно быстро. К концу 18 века в Петербурге имелось уже свыше 200 улиц, а к середине 19 века – более 500. Сейчас насчитывается около 1,5 тысяч улиц, проспектов, переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные. Так, в Петербурге 27 линий Васильевского острова.

- Письменно просклоняйте словосочетания пятьсот улиц (1 вариант), полторы тысячи (2 вариант).

- На карте-схеме отчетливо видны реки, каналы. Побережье Финского залива.

- Сколько же рек и каналов в Санкт-Петербурге? Какую часть территории города занимает его водная поверхность?

Текст 3.

В пределах современного Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала, общей протяженностью почти в 300 километров. В черте города имеется 100 водоёмов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных километров, т.е. 1/10 часть площади Санкт-Петербурга.

- Назовите дробное числительное, встретившееся в тексте.

- Вспомните, как склоняются дробные числительные?

- Наша экскурсия продолжается. Прочитайте данный текст. Правильно произносите имена числительные.

Текст 4.

Известно, что Санкт-Петербург страдал от наводнений буквально с первых дней своего существования. Наиболее значительные и частые подъёмы воды бывают в период с сентября по декабрь. За историю существования города около 250 раз вода поднималась выше ординара на 1,5 метра и более 60 раз подъём превышал 200 сантиметров. Назовём 5 наиболее разрушительных наводнений:

  • 10 сентября 1777 года – 310 сантиметров
  • 7 ноября 1824 года – 410 сантиметров
  • 23 сентября 1924 года – 369 сантиметров
  • 15 октября 1955 года – 282 сантиметра
  • 29 сентября 1975 года – 270 сантиметров.

Каждое наводнение было убыточным для города. Например, во время наводнения в 1824 году было снесено 324 дома, повреждено более 3000 разных построек. Погибло 3600 голов скота, испорчено 900 тысяч пудов муки. Общие убытки составили 15-20 миллионов рублей. В бурном потоке воды утонуло 600 человек.

- Спишите данные предложения, запишите числительные словами.

  • 1 ряд: За всю историю города вода поднималась выше ординара около 400 раз.
  • 2 ряд: Одно из самых крупных наводнений произошло в сентябре 1777 года.
  • 3 ряд: Общие убытки составили 15 м..л..онов рублей.

- Произведите морфологический разбор имени числительного.

- Интересна и история транспорта города. Давайте прочитаем текст. Не забываем правильно произносить имена числительные.

Текст 5.

До середины 19 века главным видом городского транспорта Петербурга были извозчики. В 1847 году появились первые маршрутные общественные кареты – омнибусы (лат. «для всех») стоимостью 10 копеек в один конец. Первый маршрут прошел от Невского проспекта до Тучкова моста. В 1862 году появилась первая конка – конная железная дорога, предшественница современного трамвая. А торжественное открытие первой линии трамвая в Петербурге состоялось 16 сентября 1907 года.

- Сейчас мы познакомимся с описанием этого события в одной из столичных газет того времени. Ваша задача – найти в тексте числительное, о котором мы сегодня еще не говорили.

Текст 6.

В начале десятого утра приглашенные лица стали съезжаться к Александровскому саду, где был разбит шатёр, декорированный тропическими растениями. У входа в сад двумя шпалерами выстроились вагоновожатые в новой обмундировке: пятеро с одной стороны, пятеро с другой. Тут же на линии выстроились убранные национальными флагами десять вагонов-моторов.

В течение целого дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением, и ни один вагон не отходил …не переполненным совершенно пассажирами.

- Обратите внимание на числительное пятеро. К какому разряду оно относится?

- С помощью чего образуются собирательные числительные?

- С какими существительными они сочетаются?

- Что вы можете сказать о собирательном числительном оба(обе)?

- Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, как отличить имена существительные от других частей речи, имеющих количественно значение. Для этого прочитайте данные предложения и определите, какой частью речи являются подчеркнутые слова?

1) В течение пяти лет Петербург строил и строился. 2) На смену пятиэтажным домам прошлых лет пришли пятиэтажные здания. 3) Удвоилась сеть городского транспорта. 4) Раньше за пятак можно было проехать из конца в конец по автобусному маршруту и целый день изучать подземные дворцы метрополитена.

- Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись – словарный диктант

Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, экземпляр, гараж, миллион, миллиард. Центнер, пятнадцать, семьсот, шестьдесят, четыреста, девяносто, тысяча.

Итог урока

- Думаю, вы сегодня не только узнали много нового о Санкт-Петербурге, но и вспомнили изученный материал по разделу «Имя числительное».

Домашнее задание: мини-сочинение «Экскурсия по Санкт-Петербургу».