Викторина по русскому языку "Язык родной, дружи со мной!"

Разделы: Русский язык

Классы: 6, 7

Ключевые слова: викторина


Цель:

  • Прививать интерес к языку как средству общения, как к учебному предмету.
  • Повышать общую языковую культуру, развивать логическое мышление.
  • Расширять кругозор. Воспитывать чувство коллективизма, поддержки и взаимовыручки.

Познакомимся с нашими командами. За первым столом находится команда «Находчивые», за вторым столом – «Любознательные».

И, конечно же, какая игра без болельщиков? Поприветствуем наших болельщиков.

А теперь я напоминаю вам правила игры:

  1. Отвечать на вопрос после того, как он будет прочитан до конца, за правильный ответ команда получает жетон. Выиграет та команда, которая наберет больше жетонов.
  2. Не выкрикивать.
  3. Каждый вопрос обдумывается в течение 1 минуты /совещается вся команда, отвечает желающий/
  4. Если команда не может ответить на вопрос, то команда соперников имеет право ответить на вопрос. Если ответ будет верным, то команда получает жетон.

Итак, если команды готовы, то мы начинаем.

Разминка

1/ Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «ц»)

2/ Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа,

ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3/ Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз-бу-ка, ал-фа-вит)

4/ Как называют человека, на имя которого пишут заявление? (адресат)

5/ Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

6/ В каком глаголе «НЕТ» слышится сто раз? (сто-нет)

7/ Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс –ик-; дом – домик)

8/ Пословицы шутят:

В них закрались ошибки, их нужно исправить:

а/ Трус своей лени боится. (тени)

б/ Голода не бойся, по пояс мойся. (холода)

в/ Мы сами с ушами. (усами)

9/ Презентация

1 тур

Команды по очереди выбирают карточки с вопросами.

1/ Подобрать окончания к пословицам.

а/ После драки кулаками ……. (не машут)

б/ Шила в мешке …… (не утаишь)

в/ Яйца курицу ……. (не учат)

2/ Правильно расставить в словах ударение.

Агент, щавель, договор, кухонный, подростковый

3/ Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (пунктуация)

4/ Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаемся с речью. (обращение)

5/ Какое лексическое средство использовано в стихотворении?

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.
(антонимы)

2 тур «Самый, самый»

Для того чтобы пройти этот тур, вам необходимо быть самыми внимательными

и вспомнить, что такое фразеологизмы. Команды получают тексты, необходимо за 1 минуту найти как можно больше фразеологизмов.

Бывает частенько, что слово – одно,
Но часто по – разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да детство
прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой сквозь огонь и сквозь воду
пройдет.
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет.
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду – то в ступе толочь;
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.

3 тур «Кто больше?»

За 1 минуту составить слова, используя буквенный состав слова

БЛАГОРОДСТВО

4 тур

1/ Отгадать загадку

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь …… (тишина)

2/ Что это?

Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (вода)

5 тур

«Собери пословицу»

Раздаются карточки с перемешанными слогами

ПО РЯ ДОК ВРЕ МЯ БЕ РЕ ЖЕТ

6 тур

Рассыпанная сказка: нужно расположить предложения по порядку.

1. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если покажешь, что жить без меня не можешь».

2. Но частица НЕ никогда близко не подходила к Глаголу и смотрела на него издалека свысока.

3. А она без него.

4. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол.

5. Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по Словарям да Учебникам.

6. Однако Глагол не терял надежды.

7. И вдруг замерла от неожиданности: ей не удалось оторваться от Глагола, и он остался рядом.

8. Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

9. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.

10. Трудной и печальной была эта любовь.

11. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю».

12. Когда же он вернулся к своей любимой, она, как обычно, хотела отскочить от него с криком: «Ненавижу! Негодую!»

7 тур

Играем с буквами

1. Добавьте к каждому слову одну букву, чтобы получилось новое слово, например, роза – гроза:

рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.

2. Выньте по одной букве из каждого слова, чтобы получилось новое слово, например, горсть – гость:

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

8 тур

Наведите порядок, распутайте небывальщину:

1

Залаяла громко старушка чуть свет.
В окно постучала собак в ответ.

2

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята; где Балтийское море; когда защищается; при малейшей опасности направляются к маминой сумке; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда. (Здесь спрятаны три предложения).

3

Зелёные снежинки распускаются в весеннем воздухе.
Ослепительно белые листики кружатся в морозном саду.

4

Деревня пошла продавать далеко,
Старушка от рынка была молоко.

9 тур

Домино ( карточки-домино с частями слова): собрать разбитые на части слова, добавить недостающие два слова и прочитать получившуюся пословицу.

Мал- -еньк- -ое больш- - ого без- -дель- -я

Для болельщиков.

Загадки.

Бьют Ермилку что есть по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет. (Гвоздь)

Пыхтит, кряхтит, вверх ползет,
Недосмотришь – упадёт,
Но не больно ему, Почему? (Тесто)

Летают, кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут пропадут. (Листья)

Платье потерялось –
Пуговки остались. (Рябина)

Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото. (Яйцо)

Голос тонок,
Нос долог,
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар)

Продолжи пословицу.

  • Без труда (не вынешь и рыбки из пруда)
  • Труд человека кормит (а лень портит)
  • Смотри дерево в плодах (а человека в делах)
  • Терпенье и труд (всё перетрут)
  • Чтобы рыбку съесть (надо в воду лезть)
  • Где хотенье (там и уменье)
  • Мир освещается солнцем (а человек знанием)
  • Руки поборют одного (а знание тысячу)
  • Век живи (- век учись)
  • Не говори, чему учился (а говори, что узнал)
  • Грамоте учиться (всегда пригодится)
  • Ум без книги (как птица без крыльев)
  • С книгой жить (век не тужить)

Итак, наша викторина закончилась. Подведем итоги.

Награждение.