Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. Тема: "Дружба"

Разделы: Русский язык, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 8


Цели:

  • развитие устной речи учащихся с неродным русским языком;
  • расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Орфографическая разминка.

Развивающие:

  • Развитие внимания.
  • Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивать умение применять новые знания;
    • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
    • формирование логических умений;
    • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и уважения к русскому языку.
  • Воспитание ценностного отношения к слову.
  • Развитие коммуникативных УУД:
    • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Уважительное отношение к русскому языку.
  • Стремление к речевому самосовершенствованию.
  • Пополнение словарного запаса.
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:

  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
  • Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:

  • Развитие творческой самостоятельности.
  • Владение разными видами речевой деятельности.
  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
  • Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

1. Организационный момент

Приветствие. Знакомство с гостями.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. (Разгадывать загадки помогают и гости)

  1. Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке ледяной
  2. Одной ручкой всех встречает,
    А другой провожает.
  3. В лесу у пня с утра беготня,
    Народ рабочий - весь день хлопочет.
  4. С неба – звездой,
    В ладошку – водой.
  5. Стоит Антошка на одной ножке.
  6. Из горячего колодца
    Через нос водица льётся.

2) Ребята, обратите внимание, на какие вопросы отвечают слова в кроссворде. Да, правильно

КТО и ЧТО. Мы с вами изучили части речи - подлежащее, сказуемое, прилагательное.

А теперь попробуем составить подобрать к ним сказуемое. На какие вопросы отвечает сказуемое; Что делать. Что сделать. Приведем подлежащее в действие.

3) на какие вопросы отвечает прилагательное. Какой, какая.

И запишем их в тетрадях. Оформим его в табличной форме.

Медведь

спит

большой

Дверь

закрылась

металлическая

Муравей

работает

маленький

Снежинка

падает

белая

Гриб

растет

красный

Чайник

кипит

горячий

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА.

3) Учитель: - Обратите внимание, ребята, какое слово получилось из выделенных букв?

- Какова же тема нашего занятия?

4) Да. Правильно тема нашего урока ДРУЖБА.

5) Ребята, «Что такое ДРУЖБА?». Что вы можете сказать о дружбе своими словами.

Ответы РЕБЯТ

  • Дружба – это когда есть поддержка, уважение, честность и забота. (Билол)
  • Дружба - это когда в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог. Ты знаешь, что твой друг тебя не бросит в трудную минуту. (Гульзира)
  • Дружба - это когда рядом есть человек, который помогает советом, поддерживает тебя. (Нигина)
  • Дружба - это когда помогаешь друг другу. Не обманываешь. Не предаешь своего друга. (Фатима)
  • Дружба – это когда у тебя есть человек, которому ты можешь рассказать о своих секретах.(Гусейн)
  • Дружба – это когда у тебя есть друг, который не только поможет в трудную минуту, но и будет радоваться вместе с тобой. (Севинч)

6) Ребята, а сейчас откроем свои тетради, запишем дату, тему урока. И запишем в тетрадях, что такое дружба.

ЗАПИСЫВАЕМ (показ слайда)

7) Ребята, мы с вами на уроках неоднократно работали с пословицами.

Наша работа будет следующей. Перед вами вазочки. Там вы видите листочки (спросить). Они потеряли свою половинку, т.е. концовку предложения. Вам необходимо их восстановить. Соединить. Эту же работу мы предлагаем и нашим гостям. (гости урока тоже соединяют.)

5 мин.

Ребята, вы собрали пословицы, соединили. А вы уважаемые гости. Молодцы. А теперь проверяем себя. Смотрим на экран (СЛАЙД с ПОСЛОВИЦАМИ)

Работаем над пословицами в парах

Учитель: Русский народ сложил много пословиц о дружбе. Сейчас вы попробуете сложить их из половинок и прочитать. (Раздаем и ребятам и гостям)

  1. Дружба – как  стекло: разобьешь – не сложишь.
  2. Старый друг лучше новых.
  3. Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
  4. Человек без друзей, что дерево без корня.
  5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  6. Дружбу за деньги не купишь.
  7. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  8. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  9. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Учитель: Сможет ли кто-нибудь из вас объяснить одну из них.

8) А теперь ребята Физкультминутка.

Ребята, возьмемся за руки. Я буду произносить вам различные качества человека. А вы, если это качество будет подходить к ДРУЖБЕ подымаете руки вверх, если нет. То руки опускаете. И так начинаем. ГОСТИ тоже могут присоединиться.

Добрый, трусливый , вежливый, обманщик, честный, жадный, сильный, ленивый, внимательный, богатый, умеющий хранить секреты.

Молодцы, ребята.

9) Ребята, следующая наша работа, это работа над текстом. Ребята, Что такое текст. Мы с вами об этом говорили на уроках. Вам надо вспомнить. (ответит Мухаммадазиз)

Текст это когда связываются два, три, четыре предложения. Может быть и больше предложений, но тема одна.

СЛАЙД ТЕКСТ

10) Правильно. (ОТВЕТ И ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ. И так ребята, перед нами маленький текст. (Пoработаем редакторами) Обьяснение учителя: Кто такой редактор? Редактор — это специалист, который работает с текстом, составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание (книга, журнал, газета и т.п.) ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ

У каждого из вас есть друзья. Вот мальчик Дима рассказал о своем друге. Всё ли правильно в его рассказе? Что бы вы могли исправить? Почему?

Он честный, добрый. У меня есть друг. Мы учимся в одном классе. Я дорожу его дружбой. Его зовут Саша. (предложения на интердоске - отредактированный текст)

У меня есть друг. Его зовут Саша. Мы учимся в одном классе. Он честный, добрый. Я дорожу его дружбой. (предложения на интердоске- отредактированный текст)

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА. И с этим заданием вы справились.

А сейчас ребята я раздам вам стихотворения. И попрошу вас их прочитать вслух.

МУХАМАДАЗИЗ читает и СЕВИНЧ

ЧИТАЕТ УРИНБЕК

ЧИТАЕТ ХАДИЖА

ЧИТАЕТ ДЖАННЕТ


СПАСИБО, РЕБЯТА.

Ребята, у вас было домашнее задание. Выписать цитаты из сказок, которые мы с вами читали. Вы подготовили.

Отлично. Я предлагаю вам сейчас пообщаться с нашими гостями.

Прочитайте выписанные цитаты нашим гостям. А они будут отгадывать.

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке. (Волк и семеро козлят)

Жил-был старик. И было у него было три сына: двое умных, а третий — дурачок Емеля. (По щучьему велению)

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. (Маша и медведь)

Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила. (Курочка ряба)

Спасибо, ребята вы и с этой задачей справились.

У нас есть еще одно интересное задание. Перед вами лежит вырезанный круг. И вырезанные лепестки. На лепестках слова. Ребята, соберите цветок. А с какими словами собрать цветок. Это уже решаете вы. Такое занятие предлагаю вам уважаемые гости.

СОБРАЛИ ЦВЕТОК.

Скажите пожалуйста, какие слова вы выбрали, чтобы собрать цветок. А какие слова вы оставили.

ПОЖЕЛАНИЕ

Ребята, скажите пожалуйста, какие рассказы вы прочитали про дружбу.

Гульзира, ты какой рассказ прочитала. (ГОВОРИТ)

ЭТО НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Учитель: Ребята, согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

Ребята, вспомним изученные произведения, в содержании которых говорится о дружбе.

Учитель: а теперь если вам понравилось наше занятие поднимите весёлый смайлик. Если нет – грустный. (сделать смайлики).

Давайте закончим наше занятие песней ДРУЖБА ДРУЗЕЙ.

Раздать памятки родителям и ребятам.


На этом наше занятие закончилось, Пусть девизом по жизни будут эти строки. ДРУЖИТЕ И ДОРОЖИТЕ ДРУЖБОЙ.