Рабочий лист как эффективный способ организации познавательной деятельности учащихся на уроке в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 3


Современная образовательная среда требует новых подходов в организации учебно-воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД) создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

Уметь учиться в современных обстоятельствах – это способность правильно подбирать виды и формы своей учебной деятельности, рассчитывать только на свои силы и способности; применять инновационные средства и методы получения информации; развивать, вырабатывать, проявлять и обоснованно защищать собственное мнение, применять полученные умения в неопределенных жизненных ситуациях.

Одной из основных образовательных задач, решаемой современной школой, является обучение школьников работе с различными источниками информации. Современный урок должен быть интересным и содержательным для учеников с разными образовательными возможностями. Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить ученику на различных этапах урока.

Добрый день! Меня зовут ЗВВ, я учитель начальных классов  МОУ «Красноярская СОШ». Как и все учителя, стремлюсь самосовершенствоваться, развиваться, перенимать интересный опыт педагогов-новаторов и соответствовать опыту коллег-стажистов.

Набрав в 2022-2023 учебном году 1 класс, я столкнулась с ведением нового курса «Разговоры о важном». При реализации данного курса моими коллегами были созданы рабочие листы по темам курса. Наблюдая за своими первоклассниками, я увидела их заинтересованность и увлеченность в работе с листами. Структурированные задания, красочность листов и их наполненность, все это вдохновило меня на работу с этими дидактическими средствами.

Актуальность его в том, что рабочий лист помогает активизировать учеников на любом этапе урока, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом, является замечательным средством получения обратной связи. Рабочий лист не привязан к учебнику, что еще более актуально на сегодняшний день. Можно использовать любимых персонажей, разнообразные задания в зависимости от возраста. За счет возможности визуализации информация лучше запоминается.

Американский психолог Роберт Ганье выделял 8 когнитивных процессов, представленные вашему вниманию на слайде (Слайд 4), которые необходимо пройти любому человеку для того, чтобы хорошо запомнить информацию. Все эти события обучения целиком содержатся в структуре урока открытия новых знаний. Проанализировав имеющуюся информацию, я пришла к выводу о том, что «Рабочий лист» является таким инструментом, который отражает в себе все когнитивные процессы и полностью отвечает требованиям ФГОС НОО.

Инновационная составляющая рабочего листа –способность учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным, если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов.

Организуя на уроке работу с рабочим листом мы ставим целью обеспечить пошаговое формирование мыслительных процессов, способствовать повышению эффективности обучения,  уровня  творческого развития детей.

Внедрение РЛ практику учебного процесса решает следующие задачи:

  • развитие мышления учеников;
  • более прочное усвоение теоретических знаний;
  • приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий;
  • контроль за ходом обучения школьников конкретной учебной дисциплине;
  • формирование умений и навыков самоконтроля .

Метод применения рабочего листа для педагогов сравнительно новый. Впервые он был применен после введения модуля «Разговоры о важном». Изначально урок разговоров о важном проходил в устной форме. Многие темы циклов занятий не соответствуют возрастным особенностям учащихся, а потому сложны для восприятия подаваемого материала. Постепенно в методической копилке занятий на сайте авторы-разработчики начали внедрять рабочие листы. После первого применения рабочего листа на занятии я заметила, что дети с большим интересом и удовольствием проникаются к заявленной теме, и становилось меньше детей, которые раньше на уроках отмалчивались и не проявляли активность, стали включаться в общий рабочий процесс благодаря разнообразным, разноплановым заданиям.

Рабочий лист – это система заданий по определенной теме урока, разработанная самим учителем с целью обучения детей работе с информацией в разных видах. Такой способ подачи информации позволяет ребенку сфокусировать внимание на главном.

Метод применения рабочего листа имеет ряд преимуществ:

  • позволяет реализовать  личностно-ориентированный подход в обучении,
  • обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей и их интересов,
  • использование рабочих листов и их анализ позволяет проследить личностный рост каждого ребенка,
  • даёт возможность организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке,
  • помогает интенсифицировать  учеников на любом этапе урока,
  • предполагает разнообразие форм учебной деятельности,
  • является замечательным средством обратной связи.

Что касается недостатков рабочих листов, то процесс разработки и подготовки как урока, так и рабочего листа очень трудоемкий.

Рабочий лист — это творчество учителя. Он сам определяет, какие задания включить и какой навык проработать. Рабочий лист может быть очень персонализированным. На создание рабочих листов уходит дополнительное время, но этот метод облегчает процесс урока, приводит к видимому прогрессу и ускоряет достижение цели ученика.

В настоящее время рабочие листы стали неотъемлемой частью моей работы, использую их на различных видах уроков и на разных предметах.
Иногда за основу беру рабочие листы, разработанные учителями, и делаю корректировку листов, учитывая психологические и индивидуальные особенности учеников своего класса.

Для создания рабочих листов чаще всего используют GoogleDocs, PowerPoint, Word или Photoshop. Есть ресурсы с готовыми материалами, где учитель может почерпнуть идеи.

Cервисы для создания рабочих листов.

1) FlikTop – конструктор интерактивных рабочих листов. В нём предусмотрено множество вариантов наполнения: тексты, изображения, видео (в том числе с YouTube), диалоги, задания разнообразных форматов (вставить пропущенное слово, разделить на группы, расположить по порядку, найти пару, выбрать верное и т.п.). При этом лист можно оформить в разнообразных цветах и стилях.

2) «Опросникум» - отечественный онлайн-сервис. С его помощью педагоги могут создавать опросы, анкеты, тесты, рабочие листы, кроссворды, викторины, сокращать ссылки и генерировать QR-коды для своих занятий. Материалы можно использовать онлайн либо распечатать.

Для того чтобы ребенок не потерял интерес сразу и не отнесся к рабочему листу как к очередной скучной странице с заданиями из рабочей тетради, необходимо использовать разнообразные материалы, чтобы сделать урок не только интересным и практическим, но и современным. Попробуйте использовать картинки с любимыми мемами или фотографиями блогеров. Тексты песен, аудио подкасты, зашифрованные в qr-кодах, видео, картинки или онлайн-ресурсы все это поможет детям чувствовать себя «на своей волне». Необходимо помнить, что материалы по своему уровню и цели должны быть посильны учащимся.

В зависимости от цели, преследуемой на уроке, оформление рабочего листа может быть разным.

Применение рабочих листов на уроках литературного чтения позволяет учащимся более детально познакомиться с писателями, поработать с текстами, рассмотреть иллюстрации к сказкам и самостоятельно записать название произведений, которые знает ребёнок.

На уроке музыки ребята рабочая с рабочими листами, ребята могут проявить творчество и нарисовать свои ощущения от какой-либо мелодии. Рассмотреть и подписать музыкальные инструменты, разучить песню. Всё эти задания можно разместить на рабочем листе.

Так как предмет окружающий мир интегрируется с различными учебными дисциплинами, мне хочется преподнести ребятам информацию в интересном и эстетичном формате. На этапе объяснения нового материала по окружающему миру использование рабочих листов позволяет мне повышать интерес учеников к изучаемой теме.

После заполнения рабочие листы можно накапливать в портфолио ученика, тем самым отслеживать продвижение по предмету, как индивидуально, так и всего класса.

Если это введение новой лексики, почему бы не воспользоваться текстом песни модного исполнителя с пропущенными словами, которые необходимо вставить по контексту или прослушав ее, если цель рабочего листа отработка грамматической конструкции можно ввести ее, прикрепив ссылку на интервью со знаменитостью (пусть этого интервью никогда и не было на самом деле)

Если целью нашего рабочего листа является отработать тот или иной вид чтения, почему бы не использовать современный текст, который заинтересует детей, к которому можно прикрепить пару картинок, помогающих понять о чем идет речь.

Для работы с аудио или видео подкастами можно придерживаться тех же рекомендаций что и для чтения, нелишними будут иллюстрации и тут, а также для отработки услышанных фраз, можно добавить упражнения на лексику или грамматику.

А можно ли использовать рабочий лист в качестве теста, проверить или закрепить пройденный материал, или предложить выполнение рабочего листа в качестве домашней работы?

Заключение

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя.

Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным вещателем знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями.

Что делать с заполненными Рабочими листами? Некоторые учителя давно использующие рабочие листы в своей деятельности пришли к выводу, что их можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах.

Считаем, что «Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Рабочий лист полностью отвечает требованиям ФГОС и отражает все когнитивные процессы. Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным вещателем знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями.

Стоит помнить, что рабочие листы не являются доминирующим (основным) инструментом для организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, а применение их на большинстве уроков неоправданное и даже вредное. Познавательная деятельность человека многогранна, следовательно, и методическое обеспечение формирования познавательных умений учащихся не должно замыкаться на относительно узком круге методических средств.