Цели урока:
- Учебно-познавательные: систематизация и обобщение сведения об имени существительном;
- Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества;
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваши веселые лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения.
2. Актуализация знаний
Сегодня мы с вами попытаемся нарисовать морфологический портрет имени существительного.
- Что это значит? (Вспомним морфологические признаки существительного и словесно их охарактеризуем.)
- Давайте вспомним, что такое имя существительное? Что оно обозначает?
(Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет.)
3. Сообщения ребят
а) Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы и явления окружающего мира. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
б) Вот стихотворение почти целиком состоящее из существительных:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица… (А.Фет)
4. Работа по теме урока
- Давайте вспомним морфологические признаки существительного.
А) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Кто?
- Что?
Приведите примеры. Машина, картина, мама, зонт, дочка.
Часто мы забываем о том, что этот признак грамматический. У одушевленных имен существительных во множественном числе винительный падеж совпадает с родительным: Покойник, мертвец, кукла, матрешка.
У неодушевленных имен существительных винительный падеж множественного числа совпадает с именительным: народ, стая, микроб, куколка, врач, ночь, сторож.
Б) Имена существительные собственные и нарицательные.
Исправьте ошибки:
Автор снежной королевы – Ханс христиан Андерсен. Герои его книги живут в цветущей дании.
Как пишутся имена собственные? Какие слова к ним относятся?
(Названия книг, фильмов, газет… географические названия …..)
В) Род имен существительных.
Ж.р |
м.р. |
ср.р. |
несклон. |
Распределите существительные по группам: Облако, долина, депо, помощь, тюль, море, сарай, юноша, какао, земля, окно, кино, свет.
Г) Склонение существительных.
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям? Приведите примеры.
- Поставьте данные существительные в предложный падеж и выделите окончание.
(Об облаке, долине, помощи, о тюле, море, сарае, юноше, какао ….)
Д) Давайте вспомним существительные, которые имеют форму только мн.числа.
(Очки, тиски, весы, опилки, ворота … - парные предметы, инструменты, игры).
Е) А теперь назовите существительные, имеющие форму только ед.числа.
(каучук, керосин, сахар, веселье, цемент …)
5. Лингвистическая задача
Очень часто вызывает затруднение образование формы мн.числа род.падежа. Давайте запишем словосочетания, поставив их в нужную форму:
- Чашки без (блюдца) – блюдец,
- килограмм (яблоко) – яблок,
- продажа (полотенца) – полотенец,
- много (дело) – дел,
- удаление (пятна) – пятен.
- Молодцы! А теперь отдохнем.
6. Вопрос-шутка
Один мальчик спрашивает другого:
- Как правильно сказать: «У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?»
Напишите правильный ответ.( У рыб нет зубов)
-Ох, уж эти падежи, столько затруднений вызывают, но мы их не боимся и хорошо с ними знакомы.
-Поставить существительное в тот падеж, какого требует предлог. Укажи окончание и падеж:
На (площадь), к (гостиница), от (аллея), на (улица), в (Россия), у (избушка), со (свеча), на (гербарий), с (храбрец), у (товарищ).
7. Давайте вспомним правописание ь в существительных после шипящих
Свалилась с плеч…, зеленый хвощ…, золотая рож…, солнечный луч…, много задач…, зарево пожарищ…, сильный смерч…, изящная брош…, сделать репортаж…, результат встреч…
8. Повторим орфограммы, связанные с правописанием имен существительных
Замените развернутые определения одним словом:
- Сынок курицы – (цыпленок),
- Основной Закон государства – (конституция),
- Инструмент для черчения кругов –(циркуль),
- Собирание каких – либо предметов – (коллекция),
- Сын цыганки – (цыганенок),
- Апельсин и мандарин одним словом – (цитрусы),
- Твердый покров черепахи – (панцирь).
9. Определите, синтаксическую роль имен существительных
В весеннем лесу с ветки на ветку перепархивают птицы.
10. Выставление оценок
11. Рефлексия (продолжи фразу)
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю…
12. Домашнее задание
Составьте лингвистическую сказку об имени существительном.
Благодарю всех за урок!