Открытый урок по русскому языку в 5-м классе. Тема: «Имя существительное» (урок-обобщение)

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: имя существительное, Имя существительное как часть речи


Цели урока:

  • Учебно-познавательные: систематизация и обобщение сведения об имени существительном;
  • Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества;

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваши веселые лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения.

2. Актуализация знаний

Сегодня мы с вами попытаемся нарисовать морфологический портрет имени существительного.

- Что это значит? (Вспомним морфологические признаки существительного и словесно их охарактеризуем.)

- Давайте вспомним, что такое имя существительное? Что оно обозначает?

(Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет.)

3. Сообщения ребят

а) Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы и явления окружающего мира. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

б) Вот стихотворение почти целиком состоящее из существительных:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица… (А.Фет)

4. Работа по теме урока

- Давайте вспомним морфологические признаки существительного.

А) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

  • Кто?
  • Что?

Приведите примеры. Машина, картина, мама, зонт, дочка.

Часто мы забываем о том, что этот признак грамматический. У одушевленных имен существительных во множественном числе винительный падеж совпадает с родительным: Покойник, мертвец, кукла, матрешка.

У неодушевленных имен существительных винительный падеж множественного числа совпадает с именительным: народ, стая, микроб, куколка, врач, ночь, сторож.

Б) Имена существительные собственные и нарицательные.

Исправьте ошибки:

Автор снежной королевы – Ханс христиан Андерсен. Герои его книги живут в цветущей дании.

Как пишутся имена собственные? Какие слова к ним относятся?

(Названия книг, фильмов, газет… географические названия …..)

В) Род имен существительных.

Ж.р

м.р.

ср.р.

несклон.

Распределите существительные по группам: Облако, долина, депо, помощь, тюль, море, сарай, юноша, какао, земля, окно, кино, свет.

Г) Склонение существительных.

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям? Приведите примеры.

- Поставьте данные существительные в предложный падеж и выделите окончание.

(Об облаке, долине, помощи, о тюле, море, сарае, юноше, какао ….)

Д) Давайте вспомним существительные, которые имеют форму только мн.числа.

(Очки, тиски, весы, опилки, ворота … - парные предметы, инструменты, игры).

Е) А теперь назовите существительные, имеющие форму только ед.числа.

(каучук, керосин, сахар, веселье, цемент …)

5. Лингвистическая задача

Очень часто вызывает затруднение образование формы мн.числа род.падежа. Давайте запишем словосочетания, поставив их в нужную форму:

  • Чашки без (блюдца) – блюдец,
  • килограмм (яблоко) – яблок,
  • продажа (полотенца) – полотенец,
  • много (дело) – дел,
  • удаление (пятна) – пятен.

- Молодцы! А теперь отдохнем.

6. Вопрос-шутка

Один мальчик спрашивает другого:

- Как правильно сказать: «У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?»

Напишите правильный ответ.( У рыб нет зубов)

-Ох, уж эти падежи, столько затруднений вызывают, но мы их не боимся и хорошо с ними знакомы.

-Поставить существительное в тот падеж, какого требует предлог. Укажи окончание и падеж:

На (площадь), к (гостиница), от (аллея), на (улица), в (Россия), у (избушка), со (свеча), на (гербарий), с (храбрец), у (товарищ).

7. Давайте вспомним правописание ь в существительных после шипящих

Свалилась с плеч…, зеленый хвощ…, золотая рож…, солнечный луч…, много задач…, зарево пожарищ…, сильный смерч…, изящная брош…, сделать репортаж…, результат встреч…

8. Повторим орфограммы, связанные с правописанием имен существительных

Замените развернутые определения одним словом:

  • Сынок курицы – (цыпленок),
  • Основной Закон государства – (конституция),
  • Инструмент для черчения кругов –(циркуль),
  • Собирание каких – либо предметов – (коллекция),
  • Сын цыганки – (цыганенок),
  • Апельсин и мандарин одним словом – (цитрусы),
  • Твердый покров черепахи – (панцирь).

9. Определите, синтаксическую роль имен существительных

В весеннем лесу с ветки на ветку перепархивают птицы.

10. Выставление оценок

11. Рефлексия (продолжи фразу)

  • У меня получилось…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я знаю…

12. Домашнее задание

Составьте лингвистическую сказку об имени существительном.

Благодарю всех за урок!