Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Разделы: Русский язык, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 8

Ключевые слова: односоставные предложения


Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен
для выражения простых естественных понятий.
В.Г.Белинский

Цели урока: Повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:
    1. закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
    2. тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;
    3. обучать школьников анализу текста.
  2. Развивающие задачи:
    1. развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
    2. развивать умения решать тестовые задания.
  3. Воспитательные задачи:
    1. воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
    2. воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
    3. воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).

Форма проведения урока: урок-практикум.

Оборудование урока: учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Раздел: «Простые односоставные предложения»; компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

Русский язык (1959) (Александр Яшин)

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!

- Ребята, этот урок мы посвятим повторению и обобщению материала, изученного по теме «Односоставные предложения».

2. Орфографическая работа

Аллеи рек, зеркальности озер, хрустальный ключ, безгласные затоны, живая сказка, немолкнущие звоны, мельканье дней, лучше вас, ничего не знаю.

- Эти словосочетания взяты из стихотворения К.Бальмонта «Родное».

(Открыть стихотворение, прочесть).

Аллеи рек. Зеркальности озёр.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнувшие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошел в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.

Дополнительные вопросы:

- Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)

- Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)

- Какое значение придают стихотворению данные предложения? (Передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. «Безглагольность» противопоставлена «целому миру», «мельканию дней».)

- Назовите художественные средства, использованные автором.

(Метафоры: «аллеи рек», «апрельский сон с его улыбкой маю»; эпитеты: «хрустальный ключ», «безгласные затоны», «страшный темный бор»)

3. Восстановить схему

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (М.Ломоносов)

- О каком из типов односоставных предложений идет речь? (Определенно-личные)

«Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» (А.Пешковский)

- К какому типу односоставных предложений относятся слова ученого А.Пешковского? (Неопределенно-личные)

- В каких предложениях нет и не может быть подлежащего? (Безличные). (Вывешивается таблица «Односоставные предложения». Остаётся до конца урока.)

4. Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

  • 1 ряд выписывает определенно-личные предложения;
  • 2 ряд – неопределенно-личные предложения;
  • 3 ряд – безличные.
  1. Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)
  2. Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)
  3. (Не) торопись (не) спеши подождём. Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)
  4. Как много дума(н,нн) исполне(н,нн)о так мало. (В.Брюсов)
  5. И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)
  6. Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антокольский)
  7. Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)

Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.

- Какое предложение не выписали? Почему? (предложение № 6, назывное)

5. Индивидуальная работа по карточкам. Работа у доски

Карточка 1.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________

2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________

3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________

4) Загляну в глаза волжанки. (А.Пришелец)_________

5) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц) _________

6) Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)_____________

Карточка 2.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Все грущу о шинели. (Ю.Друнина)__________

2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________

3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________

4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________

5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________

6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц) _______________

Карточка 3.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________

2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________

3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин). ______________

4) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________

5) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________

6) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________

6. Синтаксический разбор предложения

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Вопр., невоскл., простое, односост., опред.-личное, сказуемое выражено глаголом 2 лица ед.числа, распр., осл. деепричастием, обращением.)

7. Беседа

- Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.) в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения:

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- После драки кулаками не машут.

- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- От добра добра не ищут.

- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- На чужой роток не накинешь платок.

- Береги платье снову, а честь смолоду.

- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.

8. Анализ текста

- Односоставные предложения могут быть и частью сложного предложения.

Запишите стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять».

Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

- Какова тема стихотворения? (тема Родины)

- В каких словах выражается любовь к Родине? ( Аршином не измерить, особенная стать, можно верить)

- Что такое аршин? (1.Старая русская мера длины, равная 0,71 м. 2. Линейка, планка такой длины для измерения).

- Как вы понимаете слово стать? (Телосложение, общий склад фигуры. Перен. Характер, внутренний склад). Какое значение слова используется? (переносное).

- Определите структуру предложений, выделив основы. (1 предл. – простое, односоставное, безличное, сказуемое выражено неопределённой формой глагола. 2 предл. – сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1 – односост., безл.; 2 – односост., назывное; 3 – односост., безл.)

9. Физминутка

А теперь я буду называть действия, а вы их выполняйте.

- Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, дверь, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

- Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные) А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).

10. Контроль знаний

- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений. Посмотрим, насколько вы усвоили данный материал. Вам предстоит выполнить тесты.

Тест

Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.

1. Односоставное определённо-личное предложение.

А) Зима.
Б) Умную голову почитают смолоду.
В) Как чувствуешь себя?
Г) Светает.

2. Односоставное неопределённо-личное предложение.

А) На Бога надейся, а сам не плошай.
Б) Цыплят по осени считают.
В) Мне грустно.
Г) Тишина.

3. Односоставное безличное предложение.

А) Вот и мама!
Б) У соседа ума не займёшь.
В) А судьи кто?
Г) В саду темно.

4. Односоставное назывное предложение.
А) Дрожит как лист на осине.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
В) По росту одежду кроят.
Г) Какое дивное утро.

Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?

1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин)
А) нужно относиться с уважением
Б) нужно
В) относиться
Г) нужно относиться

2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой)
А) осматривай
Б) осматривай со стороны
В) деяние со стороны
Г) со стороны его вреда и пользы

3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр)
А) следует доводить
Б) следует доводить до конца
В) следует
Г) доводить

4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов)
А) никого так не презирают
Б) никого так не презирают в народе
В) не презирают
Г) не презирают в народе

5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов)
А) нет
Б) нет ничего
В) непреодолимого нет ничего
Г) на свете нет ничего

6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими. (Н.Новиков)
А) презирать и гнушаться
Б) стыдно
В) стыдно презирать
Г) стыдно презирать и гнушаться

11. Подведение итогов. Выставление оценок

- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?

Закончить наш урок я хочу словами И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

12. Домашнее задание

Повторить параграфы 20-24, составить по ним тестовые задания. Упражнение 246-247.