Проект "Родное слово"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 1


Великий русский педагог К.Д.Ушинский считал, что целью воспитательного процесса является гармонически развитый человек, умеющий сочетать свои интересы с интересами своего народа и человечества. Изучение родного языка, с точки зрения Ушинского, важная часть образования. «Родное слово, - писал он, - есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». Без самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребёнка, по словам того же Ушинского, успешность воспитания и обучения невозможна. Русский язык, во всём его многообразии, богатстве и универсальности – своеобразный культурный код, определяющий ментальность человека. Русский язык-хранитель наших культурных ценностей и традиций. Он объединяет всех россиян в едином культурном пространстве.

Проект «Родное слово» был разработан с учетом возрастных особенностей учащихся 1 класса (7-8 лет).

Защита данного проекта классным руководителем проводится в течение нескольких лет по окончании учебного года в каждом первом классе. Рамки проекта с течением времени расширялись. Сначала он включал в себя небольшие исследования происхождения букв русской азбуки. Мероприятие являлось логическим завершением курса изучения русского языка в первом классе, включающем в себя период обучения грамоте и систематический курс русского языка, а также курс уроков литературного чтения. Но круг вопросов, которые ставили перед собой маленькие исследователи расширялся.

В процессе работы над проектами первоклассники учатся определять темы для своих работ, ставить цели и задачи, работать с полученной информацией, проводить небольшие исследования, делать первые выводы. В рамках работы над проектом ребята побывали в музее «Жили-Были», где познакомились с традициями, бытом русских людей, с предметами старины и связанными с ними словами, узнали о русских сказках как об одном из видов устного народного творчества.

Цель, задачи и планируемые результаты

Цель: Формирование у учащихся осознанного понимания важности изучения родного языка и литературы как основы существования русского мира.

Задачи:

  • Знакомство с историей возникновения письменности на Руси, процессами формирования современного русского языка;
  • Знакомство с орфоэпическими нормами русского языка, лексикологией;
  • Знакомство с былинами и сказками как одними из видов устного народного творчества;
  • Развитие устной речи, познавательной активности учащихся, стимулирование поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • Воспитание любви к Родине, историческому и культурному наследию;
  • Формирование чувства ответственности, умения работать в коллективе.

Планируемые результаты

Умение находить информацию в различных источниках, в том числе получение начальных навыков работы с информацией в сети Интернет, на основе полученных знаний формировать умение делать вводы. Умение слушать, формулировать вопросы. Умение организовывать и планировать свою деятельность. Стимулировать появление интереса к изучению языка во всей его многогранности. Начать процесс формирования читательской грамотности. Воспитывать любовь к своей стране и чувство гордости за её успехи и достижения.

Формой организации воспитательного мероприятия является проект. Он включает в себя индивидуальную и групповую формы работы. По содержанию-метапредметный, относящийся в том числе как филологической, так и к исторической областям знаний. Проектная деятельность в начальной школе способствует развитию у младших школьников стремления к активной познавательной деятельности. В ходе работы над проектом обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, определять проблему, находить пути её решения, искать информацию в различных источниках, пользоваться сетью Интернет как инструментом получения полезной информации.

Работа над проектом продолжалась в течение трёх месяцев (март-май). Этого времени достаточно. Мероприятие проводится в классе. В качестве гостей приглашаются родители. Представление индивидуального проекта ограничено во времени 2-3 минутами, коллективный проект до 4 минут. Если у слушателей возникают вопросы к выступающему, они их задают. Задача классного руководителя, при необходимости, помочь сформулировать вопрос.

Описание подготовки проекта

Проект стал традиционным по окончании первого класса.  Для «погружения» в проект и более осознанного выбора темы для работ организуется посещение интерактивных экскурсий в музеях. В Государственном историческом музее в ходе экскурсии ребята узнали об истории создания славянской азбуки, увидели первые рукописные книги, попробовали писать, используя буквы кириллицы. В ходе тематической экскурсии в музей «Жили-были» с интерактивной программой «В гостях у Бабы Яги» многих учащихся заинтересовали предметы быта и слова, которые эти предметы называли. Часть ребят заинтересовало происхождение имён персонажей русских сказок. При подготовке проекта некоторые родителей высказали большую заинтересованность и желание принять участие в работе над проектом. Это не только выбор темы, но и совместная организация работы над проектом и личное участие в его защите вместе с ребёнком.  Сотрудничество учителя, родителей и учеников только приветствуется. С каждым ребёнком учителем была организована индивидуальная работа: обсуждение темы, постановка задач, поэтапное планирование работы. Осуществлялся контроль по ходу выполнения проекта.

Сценарий мероприятия

Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим заключительный этап нашей большой работы над проектом, который помог нам расширить знания о родном языке. Как красив и прекрасен русский язык. В любви к нему признавались и признаются поэты и писатели-представители великой русской литературы.

  • «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (Н.В.Гоголь)
  • Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (К.Паустовский)

Начнём с истоков. Из первой учебной книги «Азбука» Вы узнали о тех людях, которые принесли на Русь грамоту. О ком идёт речь? (ответы детей).

(Представление коллективного проекта «История славянской азбуки. Славянские просветители Кирилл и Мефодий» см. Приложение 1 «Презентация к проекту»).

По окончании представления самого проекта Хвалебную песнь в честь святых Мефодия и Кирилла (композитор Главач В.И., автор слов Розенгейм М.П.) исполняет ученик.

Учитель: «Что за прелесть эти сказки!»- восторгался А.С.Пушкин русскими сказками. Сам Александр Сергеевич является автором замечательных сказок.
Я Вам сейчас буду читать отрывки из произведений А.С.Пушкина, а вы попробуйте догадаться, что это сказки.

«Вот пошёл он к синему морю. Неспокойно синее море…» («Сказка о рыбаке и рыбке»).

«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»).

«Свет мой. Зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…»
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

А каких героев русских сказок Вы знаете? (ответы детей).

Следующий проект коллективный. Называется он «В мире сказок». Вот мы и узнаем подробней о сказочных персонажах.

(Представление коллективного проекта. «Продуктом» проекта стал макет «Лукоморье» см. Приложение 1 «Презентация к проекту»).

А какими предметами пользовались в быту наши предки? (ответы детей).

Учитель: А теперь отгадайте загадки.

И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит.
Он наелся угольков,
Вот для Вас и чай готов.
Кран на брюхе открываем,
Кипяточек наливаем. (самовар)

Что хозяйка в печку ставит,
Кто из Вас ребята знает? (чугунок)

Из липы свито дырявое корыто,
По земле идёт клетки кладёт. (лапти)

Новая посуда,
А вся в дырках. (решето)

Давайте узнаем «Что предметы старины рассказать тебе должны».

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту» «Продуктом» проекта стал макет деревенского дома со старинными предметами быта).

Учитель: А кто сейчас к нам поспешит?

«Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут страницы,
а повсюду славятся!» (буквы)
(Б.Заходер)

Представление проектов об истории букв русского алфавита.

«Перед нами буква «А»
Алфавиту голова…»

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту»)

«Дело в том, мои друзья,
Что без «Д» никак нельзя»

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту» Макет буквы «Д» выпилен из дерева и оргалита, подсвечивается)

«Мой рассказ про букву «Ё»
Про её житьё-бытьё…»

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту»)

«Взявшись за руки мы встали
И на «М» похожи стали».

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту»)

«Люстра, ключ, салют…спою.
Что за буква? Это … «Ю».

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту». Макет: торт в форме буквы «Ю»)

Учитель: А теперь поговорим о скороговорках. Какие Вы знаете скороговорки) (ответы детей). Представление коллективного проекта «История русских скороговорок».

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту»)

Игра, которую провели участники проекта. Несколько учеников соревнуются в умении быстро и чётко говорить скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Физкульминутка

Дружно встали-раз, два, три-
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце-руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Учитель: А что вы знаете о русских богатырях? (ответы детей)

Защищали Русь! Исполинами
Воспевались по молодчеству.
Их народ прославил былинами
За любовь к родному Отечеству…

Сейчас мы услышим рассказ о былинах, русских богатырях, познакомимся с облачением русского воина.

(Представление проекта «История русских былин». «Продуктом» проекта стал макет «Русский богатырь» см. Приложение 1 «Презентация к проекту»).

Учитель. А знаете ли вы почему медведя назвали «медведь», лягушку «лягушка»?

Представление проекта «Названия животных в русском языке».

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту»)

Учитель:

Что за гуси прилетают
По семёрке в каждой стае?
Вереницею летят,
Не воротишь их назад. (дни недели)

А это о каких братьях речь?
Двенадцать братьев мчат вперёд
Всегда вперёд за годом год.
Но им друг друга не догнать
Скажи, как этих братьев звать? (месяцы)

Представление проектов «История происхождения названий месяцев» и «Дни недели».

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту»)

Учитель: Многие из вас занимаются музыкой. А с помощью чего записывают музыку? (ответы детей). Оказывается, в музыке есть буквенное обозначение нот.

Представление проекта «Музыка и буквы».

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту»)

Учитель: А в каком городе мы живём? (ответы детей).

«Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы».
(Ф.Глинка)

А Вы никогда не задумывались почему в Москве есть улицы Солянка и Кузнецкий мост, Моховая и улица Земляной Вал?

Представление проекта «История названий московских улиц»

(см. Приложение 1 «Презентация к проекту»)

Учитель: Мы заканчиваем наш проект. Спасибо за работу и сотрудничество.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». (И. С.Тургенев).

Каждый участник проекта получил диплом (см. Приложение 1 «Презентация к проекту»)

Фототчёт по защите проекта представлен в книгах, созданных учителем в программе «netPrint» (см. Приложение 1 «Презентация к проекту»)