Тип урока: Урок развивающего контроля.
Форма урока: Защита исследовательских проектов, взаимообучение.
Форма организации учебной деятельности: парная, групповая, фронтальная.
Технология: игровая технология, элементы РКМЧП, информационные технологии, технология сотрудничества.
Приемы: «Веб-квест», «Блиц-опрос», «Продолжи фразу», «Как скажет…» «Синквейн», «Расшифруй фразеологизм», «Что в сундучке?»
Формирование и закрепление УУД:
Личностные:
- умение планировать последовательность действий для учебной цели;
- способность применять теоретические знания для решения практических задач;
Регулятивные:
- умение находить и обрабатывать информацию, соответственно указанным задачам;
- представлять информацию в табличной форме;(презентация)
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать друг друга;
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
- умение точно выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- контроль, коррекция и оценка ситуаций в ходе работы над заданием;
Познавательные:
Общеучебные:
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- анализ, обобщение и систематизация информации текста;
- постановка и формулировка целей;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические:
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепочки рассуждений;
- доказательство.
Постановка и решение проблемы: самостоятельный поиск материала по заданной теме, отбор интересного материала по теме, умение работать в команде.
Урок сопровождается презентациями, подготовленными учащимися и занимательными заданиями для команд.
За месяц до открытого урока учащимся 7 класса был предложен образовательный веб-квест «Фразеологизмы – мудрость народа», с целью обогащения словарного запаса учащихся, повышения интереса к изучению русского языка, происхождению фразеологизмов, умению находить фразеологизмы в тексте (задание ОГЭ) и правильно употреблять их в речи.
Квест – это ролевая игра, где каждое направление деятельности оформляется как определенная роль. В предложенном квесте таких ролей было четыре:
- «Теоретики»,
- «Искатели»,
- «Художники»,
- «Писатели».
Класс делится на 4 команды. У каждой команды своя роль. Творческий отчет в виде презентации с различными заданиями для команд- противников проходит в ходе открытого урока, где команды представляют свои проекты- исследования, а также выступают в роли учителей, предлагая задания командам и оценивая их. Таким образом, все члены команд работают на общую цель, помогают друг другу, учат работе с компьютерными программами. (Консультант по работе с компьютерными технологиями – учитель информатики)
В течение урока представители каждой команды выступают со своей презентацией, предлагая ученикам интересный материал по теме. Во время и после презентации ученики предлагают выполнить различные задания.
Команда «Теоретики» - Знакомит учеников с теорией по вопросу «Что такое фразеологизмы и каковы источники их происхождения?». Затем предлагают командам выполнить небольшой тест по теории происхождения фразеологизмов и практическое задание на умение находить фразеологизмы в предложениях (опережающее обучение). Задание №3 в формате ОГЭ.
Команда «Искатели» рассказывает об источниках исконно-русских и заимствованных фразеологизмов. Приводит примеры из каждой области.
Задания командам: «Как скажет русский?» и «Угадай, что в сундучке?»
Команда «Художники» рассказывает о том, почему фразеологизмы часто изображают в рисунках, кто первым стал изображать фразеологизмы дословно, какова символика цвета фразеологизмов. Учащиеся этой команды сами нарисовали фразеологизмы и предлагают угадать их по рисункам.
Задание командам: Расшифровать фразеологизм, определить его значение и (по-возможности) нарисовать.
Команда «Писатели» - знакомит с фразеологизмами из художественной литературы, сказок, басен, произведений детских писателей и с крылатыми выражениями.
Задания: Блиц-опрос «Продолжи фразу» и «Соотнеси фразеологизмы со сказкой». Творческое задание командам:
Составить синквейн на тему «Фразеологизмы».
Домашнее задание: Составить небольшой рассказ о дружной работе, используя фразеологизмы.
Учащиеся на уроке учатся размышлять, анализировать, делать выводы. Урок нацелен на повышение мотивации учащихся к изучению истории русского языка, культуры, традиций и обычаев народов, умению правильно формулировать свои высказывания, развивать речь.