Открытый урок по русскому языку «Фразеологизмы – мудрость народа»

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: фразеологизмы


Тип урока: Урок развивающего контроля.

Форма урока: Защита исследовательских проектов, взаимообучение.

Форма организации учебной деятельности: парная, групповая, фронтальная.

Технология: игровая технология, элементы РКМЧП, информационные технологии, технология сотрудничества.

Приемы: «Веб-квест», «Блиц-опрос», «Продолжи фразу», «Как скажет…» «Синквейн», «Расшифруй фразеологизм», «Что в сундучке?»

Формирование и закрепление УУД:

Личностные:

  • умение планировать последовательность действий для учебной цели;
  • способность применять теоретические знания для решения практических задач;

Регулятивные:

  • умение находить и обрабатывать информацию, соответственно указанным задачам;
  • представлять информацию в табличной форме;(презентация)

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать друг друга;
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
  • умение точно выражать свои мысли;
  • владение монологической и диалогической формами речи;
  • контроль, коррекция и оценка ситуаций в ходе работы над заданием;

Познавательные:

Общеучебные:

  • осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
  • анализ, обобщение и систематизация информации текста;
  • постановка и формулировка целей;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические:

  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепочки рассуждений;
  • доказательство.

Постановка и решение проблемы: самостоятельный поиск материала по заданной теме, отбор интересного материала по теме, умение работать в команде.

Урок сопровождается презентациями, подготовленными учащимися и занимательными заданиями для команд.

За месяц до открытого урока учащимся 7 класса был предложен образовательный веб-квест «Фразеологизмы – мудрость народа», с целью обогащения словарного запаса учащихся, повышения интереса к изучению русского языка, происхождению фразеологизмов, умению находить фразеологизмы в тексте (задание ОГЭ) и правильно употреблять их в речи.

Квест – это ролевая игра, где каждое направление деятельности оформляется как определенная роль. В предложенном квесте таких ролей было четыре:

  • «Теоретики»,
  • «Искатели»,
  • «Художники»,
  • «Писатели».

Класс делится на 4 команды. У каждой команды своя роль. Творческий отчет в виде презентации с различными заданиями для команд- противников проходит в ходе открытого урока, где команды представляют свои проекты- исследования, а также выступают в роли учителей, предлагая задания командам и оценивая их. Таким образом, все члены команд работают на общую цель, помогают друг другу, учат работе с компьютерными программами. (Консультант по работе с компьютерными технологиями – учитель информатики)

В течение урока представители каждой команды выступают со своей презентацией, предлагая ученикам интересный материал по теме. Во время и после презентации ученики предлагают выполнить различные задания.

Команда «Теоретики» - Знакомит учеников с теорией по вопросу «Что такое фразеологизмы и каковы источники их происхождения?». Затем предлагают командам выполнить небольшой тест по теории происхождения фразеологизмов и практическое задание на умение находить фразеологизмы в предложениях (опережающее обучение). Задание №3 в формате ОГЭ.

Команда «Искатели» рассказывает об источниках исконно-русских и заимствованных фразеологизмов. Приводит примеры из каждой области.

Задания командам: «Как скажет русский?» и «Угадай, что в сундучке?»

Команда «Художники» рассказывает о том, почему фразеологизмы часто изображают в рисунках, кто первым стал изображать фразеологизмы дословно, какова символика цвета фразеологизмов. Учащиеся этой команды сами нарисовали фразеологизмы и предлагают угадать их по рисункам.

Задание командам: Расшифровать фразеологизм, определить его значение и (по-возможности) нарисовать.

Команда «Писатели» - знакомит с фразеологизмами из художественной литературы, сказок, басен, произведений детских писателей и с крылатыми выражениями.

Задания: Блиц-опрос «Продолжи фразу» и «Соотнеси фразеологизмы со сказкой». Творческое задание командам:

Составить синквейн на тему «Фразеологизмы».

Домашнее задание: Составить небольшой рассказ о дружной работе, используя фразеологизмы.

Учащиеся на уроке учатся размышлять, анализировать, делать выводы. Урок нацелен на повышение мотивации учащихся к изучению истории русского языка, культуры, традиций и обычаев народов, умению правильно формулировать свои высказывания, развивать речь.