ФГОС 2021 предусматривает 3 направления достижений обучающихся – личностные, метапредметные и предметные (слайд 2), а также устанавливает требования к ним. Метапредметные результаты включают освоение межпредметных понятий, овладение универсальными учебными действиями, способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию учебной деятельности, овладение навыками работы с информацией. Что же представляют собой универсальные учебные познавательные действия? (слайд 3). Это умение выявлять и характеризовать признаки объектов, устанавливать признак классификации, выявлять причинно-следственные связи, самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи, проводить эксперимент или небольшое исследование объекта, самостоятельно формулировать обобщения по результатам проведенного исследования, анализировать и систематизировать информацию, самостоятельно выбирать форму представления информации, иллюстрировать решаемую задачу схемами или иной графикой.
Рассмотрим подробнее, как такие умения формируются на уроках русского языка при выполнении различных видов грамматического анализа. Проведение фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического и морфологического анализа слова является неотъемлемой частью предметной области “Русский язык”. Такой вид учебной деятельности позволяет обучающимся применить на практике теоретические знания о языке, способствует развитию умений дифференцировать, сравнивать, классифицировать языковые явления. Грамматический анализ – это и средство закрепления знаний, так как предоставляет широкие возможности повторения изученного материала.
Обратимся к примерам из моей практики работы в шестых классах.
Фонетический анализ предполагает характеристику звукового и буквенного состава слова. (слайд 4) Шестиклассники уже знакомы с транскрипцией, глухими и звонкими согласными звуками, со спецификой букв е, е, я, ю, с ролью ь и ъ. Проводить полный фонетический анализ слова по традиционной схеме слоги-ударение-транскрипция-характеристика звуков-количество звуков и букв стоит с целью повторения и закрепления знаний обучающихся. Помимо традиционного фонетического анализа я предлагаю на уроке более интересные задания. Например, (слайд 5) перед вами предложение. “Поздней осенью ежи начинают подготовку к зимней спячке.” Понаблюдайте за звуковым составом слов. Сформулируйте правило: когда количество букв и звуков не совпадает. Каждое слово в предложении анализируем в соответствии с заданием. Ребята находят слова, в которых различное количество букв и звуков, объясняют, почему это так. Завершается выполнение устным выводом. Такое задание – это небольшое, но уже исследование языкового явления, это уже работа с причинно-следственными связями.
Рассмотрим другое задание, связанное с фонетикой. (слайд 6) Дано утверждение: у разных слов транскрипция может быть одинаковой. Докажите данное утверждение, используя примеры [глас], [молот], [мак], [гр'ип]. К каждой транскрипции ребята подбирают слова - глас и глаз, молот и молод, мак и маг, гриб и грипп. В чем сходство? В произношении. В чем разница? В написании. Рассуждая, приходим к выводу о тесной связи фонетики и орфографии. Таким образом, знания о звуковом строе языка находят практическое применение.
Морфемный анализ – это разбор слова по составу. (слайд 7) Определенную сложность представляет работа по разграничению однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Так, слова дорога и дорогой не являются однокоренными, так как их корни имеют разное лексическое значение, а значит являются омонимичными. На уроке было предложено задание: определите количество групп слов с омонимичными корнями. И дан ряд слов для работы. Принимая лексическое значение как признак для классификации, ребята распределили слова в три группы:
- гореть, загорать, разгар, сгореть, выгорание, пригореть, горючее,
- горы, подгорный, горняк, высокогорный, горец,
- горевать, горемыка, горе, горестный, горюшко.
Слова каждой группы являются однокоренными , но только в пределах группы. Группы же между собой являются омонимичными. Мы увидели, что частичный морфемный анализ (выделение корня) и знание морфемики сопряжены с другим разделом науки о языке – с лексикой. Понимание такой взаимосвязи позволяет формировать осознанное представление о языке как о системе, объединяющей элементы разных уровней.
Морфемный анализ опирается на выводы словообразовательного анализа, суть которого заключается в поиске производящей основы и определении способа образования слова. (слайд 8)Например, для слова беленький производящей основой будет основа слова белый, способ словообразования суффиксальный. Как же научить находить производящую основу? Предлагаю ребятам вновь обратиться к лексическому значению слова. Объясните значение слова лиственный. Лиственный – то, что относится к листве. Листва – производящее слово для слова лиственный. Каково значение слова листва? Листва – состоит из листьев. Лист – производящее слово для слова листва. Так выстраивается словообразовательная цепочка. Мы назвали это принципом матрешки – из большего извлекаем меньшее. В следующем задании из группы слов нужно собрать словообразовательную цепочку от меньшего к большему: даны слова лекарь, лекарство, лечить, лекарственный. Рассуждая, строим словообразовательную цепочку: лечить-лекарь-лекарство-лекарственный. Затем задание усложняется: даны два слова – логика и нелогичность, необходимо восполнить недостающие звенья цепи. Каждый из учеников предлагает свой вариант, доказывая правильность суждения. И в ходе дискуссии составляют правильную цепочку логика-логичный-нелогичный-нелогичность. Решая лингвистическую задачу, обучающиеся не только более осознанно воспринимают предметную составляющую, но и имеют возможность сопоставлять разные точки зрения, задавать вопросы , формулировать свои возражения. Иными словами, формируются универсальные коммуникативные умения.
Таким образом, включение в урок частичного или полного, устного или письменного грамматического анализа позволяет решать задачи, связанные с овладением универсальными учебными познавательными, коммуникативными, регулятивными и базовыми исследовательскими действиями, которые в совокупности являются метапредметными результатами освоения программы основного общего образования.