Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.
В.А.Сухомлинский
Как пробудить у ученика любовь к русскому языку и привить интерес к нему? Показать красоту русского языка? Эта проблема стоит перед каждым учителем начальной школы. Решение данной проблемы я вижу в организации процесса обучения через развитие творческого мышления. Когда ребёнку на уроке интересно, он стремится узнать больше. Такого результата можно добиться, когда урок проходит в интересной, занимательной форме.
Для формирования творческих способностей, я создаю следующие условия:
- свободная атмосфера на уроке, возможность выбора вида деятельности;
- доверие и уважение к ученикам с моей стороны;
- постоянное предоставление ученикам самостоятельности в познавательной деятельности;
- помощь детям - наводящая, а не подсказывающая;
- высокий уровень познавательных интересов учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор;
- внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, разностороннему развитию, к его способностям.
Активизация творческой деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка представляет собой сложную проблему. Для развития творчества я в своей работе использую следующие методы:
- Метод проблемного обучения – это метод, связанный с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
- Мозговой штурм позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так, же формирует нестандартное мышление, то есть получение максимального количества новых идей за минимально отведённый отрезок времени. Такая технология не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Мозговой штурм - способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.
Моим ученикам нравится играть в мозговой штурм, потому что они любят находить разные решения для одной и той же задачи. Вопросы для этой игры могут возникать спонтанно, например, когда мы наблюдаем за природой, занимаемся математикой или читаем книгу перед сном.
После решения арифметической задачи, в которой есть ёмкости для жидкости, я предлагаю ребёнку придумать как можно больше способов перенести жидкость, если нет стандартных ёмкостей. Это открывает простор для фантазии, так как жидкость можно перенести в пакете, каске, резиновом сапоге, половинке арбуза, половинке мяча, раскрытом зонте, шляпе, пластиковом чемодане.
Чтобы пробудить у учащихся интерес к предмету, я использую в работе с учащимися начальных классов игровой метод, нестандартные уроки русского языка: урок-сказка, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-викторина.
Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте на первое место выходит учебная деятельность, игровая не теряет своей актуальности и становится для меня помощником в развитии творческих способностей на уроках русского языка. Творческие работы и задания формируют положительное отношение к учебной деятельности.
Включение в учебный процесс игры, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки.Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности.
Дидактическая игра «Все наоборот».
Я предлагаю учащимся заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание -чн-.
- Игрушка для елки -…(елочная игрушка)
- Герой сказки - … (сказочный герой)
- Сок яблока -… (яблочный сок)
Игра «Наборщик»
Если взять большое слово, вынуть буквы, раз и два,
А собрать их снова, выйдут новые слова.
- ЛОВКОСТЬ Составить не менее 20 слов.
- Из слова ГОСУДАРСТВО не менее 25 слов.
«Дополни слово»
Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребёнок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).
В роли ведущего ребёнок и взрослый могут выступать поочерёдно.
Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес.
Метод синквейна часто использую как метод проверки уровня знаний учеников, а также при изучении нового материала. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, чтобы понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении. По результатам написания синквейна я могу подкорректировать то, что собиралась давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими изученного материала. Используя метод синквейна, учащиеся могут показать не только свои знания, но и глубину понимания темы урока.
Правила написания синквейна:
- Первая строчка – записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- Вторая строчка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- Третья строчка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.
- Пятая строчка – это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.
Синквейн «Ёжик» можно составить при изучении темы «ЖИ-ШИ», при изучении темы «Кто? Что?».
Ёжик
Круглый, колючий
Пыхтит, шуршит, топает
Ёжик охотится по ночам.
Хищник
Никого не могут оставить равнодушным разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов. Этот занимательный материал помогает нашим ученикам в усвоении орфографии. Кроссворды, ребусы со словарными словами одно из любимых творческих заданий на уроке. У детей развиваются не только творческие способности, но и увеличивается орфографическая грамотность.
Я знаю из своей повседневной практики, что легче усваивается учебный материал, вызывающий у детей положительные эмоции. Психологи доказали это научно. Из собственного опыта работы могу с уверенностью сказать, что хорошо подготовленные и продуманные уроки русского языка дают большие возможности для расширения творческого потенциала и интеллектуального развития детей. Учащиеся должны быть активными участниками урока. И только тогда это позволяет ученикам более сознательно усвоить материал, Учение должно пробуждать чувство радости познания, радости успеха, развивать творческие возможности.