Современные педагогические приемы обучения русскому языку

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 9


Современные педагогические практики активно внедряют новейшие цифровые и информационные ресурсы для обеспечения эффективности и доступности учебного процесса, потому что школьники уже не представляют свою жизнь без гаджетов, социальных сетей и быстрых форматов получения информации. Однако обучение русскому языку требует внимания, сосредоточенности и последовательного освоения материала. Как же сделать процесс изучения родного языка интересным и продуктивным? Какие методы и инструменты помогут школьникам не просто запоминать правила, но и осознавать красоту и богатство русского языка? Ответ прост. Учителю ничего другого не остается как использовать современные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Диктанты нового поколения

Обычные диктанты часто вызывают скуку у учеников, но их можно превратить в интерактивную практику.

  • Аудиодиктант – ученик слушает текст и записывает его в специальном окне, после чего система проверяет ошибки.
  • Текст с пропусками – ученик должен вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Исправление ошибок – предлагается текст с намеренными ошибками, которые нужно найти и исправить.

Анализ ошибок - после выполнения ученик получает разбор допущенных ошибок и объяснение правил.

Диктанты заинтересуют детей, если будут по мотивам современных книг и фильмов.

1. Диктант по мотивам соцсетей (с акцентом на орфографию и пунктуацию)

Текст:

«Каждое утро начинается одинаково: завтрак, проверка уведомлений в телефоне и обещание себе сегодня не зависать в соцсетях. Но вот проходит пятнадцать минут, и ты уже читаешь комментарии к очередному вирусному видео. «Где же твоя сила воли?» – думаешь ты, ставя лайк очередному смешному посту.»

Ошибки, которые могут допустить ученики:

  • Слитное и раздельное написание «не зависать».

Оформление прямой речи «Где же твоя сила воли?».

  • Правильное написание слов «вирусному», «уведомлений».

Интерактивный квест-диктант: «Потерянный сундук»

Задание: Приготовьтесь к увлекательному приключению! Пройдите это задание как можно лучше.  Перед вами текст с пропусками. Ваша задача – вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подкрепив правилами. На место цифр должны стоять зашифрованные слова.

Текст:

«Добро пожаловать путешестве…ик! Вас ждет захватывающ…е путешествие в мир Русского языка 2025 года. Давай начнем.

Сначала вам нужно будет пройти через Сад Грам…ты, где р…стут....(1) и ....(2).

Далее вас ждет Лес Лексики, где придется найти и зашифровать ....(3). Будьте вниматель…ы, вашим помощником будет магический словарь который поможет вам ра…гадать таинстве…ые слова.

После Леса Лексики вы попадете в Город Гра…атики. Здесь вам придется составить правильное предл…жение, используя....(4) и ....(5).

Наконец ваше путешествие завершится на Вершине Спряжения, где вы должны правильно спр…гать глаголы во всех........(6).

По завершени.. квеста вы получите магический амулет Русского языка который поможет вам в учебе и повседневной жизн….

Готовы ли вы принять вызов и отправит…ся в это увл…кательное приключение? Удачи!».

Ключ:

 «Добро пожаловать, путешественник! Вас ждет захватывающее путешествие в мир Русского языка 2025 года. Давай начнем.

Сначала вам нужно будет пройти через Сад Грамоты, где растут существительные и глаголы.

Далее вас ждет Лес Лексики, где придется найти и зашифровать загадки. Будьте внимательны, вашим помощником будет магический словарь, который поможет вам разгадать таинственные слова.

После Леса Лексики вы попадете в Город Грамматики. Здесь вам придется составить правильное предложение, используя существительные и предлоги.

Наконец, ваше путешествие завершится на Вершине Спряжения, где вы должны правильно спрягать глаголы во всех временах.

По завершению квеста вы получите магический амулет Русского языка, который поможет вам в учебе и повседневной жизни.

Готовы ли вы принять вызов и отправиться в это увлекательное приключение? Удачи!»

Данный формат отлично подойдет для обучающихся 9 класса. Интересно и познавательно готовиться к ОГЭ.

Мини-диктант с актуальными словами 2025 года

Текст:

«В будущем мире все более ц(ы/и)фровом и глобальном обществе мобильность станет ключевым элементом успеха. Технологические и(н/нн)овации, такие как виртуальная реальность и иску(с/сс)твенный интеллект, станут (не)отъемл(е/и)мой частью нашей жизни. В мире, где информация доступна мгновенно, критическое мышление и медиа грамотность станут необходимыми навыками для успешной адаптации».

Разбор возможных ошибок:

  • «Искусственный» – две «С» во втором случае, две «НН» в суффиксе прилагательного;
  • «Цифровом» – после Ц в корне пишу И;
  • «Инновации» - пишу НН;
  • «Неотъемлемой» - НЕ слитно, в суффиксе Е.

Такие диктанты не только тренируют грамотность, но и делают процесс обучения интересным! Ребята могут обменяться тетрадями друг с другом и выполнить взаимопроверку, попробовав себя в роли Учителя!

«Живой русский язык»

Школьникам бывает сложно понять связь между тем, что они изучают в учебниках, и языком, которым они пользуются каждый день. Можно обсуждать примеры из соцсетей, новостных заголовков, сленга, разбирать ошибки в рекламе и мемах.

Примеры: анализировать речевые конструкции персонажей.

Использование слов-паразитов и жаргонизмов

Слова-паразиты и жаргонные выражения из мультфильмов — интересный феномен, который проникает в повседневную речь людей всех возрастов. Мультипликация оказывает значительное влияние на формирование речи детей, ведь именно через нее малыши часто впервые знакомятся с новыми словами и выражениями. Однако этот процесс происходит неосознанно: дети начинают использовать услышанные слова, даже не понимая их значения. В результате появляются устойчивые сочетания, заимствования из вымышленных миров, которые становятся частью детской культуры.

Примеры популярных выражений: «Ну ты и попадёшь!» (из мультфильма «Ну, погоди!»). Это выражение стало крылатым благодаря Волку, который постоянно преследовал Зайца. Оно используется в ситуациях, когда кто-то ожидает наказание или неприятности; «На пальцах объяснить?» (из мультсериала «Маша и Медведь»). Эта фраза стала популярной среди взрослых и детей. Она подразумевает упрощенное объяснение сложных вещей, словно для ребенка.

«Пиастры!» (из мультфильма «Остров сокровищ»). Пиастры — старинная испанская монета, которую искали пираты. Сейчас слово используется шутливо, чтобы обозначить деньги или богатство.

«А сладенького захотелось?» (из мультфильма «Кот Леопольд»). Фраза кота Леопольда стала символом вежливости и доброты. Ее используют, когда предлагают угощение или хотят проявить заботу.

Изучив данные высказывания персонажей всеми известных мультфильмов, ребята пришли к выводу, что устная речь и ее грамотность не менее важны, чем письменная. Проанализировав данные выражения, пришли к выводу, что они проникают в нашу речь незаметно, становясь частью повседневной жизни, конечно, помогают передавать эмоции, подчеркивать ситуацию или просто делают разговор более живым и интересным. Однако стоит помнить, что чрезмерное использование жаргона и слов-паразитов может негативно сказаться на чистоте речи. Важно следить за балансом между креативностью и грамотностью.

2. Нарушение грамматических норм

  • смешение стилей и неправильное использование просторечий

Некоторые известные личности используют просторечную лексику для привлечения внимания аудитории или создания эффекта близости. Однако это может приводить к нарушению норм литературного языка. Пример, использование просторечных выражений в официальных выступлениях или интервью: «Мы там типа договорились», «Ну, короче, всё получилось».

  • Неправильное согласование подлежащего и сказуемого

Это одна из наиболее распространенных ошибок в живой речи, связанная с незнанием личных окончаний некоторых глаголов, например, «они борятся со мной все время». Вместо правильного варианта: «Они борются».

  • Неправильный порядок слов

Особенно заметен этот вид ошибок в публичных выступлениях, когда человек говорит экспромтом. Пример: «Я считаю, что это неправильно, когда дети играют в компьютерные игры». Правильнее было бы сказать: «Я считаю неправильным, когда дети играют в компьютерные игры».

  • Нарушение норм употребления деепричастий

«Я пришел домой, включив свет». Здесь нарушено согласование времен: основной глагол "пришел" находится в прошедшем времени, тогда как деепричастие "включив" относится к настоящему времени. Правильный вариант: Я пришел домой и включил свет.

Интерактивное задание: «Найди и исправь ошибки»

  •  «Прочитав книгу, мне понравилось её содержание». (После того как я прочитал книгу, мне понравилось её содержание).
  • «Придя на работу, начальник поручил мне задание». (Когда я пришёл на работу, начальник поручил мне задание) и т.д.

Дополнительные элементы:

  • Конкурс на лучшее исправление: Учитель может организовать конкурс, где ученики будут соревноваться в качестве и креативности исправлений.
  • Самостоятельная работа: После обсуждения учитель предлагает ученикам самостоятельно составить предложения с правильными деепричастиями.
  • Групповая работа: Ученики делятся на группы и совместно решают более сложные задачи, связанные с употреблением деепричастий.

Ошибки в управлении падежами

Одна из распространенных проблем в русском языке. Эти ошибки возникают, когда неправильное управление вызывает путаницу в понимании смысла высказывания. Эта ошибка также характерна для спонтанной речи, когда внимание уделяется содержанию, а не форме. Пример: «Согласно нашего плана». Правильно: «Согласно нашему плану».

Задание «Редактор на страже языка»

Цель: Научить учащихся распознавать и исправлять ошибки в управлении падежами.

Описание задания: Ребята выступают в роли редакторов, которые должны выявить и исправить ошибки в предложениях. Для этого учитель заранее готовит набор предложений с ошибками в управлении падежами. Предложения могут быть разного уровня сложности: от простых до более сложных конструкций.

Инструкция:

  • Учитель раздает каждому ученику лист с набором предложений, содержащих ошибки в управлении падежами.
  • Ученики работают индивидуально или в группах, стараясь найти и исправить все ошибки.
  • После завершения работы учитель собирает листы и проводит коллективное обсуждение найденных ошибок и способов их исправления.

Пример карточек:

Я был в городе Москва.

Благодаря плохой погоды, мы остались дома.

Книга, написанная автором, была интересно.

Мы нашли пять карандашов.

Красивый цветок стоял на столе.

Обсуждение: Учитель объясняет, что основная проблема в этих предложениях связана с неправильным управлением падежами. Ученики предлагают свои варианты исправлений, например:

Я был в городе Москве.
Из-за плохой погоды мы остались дома.
Книга, написанная автором, была интересной.
Мы нашли пять карандашей.
Красивый цветок стоял на столе.

Дополнительные элементы:

Конкурс на лучшего редактора: Учитель может организовать соревнование, где ученики будут соревноваться в количестве правильно исправленных ошибок.

Работа в парах: Ученики могут обмениваться своими карточками и помогать друг другу находить ошибки.

Творческое задание: После обсуждения можно предложить ученикам написать свои собственные предложения с правильным управлением падежами.

Такое задание позволяет ученикам не только углубить свои знания правил русского языка, но и развивает навыки анализа и редактирования текста.

Таким образом, современные технологии открывают огромные возможности для учителей. Главное – использовать их осознанно, помогая ученикам не просто «кликать» по экрану, а осваивать язык глубже. И, конечно же, напоминать слова русского писателя А.Н.Толстого: «Язык — это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».