Местоимение как часть речи. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: местоимение


Цели:

  • Обучающая: дать понятие о местоимении как о части речи;
  • Развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять;
  • Воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Задачи:

  • Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме "Местоимение, для контроля над усвоенными знаниями";
  • Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса;
  • Создать условия для развития мышления, памяти, самостоятельности, умения построить речевое высказывание во время устного ответа;
  • Способствовать развитию орфографической зоркости учащихся;
  • Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Оборудование: учебник.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Формулировка темы (10 мин)

- Словарно-орфографическая работа

3.Объяснение нового материала (8 мин)

- Чтение учебника

4.Закрепление изученного (15 мин)

5. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин)

Ход урока

Структурные компоненты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (приветствие, оформление записи в тетради (число, классная работа))

Доброе утро.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. Оставьте свободную строчку для темы урока.

- Приветствие. В тетрадях записывают число и классная работа.

2. Формулирование темы.
- Словарно-орфографическая работа
- Посмотрите на доску (на ней слово ПИДЖАК)
- Кто скажет, что такое пиджак?
По толковому словарю пиджак - это верхняя часть мужского костюма в виде куртки с отложным воротником и застегивающимися полами.
- Пиджак - верхняя часть костюма.
- Запишите слово ПИДЖАК в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните ошибкоопасные места пиджАк
Теперь выделите корень слова (пиджак - корень)
Подберите и запишите в тетрадь однокоренные слова к слову пиджак.

- Записывают слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают ошибкоопасные места.

Выделяют корень слова - пиджак
- Пиджачный, пиджачок

Сейчас вам нужно будет придумать и записать 2 словосочетания и 1 предложение с этими словами.
(Учитель просит зачитать нескольких учеников получившиеся варианты)
- Пиджачный костюм, синий пиджак. Мама купила красивый пиджак.

- Хорошо, у меня получилось такое предложение: У него новый пиджак.
- "Него" какая часть речи?
- Правильно. Теперь запишите тему урока "Местоимение как часть речи".

- Местоимение

- Записывают тему урока

3. Объяснение нового материала - чтение учебника Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке? Какие цели на урок поставим? - Мы должны узнать о местоимениях как о части речи.
- Почему местоимения называются местоимениями? - В слове местоимение 2 корня - место и имя. То есть это то, что употребляется вместо имени.
- Откройте учебник на стр.64, прочитайте правило (учитель просит одного ученика прочитать правило на весь класс вслух) - Один ученик читает правило на весь класс.
- Ответьте на вопросы. Как изменяются местоимения? - Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые кроме того, изменяются по родам и числам.

- Чем обычно местоимения являются в предложении?

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

4. Закрепление изученного
- выполнение заданий из учебника

Посмотрите на упражнение 433. Внимательно прочитайте задание (учитель читает задание на весь класс). Выполните задание в тетрадях.
Учитель выбирает трех учеников, просит их выполнить задание по очереди. Каждый ученик читает предложение и выполняет вслух задание.
- Устно выполним упражнение 434. Также выборные ученики читают предложения и выполняют задание вслух.

3. Свеила, как детский взор, река, и ветви ив склонились к ней (Д.п.)

Личные окончания глаголов 1-го спряжения
Природа – словарное слово

5. Подведение итогов

Мы заканчиваем. Еще раз повторим тему.
Что такое местоимение?
Как изменяются местоимения?
Какова синтаксическая роль в предложении?


Получилось ли нам достичь поставленных целей?

- Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые кроме того, изменяются по родам и числам.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
Цели достигнуты.

Литература

  1. Ладыженская Т.А, М.Т.Баранов Русский язык. 6 класс [Текст] / Ладыженская Т.А. - 4-е издание. - Москва: Просвещение, 2014. - 175 с.
  2. Смолякова Анна Алексеевна Урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи" [Электронный ресурс].
    - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/01/10/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme