Цели:
- Обучающая: дать понятие о местоимении как о части речи;
- Развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять;
- Воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
Задачи:
- Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме "Местоимение, для контроля над усвоенными знаниями";
- Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса;
- Создать условия для развития мышления, памяти, самостоятельности, умения построить речевое высказывание во время устного ответа;
- Способствовать развитию орфографической зоркости учащихся;
- Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Оборудование: учебник.
Структура урока:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Формулировка темы (10 мин)
- Словарно-орфографическая работа
3.Объяснение нового материала (8 мин)
- Чтение учебника
4.Закрепление изученного (15 мин)
5. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин)
Ход урока
| Структурные компоненты | Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент (приветствие, оформление записи в тетради (число, классная работа)) |
Доброе утро. |
- Приветствие. В тетрадях записывают число и классная работа. |
| 2. Формулирование темы. - Словарно-орфографическая работа |
- Посмотрите на доску (на ней слово ПИДЖАК) - Кто скажет, что такое пиджак? По толковому словарю пиджак - это верхняя часть мужского костюма в виде куртки с отложным воротником и застегивающимися полами. |
- Пиджак - верхняя часть костюма. |
| - Запишите слово ПИДЖАК в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните ошибкоопасные места пиджАк Теперь выделите корень слова (пиджак - корень) Подберите и запишите в тетрадь однокоренные слова к слову пиджак. |
- Записывают слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают ошибкоопасные места. Выделяют корень слова - пиджак |
|
| Сейчас вам нужно будет придумать и записать 2 словосочетания и 1 предложение с этими словами. (Учитель просит зачитать нескольких учеников получившиеся варианты) |
- Пиджачный костюм, синий пиджак. Мама купила красивый пиджак. | |
- Хорошо, у меня получилось такое предложение: У него новый пиджак. |
- Местоимение - Записывают тему урока |
|
| 3. Объяснение нового материала - чтение учебника | Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке? Какие цели на урок поставим? | - Мы должны узнать о местоимениях как о части речи. |
| - Почему местоимения называются местоимениями? | - В слове местоимение 2 корня - место и имя. То есть это то, что употребляется вместо имени. | |
| - Откройте учебник на стр.64, прочитайте правило (учитель просит одного ученика прочитать правило на весь класс вслух) | - Один ученик читает правило на весь класс. | |
| - Ответьте на вопросы. Как изменяются местоимения? | - Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые кроме того, изменяются по родам и числам. | |
- Чем обычно местоимения являются в предложении? |
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. |
|
4. Закрепление изученного |
Посмотрите на упражнение 433. Внимательно прочитайте задание (учитель читает задание на весь класс). Выполните задание в тетрадях. |
3. Свеила, как детский взор, река, и ветви ив склонились к ней (Д.п.) Личные окончания глаголов 1-го спряжения |
5. Подведение итогов |
Мы заканчиваем. Еще раз повторим тему.
|
- Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. |
Литература
- Ладыженская Т.А, М.Т.Баранов Русский язык. 6 класс [Текст] / Ладыженская Т.А. - 4-е издание. - Москва: Просвещение, 2014. - 175 с.
- Смолякова Анна Алексеевна Урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи" [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/01/10/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme