В настоящее время проблема развития коммуникативной функции у детей школьного возраста с ОВЗ крайне актуальна. Особенно остро она проявляется у неслышащих детей, так как развитие познавательных, коммуникативных процессов и речи тесно взаимосвязаны.
Формирование коммуникативных компетенций у глухих обучающихся с учётом требований ФГОС для лиц с нарушениями слуха предполагает применение коммуникативных практик – это совокупность приемов, процедур, технологий, средств и методов. Коммуникативная компетенция формируется в общении и реализуется в речевой деятельности.
Чтение и анализ прочитанного текста способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас. Рассмотрим приемы и задания для анализа прочитанного текста.
Приемы для понимания содержания текста.
- Перед чтением необходимо подготовить учеников.
- Предложить детям иллюстрации, картинки для обсуждения, чтобы они попробовали предположить о чем будет текст.
- Задать предварительные вопросы, на которые ученики должны ответить после прочтения текста.
Основное внимание на уроках русского языка мы уделяем работе с мини-текстом, которая имеет несколько этапов. Здесь важно определить уровень речевого развития глухих детей.
Прием иллюстраций подходит для неслышащих с низким уровнем речевого развития. Рассмотрим на примере работы с текстом. Одновременно ведется словарная работа. Слайд 7.
Подарки.
У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много подарков.
Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке чудесный шарф и тёплую шапку.
Основные приемы для анализа текста.
- Составить план.
- Найти основную мысль текста.
- Сравнить или сопоставить несколько текстов на одну тему.
- Определить тип текста.
Приемы творческой работы с текстом.
- Пересказ своими словами.
- Продолжить текст.
- Продолжить предложение.
- Отзыв о прочитанном тексте.
Рассмотрим эти приемы на примере работы с текстом (на занятиях РУПД). Одновременно ведется словарная работа. Слайд 12
(1) Потемнело, нахмурилось небо. (2) Набежали мрачные тучи. (3) Затих старый бор, приготовился к бою. (4 Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался. (5) Ударили по листьям первые крупные капли дождя. (6) И вот вдруг на землю обрушилась стена воды. (7) Сверкает молния. (8) Гремит гром. (9) Быстро проходит летняя гроза. (10) Светлеет, яснеет туманная даль. (11) Небо начинает голубеть. (12)Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар.(13)Уже и солнце яркое выглянуло. (14)Но дождь ещё не прошёл. (15)Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. (83 слова)
Словарная работа: Потемнело, нахмурилось небо. Старый бор.
Известно, что глухие учащиеся имеют проблемы с пониманием смысла текста. Пересказы изложения учащихся с нарушенным слухом имеют достаточно примитивный характер, а в некоторых случаях не отражают не только смысла, но и содержания текста. Из сказанного становится очевидным то, что главное место в коррекционной работе занимает обучение пониманию смысла текста.
Осмысленность чтения предполагает понимание читающим:
- значений слов, употреблённых в тексте (в прямом и переносном значениях);
- содержание каждого предложения, входящего в состав текста, уяснения смысловой связи между предложениями текста;
- содержания отдельных частей текста (абзац, микротемы и т.д.) и общего смысла этих частей (не только о чём говорится, но и что этим сказано);
- основного смысла всего содержания текста (осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному).
Смысловой анализ текста.
Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.
Задания для смыслового анализа текста.
- Прочитайте текст. Разделите данный текст на части. Сколько частей получилось?
- Прочитайте первую часть, обратите внимание на то, когда происходит действие.
- Подчеркните это слово и запомните, что в первой части мы обращали внимание на время.
- Прочитайте вторую часть. Что изменилось?
- Подчеркните это слово.
- Прочитайте третью часть. Кто в ней появился?
- Переходим к четвертой части. Что здесь изменилось?
- Работаем с последней частью. Что меняется в ней?
- Во время работы учитель прикрепляет на доску карточки со словами: «время», «действие», «новый герой», «место».
- Итак, когда же в тексте начинается новая часть?
- Вводит алгоритм деления текста на части: новая часть начинается там, где изменяются время, действие, место, появляется новый герой.
- Составьте план текста.
- Прочитайте первую часть, определите ее тему. Запишите заглавие первой части.
Эти приемы можно использовать не только на уроках русского языка.
Хочу поделиться с вами опытом работы с текстом на Учи.ру.
Учи.ру — это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС. Учи.ру строит индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.
Индивидуальный подход осуществляется благодаря:
- Персональному подбору заданий и уровню сложности.
- Изучению материала в комфортном темпе.
Урок 10. Часть 3 Иван Тургенев. «Муму» Вспомнить всё.
- Какие чувства у тебя вызвал рассказ?
- Выбери все подходящие ответы.
Задания:
1. Перед тобой пересказ «Муму». Восстанови ход событий.
Расставь события по порядку.
2. Теперь вспомни, как Иван Тургенев описал Герасима.
Дополни предложения.
Герасим покорный, потому что он (дворник, глухонемой, крепостной).
Покорность — главная черта героя (во всем рассказе, в начале, конце).
Герой (подавляет, демонстрирует, объясняет) свои чувства, так как считает, что его мнение ничего не значит).
Почему Тургенев сделал героя глухонемым?
- Тургенев верил, что крепостные и без голоса хорошо выражают чувства
- Писатель считал, что крепостные не имеют права голоса
- Так автор показал, что к крепостным не прислушивались, они должны были во всём подчиняться хозяевам.
Почему Герасим убил собаку, а не забрал её с собой.
- Герасим понял, что собаку хотят (выгнать, убить, продать), и решил, что лучше сделать это самому.
- Ослушаться приказа он как (глухонемой, крепостной, дворник) не мог, поэтому утопил Муму, исполнив ещё один каприз хозяйки.
- Именно (свадьба Татьяны, новая метла, смерть Муму) стала последней каплей. Герасим ушёл из дома барыни и обрёл свободу.
Что же стало итогом истории Герасима? Сделай вывод. Дополни текст.
В (начале, конце) рассказа Герасим уходит от барыни. Ему пришлось убить Муму, чтобы никто не посмел её мучить. После этого он понял, что больше не сможет жить при дворе.
Работу дворника он променял на труд в поле. Там он чувствовал себя (уставшим, зависимым, свободным) от людей, которые забирали у него самое дорогое.
Заключение
Результатом применения коммуникативных практик, технологий в образовательном процессе обучающихся всех возрастов должно стать:
- овладение глухими обучающимися коммуникативными компетенциями, (в том числе коммуникациями на основе устной речи);
- индивидуализация процесса образования;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе ассистивных (устройства, программные и иные средства).