Русский язык
-
Одушевленные и неодушевленные имена существительные 2010
Урок русского языка, на котором даётся понятие об имени существительном. Цели: научить находить имена существительные в тексте, подбирать самостоятельно, классифицировать существительные на одушевлённые и неодушевлённые; развивать любознательность, мышление, речь, логическое мышление, воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению.
-
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 5-й класс 2011
Учебный материал способствует формированию грамматического понятия "одушевленные" и "неодушевленные" имена существительные и тренирует умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам.
-
Ознакомление младших школьников с лингвистическими словарями как условие формирования информационной грамотности 2024
Цель исследования: разработка теоретически обоснованного и экспериментально апробированного методического сопровождения обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями, ориентированного на формирование информационной грамотности учащихся.
-
Ознакомление со словообразовательной ролью приставок в руском языке 2008
Цели урока: формировать умение видеть приставку в слове; развивать умение образовывать новые слова; воспитывать интерес к процессу познания.
-
Ойконимия поселка Таксимо 2011
Основная цель урока – развитие творческих и познавательных способностей учащихся, пробуждение интереса к истории родного края. Форма – урок-презентация. Урок обобщил исследовательскую работу по теме "Ойконимия поселка Таксимо Республики Бурятия". Приемы, использованные на уроке, побуждают детей к участию в исследовательской работе, развивают любовь к родному краю.
-
Окказиональные слова в творчестве В.В.Маяковского 2021
Цель работы: исследование структурно-семантических особенностей новообразований В.В.Маяковского. Проблема исследования: выявить место окказионализмов в творчестве В.В.Маяковского.
-
Окончание слова. Понятие об окончании и его роли в речи. 2-й класс 2011
Цели урока: дать представление об окончании как изменяемой части слова и его ролью в предложении; развивать умения распознавать однокоренные слова и выделять корень; образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов; развивать орфографическую зоркость.
-
Окрытый урок по русскому языку в 5-м классе "Синтаксис простого предложения" 2010
Предлагаемый урок поможет учащимся обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис», полученные в начальной школе, закрепить пунктуационные навыки, упрочить связь русского языка и литературы. Также на уроке предусмотрен ряд заданий творческого характера, направленный на развитие речи учащихся.
-
Олимпиадная работа по русскому языку для 5–6-х классов 2021
Представлены несколько вариантов олимпиадной работы по русскому языку для 5–6-х классов.
-
Олимпиадный тренинг "Морфемная структура слова с современной и исторической точек зрения" 2009
На несоответствии состава слова с точки зрения современного русского языка и истории (этимологии) строятся многие олимпиадные задания. Данная работа представляет собой олимпиадный тренинг и содержит материал, направленный на формирование у учащихся навыков морфемного и этимологического анализа слова.
-
«Олимпийский калейдоскоп». Урок закрепления и обобщения материала по теме «Односоставные предложения». 8-й класс 2011
Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала, а потому было необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы повторить изученный материал, организовать самостоятельную работу, «не перегрузить» восьмиклассников информацией, использовать разные технологии, в том числе игровые. Урок должен быть интересным, информативным, связанным с олимпийским движением, олимпийскими ценностями, понятием олимпизма в целом.
-
Ольга Капица – слова мастерица: музыкально-литературная композиция по колыбельным, потешкам и пестушкам из книги "Баю-баю-баиньки"" 2024
С 2008 года в Волгограде проводятся «Дни русского языка», посвящённые нашему знаменитому земляку, российскому лингвисту, специалисту по сравнительно-историческому языкознанию, слависту, лексикографу, этимологу, доктору филологических наук, члену-корреспонденту АН СССР, академику РАН, Олегу Николаевичу Трубачёву (23.10.1930, Сталинград – 9.03.2002, Москва). Ребята из подготовительной к школе группы «Умники и умницы», участники фольклорного кружка «Родничок» и кружка «Язык родной, дружи со мной» МОУ детского сада № 21 решили участвовать в номинации «Мои первые книжки» фестиваля и подготовить музыкально-литературную композицию по колыбельным, потешкам, пестушкам из книги Ольги Капицы «Баю-баю-баиньки».
-
Омонимы 2011
Цель данного урока: познакомить обучающихся с понятием «омонимы» и различием между омонимами и многозначными словами, сформировать навык опознания омонимов и умение употреблять омонимы в речи, выработка правильной каллиграфии и орфографической зоркости, прививать любовь к родному языку.
-
Омонимы. 5-й класс 2011
Урок-исследование, формирующий понятие об омонимах
-
"Он пел любовь…" (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2004
Изучение любовной лирики А.С. Пушкина эффективно с прослушиванием романсов, написанных на стихи Пушкина. Интегрированный урок литературы и музыки способствует качественному усвоению нового материала, создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки.
-
Ономастика во внеклассной работе по русскому языку 2008
В статье описан опыт организации исследовательской деятельности учащихся. Предметом исследования является изучение закономерностей распространения личных имен жителей села. Работа начинается с ознакомления школьников с сутью ономастики, знакомства с методикой. Следующими этапами являются создание источниковой базы, ее анализ, формулирование выводов. Использование ономастического материала привлекательно доступностью источников и методик, известным интересом учащихся и общественности в целом к теме.
-
Ономастика: научный поиск и творчество 2009
Урок проводится в цикле уроков "Региональный компонент при изучении русского языка". Работа учителя и учеников направлена на развитие у учащихся навыков исследования, на расширение словарного запаса, умения работать со словарями, справочниками, историческими документами.
-
Опасности письма на месте безударных гласных 2010
Основные задачи данной работы: тренировать в чтении и развивать фонетический слух учащихся; познакомить с признаками опасных мест для гласных и начать работу над умением находить эти орфограммы; прививать интерес к чтению, укреплять внимание, наблюдательность, развивать и обогащать речь.
-
Описание внешности человека 2024
Цели урока: формировать умения строить текст со значением описания внешности человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, предложение, тип речи); воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство любви к матери; подготовить детей к самостоятельной творческой работе, связанной с описанием внешности; развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся.
-
"Описание внешности человека" (по картине В.А. Серова "Девочка с персиками) 2011
Урок посвящен жизни и творчеству одного из великих русских живописцев В.А. Серова. Цель урока – обучить умению описывать внешность человека; познакомить с творческой историей картины В.А. Серова «Девочка с персиками».
-
Описание действий. Сочинение по картине С.А. Григорьева "Вратарь", 7-й класс 2009
Цели урока: подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине; закрепить умения использовать деепричастия в своей речи; собрать материал для написания сочинения по картине; дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.
-
Описание животного в разных стилях речи. 5-й класс 2014
Урок развивает знания учащихся о тексте и признаках текста, углубляет и обобщает знания об описании как типе речи формирует представление о структуре текстов-описаний, особенностях употребления в разных стилях речи.
-
Описание игрового комплекса "Морской бой" для проведения предметных недель 2009
Имея в распоряжении компьютерную игру, учитель может быстро организовать мероприятие по своему предмету. Описан порядок работы с программой и весь путь от разработки вопросов для игры до проведения мероприятия. Учебный комплекс "Морской бой" интересен учителям естественнонаучного и гуманитарного циклов.
-
Описание картины в 5-м классе – подготовка к итоговому собеседованию в 9-м классе. Задание 3: выбираем тип речи – описание 2023
Неотъемлемой частью работы учителя по данному направлению стало следующее: развитие устной и письменной речи учащихся с 5-го класса.
-
Описание картины И.К. Айвазовского "Девятый вал" 2009
Урок поможет познакомить учащихся с художником и его полотнами, а также развивать словарный запас, умение грамотно и точно строить высказывание.
-
Описание натюрморта П.П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5-й класс 2012
На уроке русского языка учащиеся готовятся к описанию картины П.П. Кончаловского «Сирень», учатся видеть картину, отбирать материал, использовать его в творческой работе. Используют знания при изучении темы «Лексика», расширяют искусствоведческие знания.
-
Описание одежды, костюма 2008
Уроки развития речи ценны, прежде всего, тем, что учащиеся умеют возможность в полной мере проявить свои творческие способности. Нетрадиционные формы урока способствуют формированию интереса школьников к предмету, развитию, совершенствованию и обогащению устной и письменной речи учащихся. Групповая работа воспитывает умение планирования, оценки и самооценки, формирует навыки коммуникабельности школьников.
-
Описание опыта работы по развитию инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников 2008
Развивать творческую речевую деятельность на уроках русского языка можно, используя языковые и речевые задачи; лингвистические загадки, сказки, эксперименты; обобщающие схемы и опорные конспекты; творческие речевые задачи и упражнения. Программа "Речь" позволит создать условия для формирования личности учеников, способных к самостоятельной творческой деятельности.
-
Описание памятника первопроходцам Сибири. ( Урок развития речи в 8-м классе) 2009
Предлагаются материалы к уроку-экскурсии по развитию речи в 8-м классе. На уроке учащиеся знакомятся с историей создания памятника первопроходцам Сибири, слушают рассказ об императоре Александре III, Ермаке, М.М. Сперанском, Н.Н. Муравьеве-Амурском.
-
Описание памятника Пушкина 2012
Урок посвящен истории создания памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве работы Александра Михайловича Опекушина, его торжественному открытию, описанию памятника. Составлен план сочинения, учащиеся работают со словами. Приведен образец сочинения.