Русский язык
-
Использование разноуровневого анализа текста как одного из приемов для формирования и развития коммуникативных умений и навыков обучающихся 2008
Представлен конспект занятия по использованию разноуровневого анализа текста как оптимального приема для формирования и развития коммуникативных умений и навыков обучающихся.
-
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. 9-й класс 2008
Выпуская не первый год девятиклассников, пришла к выводу, что повторять изученный материал и готовиться к выпускному экзамену необходимо на каждом уроке. Сначала было сложно совместить на уроке изучение программного материала и подготовку к экзамену, со временем освоила методику "полетного" повторения. Предлагаю вашему вниманию урок, в основе которого лежит эта методика.
-
"Путешествие по городу фразеологизмов". Урок русского языка в 5-м классе 2008
Данная разработка урока может быть использована в 5-м классе при изучении темы "Фразеологизмы". Форма путешествия, необычные задания, дидактические игры дают возможность учителю повысить интерес учащихся к изучению русского языка, развить мотивацию к обучению. Использование интерактивной доски даёт возможность сделать урок более продуктивным.
-
Путешествие в страну Имени Прилагательного 2008
Предлагаемый нестандартный урок позволяет в активной форме проверить полученные знания и навыки по пройденной теме "Имя прилагательное". Урок-путешествие способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся. Ребята с увлечением включаются в подготовительный процесс урока: рисуют физические карты воображаемой страны, придумывают разнообразные грамматические истории, предлагают свои маршруты путешествия. На таком уроке ребята работают активно, с удовольствием выполняют задания и самостоятельно отслеживают результаты своей деятельности. Все это положительно сказывается на формировании познавательного интереса к предмету, способствует максимальному раскрытию у детей творческих способностей, развивает смекалку, любознательность.
-
План-конспект итогового урока русского языка в 7-м классе 2008
Урок русского языка в 7-м классе повторяет и проверяет усвоение грамматических признаков и правописания самостоятельных частей речи, изученных в 7-м классе; совершенствует умение учащихся использовать полученные теоретические сведения на практике.
-
Урок-мастерская по теме "Наречие", 5-й класс 2008
Урок-педагогическая мастерская в 5-м классе (2 часа). Данная работа - конспект урока русского языка, задача которого учить детей самостоятельно работать над новой темой. В ходе урока используются задания, требующие от учащихся навыков самостоятельного поиска. Отрабатываются также умения работать в группе. Вся работа направлена на развитие памяти, мышления, внимания.
-
Урок русского языка "Изменение глаголов по временам" 2008
Данный урок проводится по учебнику «Русский язык, 3 класс», образовательная система «Школа 2100», после урока, посвященного определению глагола как части речи. Цель данного урока заключается в том, чтобы подвести детей к выводу об изменении глаголов по временам. Особое значение имеет на уроке исследовательская работа. Она требует от учащихся умения работать по плану, анализировать, приходить к определенному выводу. На уроке уделяется внимание формированию у учащихся способности к рефлексии собственной деятельности.
-
Открытый урок: "Если хочешь быть здоровым…" (подготовка к сочинению-повествованию) 2008
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Применение в процессе обучения русскому языку элементов здоровьесберегающей технологии позволит сохранить здоровье учащихся в условиях стрессирующей школьной среды. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья, формирует у учащихся бережное отношение к своему здоровью.
-
Языковые особенности построения письма — основного жанра эпистолярных произведений 2008
На уроке первоочередной задачей стало изучение основных принципов построения письма как основного жанра эпистолярных произведений, систематизирование знаний учащихся о средствах художественной изобразительности. По ходу урока рассматривались закономерности построения различных типов писем, используемых в журналистике, обобщались знания о структуре письма личного характера, отмечалась общая значимость письма в современном обществе. Учащиеся закрепляли навыки самостоятельной работы со справочной литературой и газетными публикациями.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на «з», «с»". Учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой 2008
Данный урок разработан для класса, ориентированного в будущем на углубленное изучение предмета.
-
Урок с использованием ИКТ в 6-м классе по теме "Чередование А–О в корнях" 2008
Урок с использованием ИКТ в 6-м классе с целью научить правильно писать корни с чередованием гласных, узнать от чего зависит написание А–О в том или ином корне.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе: "Повторение и обобщение правописания безударных личных окончаний глаголов" 2008
Использование игровых ситуаций на уроках русского языка в 5-м классе приводит к положительным результатам, т.к. 5-й класс является «точкой перехода» ученика из начальный школы, в которой обучение, построенное на игре, является почти что нормой, в среднюю школу, где активно используются совсем иные методы. На уроке сложное задание «маскируется» в игровую форму. Трудность темы заключается в сложном алгоритме применения многоступенчатого правила, содержащего к тому же множество глаголов исключения.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Словосочетание" 2008
Представленный урок-обобщение – повторение по теме «Словосочетание» расскажет много интересного. Урок развивает речевые навыки. Учащиеся знакомятся с русскими лингвистами. Важной стороной актуальности урока выступают проблемные ситуации и возрастные особенности учащихся 5-х классов. Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, каждый из которых активизирует учащихся, побуждает к самостоятельности, способствует к зарождению и реализации творческой мысли.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО + информатика) по теме "Где-то багульник на сопках цветет…" 2008
На материале произведений литературы и живописи с привлечением учебного материала по биологии, экологии рассматривается описательная поэзия Амурского края и приемы ее раскрытия средствами разных видов искусства.
-
"Величие родного языка". Итоговый урок русского языка в 7-м классе 2008
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем русские народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с русской классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищение словом, радость от прикосновения к родникам русской культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости.
-
Лингвистическое исследование проблем современного русского языка "Сохраним язык — сохраним Россию!" 2008
Предложенное мною внеклассное занятие ведёт учеников к пониманию того, что русский язык надо беречь от засорения жаргонизмами, от стилистического "снижения", от ненужных иноязычных заимствований - от всего, что ведет к обеднению или омертвению мысли, духовности нации.
-
Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение" 2008
Работа на уроке распределена по группам. Ценность данного урока заключается в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела.
-
Лингвистическая игра для 7–9-х классов "Всякая душа празднику рада" 2008
Язык русского народа - это стихия самобытной народной речи, кладезь славянских речений, златые струи вод Господних. В нём и звёзды, и лучи, и ангельские гласы, и камения многоцветные, и чистота снега горного светлейшая!
-
Портретный очерк 2008
Урок русского языка в 11-м классе "Портретный очерк" - это повторительно-обобщающий урок. Материал урока дает возможность рассмотреть все особенности портретного очерка. На уроке работают такие термины, как "внутренний портрет героя", "внешний портрет героя", "художественная деталь". Урок разработан по учебнику А.И. Власенкова "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы".
-
Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку 2008
Данная научная статья познакомит преподавателей русского языка и литературы со значением, целями и задачами внеурочной работы по русскому языку; видами и формами, методами и приемами; с проблемами занимательности, с содержанием внеклассной работы по русскому языку.
-
Тема урока "Текст. Тема текста. Способы связи предложений в тексте" 2008
Цель данного урока – научиться восстанавливать порядок, связь между предложениями; проследить, как развивается, уточняется, раскрывается основная авторская мысль за счет выражения смысловых связей между предложениями, используя грамматические способы связи. Тип урока – повторение изученного.
-
Конкурс "Знаешь ли ты русский язык?" 2008
Данный материал конкурса "Знаешь ли ты русский язык?" поможет преподавателям русского языка провести внеклассное мероприятие по предмету.
-
Уроки русского языка по теме "Род, число, падеж имен существительных", 5-й класс 2008
В работе представлен материал трех уроков для 5-го класса, составленных к учебному комплексу "Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5–9 кл." А.Ю. Купаловой, Т.М. Пахновой, С.Н. Пименовой, Ю.С. Пичугова. Материал уроков позволяет использовать самостоятельную дифференцированную работу.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Повторение изученного о глаголе" 2008
Данная разработка – авторская, апробирована на практике. Учащиеся на уроке выступают в роли художников, писателей, консультантов, исследователей, экспериментаторов. Нестандартные задания, игры-упражнения активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают к самостоятельному поиску, развивают логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языковую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор, воспитывают интерес к предмету.
-
Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Путь к слову" 2008
Листая страницы устного журнала, учащиеся знакомятся с историей возникновения русской азбуки, алфавита. Они узнают о роли А.С.Пушкина и В.И.Даля в становлении современного русского языка, о создании словарей русского языка. Устный журнал богат высказываниями, стихотворениями о русском языке, его богатстве и величии. Это позволяет воспитывать в учащихся любовь и уважение к русскому языку. Мероприятие развивает устную речь студентов, делает ее эмоциональной и выразительной.
-
Использование формы устного журнала при изучении темы "Лексика" на уроках русского языка 2008
Устный журнал – одна из нетрадиционных форм преподавания русского языка. Данная форма урока позволяет охватить большой объем информации, использовать элементы занимательности, сценических иллюстраций. Листая страницы журнала «Лексика», учащиеся знакомятся с заимствованной лексикой, воспроизводят знания о синонимах, антонимах. На уроке используются различные приемы работы: выступление творческих групп, игровые упражнения, работа со словарями. Данный урок развивает творческие способности учащихся, способствует обогащению устной и письменной речи.
-
Интегрированный урок-расследование (русский язык + английский язык + ИКТ) по теме "Дело о пропавшей восковой фигуре" 2008
Интегрированный урок (русский + английский язык, ИКТ) в 6-м классе – урок закрепления и развития знаний, умений, навыков учащихся по теме «Тип речи – описание». Форма бинарного урока (проводится двумя учителями) стимулирует творческую активность учащихся, способствует развитию познавательного интереса к овладению иноязычной и русской культурой. Домашнее задание позволит детям вновь понять необходимость изучения иностранного языка в современном мире, закрепить навыки создания повествовательного текста с элементами описания.
-
Создание монолога-описания. Смысловая тема "Умею ли я подмечать неожиданные сходства?" Урок русского языка в 6-м классе 2008
Проверьте свое воображение, свою наблюдательность. Создайте художественные зарисовки предмета. Покажите свое умение "подмечать неожиданные сходства".
-
Конспект обобщающего урока по русскому языку по теме "Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число" 2008
Хотя основная тема морфологическая, но связь обучения орфографии с другими разделами русского языка является важнейшим принципом, обязательным компонентом письменной речи. На уроке проводится объяснительный орфографический диктант. Умение владеть словом, объяснять его лексическое значение, орфоэпически правильно и стилистически верно формулировать мысли в устной и письменной форме - необходимое условие в работе будущего учителя. Поэтому эти виды работ используются на уроке.
-
Тема урока "Художественное описание предмета" 2008
Идея развития дара слова на материале личных наблюдений последовательно разрабатывалась ещё К.Д.Ушинским. Он писал: «Предмет, стоящий перед глазами ученика или сильно врезавшийся в его память, сам собой… пробуждает в учащемся мысль… Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и… на глазах учителя и под его руководством ощущения превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». Предварительное посещение музеев, библиотек; лингвистическая подготовка; осуществление межпредметных связей; широкий познавательный фон урока; различные виды зрительной и слуховой наглядности – особенности подготовки к сочинению-описанию предметов декоративно-прикладного искусства по личным наблюдениям. Творения народных умельцев создают праздничную атмосферу урока, поднимают его эмоциональный тонус, воздействуют на учащихся эстетически. Красота положительно влияет на ученика, а опосредованно – и на процесс развития речи.