ЦЕЛИ УРОКА:
- Совершенствовать знания о составе слова и его значимых частях.
- Формировать орфографическую зоркость.
- Развивать мышление, речь.
- Воспитывать любовь к русскому языку, как к родному языку.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
Посмотрите на доску:
е, ё, ю, я, и, ь
- Что это?
- Что общего во всех этих буквах?
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать
букву, которая лишняя в данном ряду. Какая это
буква? Почему?
- Какую работу может выполнять Ь знак?
- (прописываем Ь знак до середины строки)
- Прочитайте сочетание букв:
- бья, вью, гьэ
- Найдите закономерность. (Ответы детей: 1 буква
согласная, с начала алфавита, 3 буквы гласные с
конца алфавита)
- Запишите сочетание букв.
- А сейчас дети, сидящие на первом варианте
придумают и запишут 3 слова к первому сочетанию, а
второй вариант по 3 слова ко 2 сочетанию букв.
- Какое правило спряталось в ваших словах?
III. Закрепление пройденного материала.
- Прочитайте на доске слова:
п…ньки, се…мья, кусти…, ос…нью, ни…ки, голу..ь
- Что скажите?
- Разделите слова на группы. Какие группы вы
увидели? (Ь знак разделительный, Ь знак для
смягчения согласного, слова без знака)
IV. Словарная работа.
- Откройте словарик, найдите и запишите 2 слова с разделительным Ь знаком, 2 слова с Ь знаком для смягчения согласного.
- Сегодня мы знакомимся с новым словом. Вот только отгадайте его!
Первая буква является согласной в последнем
слоге слова КОМНАТА.
Вторая буква является твердым согласным в корне
слова СЕВЕР.
Третья буква является непроверяемой безударной
гласной в слове ЗАВТРАК.
Четвертая буква обозначает непарный звонкий
твердый согласный звук в слове МАЛИНА.
Пятая буква. С этой буквы начинается второй слог
в слове ОВЁС.
Шестая буква является окончанием в слове СОЛОМА.
И последняя, седьмая буква обозначает всегда
звонкий мягкий согласный звук, который есть в
слове УРОЖАЙ.
- Какое слово было задумано?
- ТРАМВАЙ
- Какое правило увидели в слове?
- Что можете сказать об этом слове?
- Какие еще видовые понятия можно назвать?
(машина, автобус, троллейбус)
- Сегодня мы познакомимся с группой слов, которые
обозначают вид городского транспорта.
(на доске дополняется к слову трамвай слова и карточки: автобус, троллейбус, машина)
- Что общего у всех слов?
- Запишите слова в тетрадь. Сделайте
звуко-буквенный анализ слова троллейбус.
- Придумайте предложение со словом автобус.
(запись предложения на доске, разбор по членам предложения и частям речи)
- Придумайте словосочетание со словом машина.
V. Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
VI. Работа над темой. Повторение изученного.
1. Индивидуальная работа.
У доски два ученика разбирают слова по составу:
Зима, морской, подоконник, соседка.
Посадка, машина, городской, река.
2. Фронтальная работа. Орфографическая минутка.
Погрузка, посадка, указка, заморозки, вырубка, изгородь.
- Назовите орфограммы. Что общего у этих слов?
VII. Закрепление пройденного.
1. Учитель предлагает отгадать слово и разобрать его по составу:
- приставка в слове пошел
- корень в слове красить
- суффикс в слове бочка
- окончание в слове лапа
Что это за слово? (ПОКРАСКА)
- приставка в слове дуб
- корень в слове лесок
- суффикс в слове школьник
- окончание в слове пенал
Что это за слово? (ЛЕСНИК)
2. Работа над корнем слова.
Прочитайте слова. Что это за слова?
Лень, ленивый, лениться.
Докажите, что они однокоренные.
Эта цепочка слов подходит к одному из шифров. Что может означать этот шифр?
1 – 3 – 3 2 – 2 – 2 2 – 2 – 3 |
(Ответы детей: количество слогов в слове)
Придумайте свою цепочку слов к любому другому шифру.
(Проверка)
3. Добавьте по одной букве в слово, чтобы получилось новое.
КАСКА (КРАСКА)
ШАР (ШАРФ)
КОРЬ (ЯКОРЬ)
4. Установите закономерность в данной таблице.
ДРУГ – В…
ДЕНЬ – Н…
ПРАВДА – ?
С какой частью слова мы работали? Что такое корень?
5. Проверочная работа.
Запишите по два слова в каждую группу:
корень + окончание
приставка + суффикс + окончание
приставка + корень + окончание
приставка + корень + суффикс + окончание
Взаимопроверка.
VIII. Итог урока.