Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цели урока:
- наблюдение за художественными особенностями и выразительными возможностями языка, оценка роли эпитета, «озаряющего» явление или предмет;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений самостоятельно находить эпитеты в художественных текстах, давать оценку их выразительным возможностям;
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.
Оборудование:
- экран;
- проектор;
- раздаточный материал;
- презентация. (Приложение 1).
Этапы урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. (тема и цели урока, комментарии к эпиграфу урока).
- Сегодня поведем разговор о красочных прилагательных, которые используются в художественных текстах как изобразительно – выразительные средства. Такие слова называют эпитетами, «озаряющими» они стали, потому что озаряют уже известные нам предметы (озарить - по толковому словарю - ярко осветить, именно в этом заключается основная функция эпитетов). Приложение1. Слайд №1, слайд №2.
- Вопросы к классу: Чей язык является образцом для обучения и подражания?
- У кого мы можем научиться красивым словам? (поэты, писатели).
3.Основная часть.
а) Лирика Пушкина является основой для формирования понятия об эпитете. Какие стихи А.С. Пушкина вы помните? (дети читают наизусть 1-2 стихотворения).
Приложение1.Слайд №3.
А.С.Пушкин тщательно подбирал эпитеты. Например, в Одессе пушкинской поры бывала такая непроглядная грязь, что вместо лошадей запрягали волов. Только они не могли тащить экипажи и дрожки. В строфах «Путешествия Онегина» Пушкин сначала написал:
И в дрожках вол, рога склоня,
Сменяет пылкого коня.
Пылкого Пушкин зачеркнул, Он пишет по-другому:
Сменяет гордого коня.
Но гордого тоже не к месту! И он пишет:
Сменяет лёгкого коня.
Не то! «Лёгкого» Пушкин зачеркивает, и вместо него появляется:
Сменяет слабого коня.
Слабого ему кажется не подходящим. Зачеркивает. И пишет строку в том виде, в котором и читаем её в романе:
Сменяет хилого коня.
(см. Слайд№4).
Рядом с волом конь действительно казался хилым, - ему было не под силу тащить экипаж. Эпитет позволяет увидеть картину и одновременно авторское отношение к ней.
б) Читая лирические произведения А.С.Пушкина, мы определяем, какими словами создается живописность картин природы, передается эмоциональность самого поэта.
Приложение1. Слайд №5.
Вопросы:
- какие слова передают красочность снежной картины? (эпитеты: голубыми, великолепными).
- какие эпитеты можно подобрать к слову «великолепный» (снег) – дети подбирают (разноцветный, пышный и т.д.).
Слайд №6.
- у А.С.Пушкина он (снег) может быть «волнистый и рябой».
Слайд №7.
- Какой используется поэтом эпитет к слову снег в стихотворении «И.И.Пущину»?
Приложение1. Слайд №8.
Почему «печальным снегом занесенный?» - ответ дети могут предположить.
Дополнительная информация:
Учитель: друзья не виделись пять лет; в 1825 году Пущину удалось навестить Пушкина в новом месте его ссылки, в Михайловском. Этот день – 11 января 1825 года – подробно, с любовью описан Пущиным в его записках.
Текст читает подготовленный ученик:
…. Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, всё лес, и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке.
Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом; один – почти голый, другой - весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза (она и теперь через тридцать три года, мешает писать в очках), мы очнулись…
Комната Александра была возле крыльца, с окном во двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами, и проч. и проч. Во всём поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги ….
Учитель:
- Почему же в стихотворении «И.И.Пущину» снег «печальный»? - ответ уточняется.
- Какие ещё эпитеты мы выделяем в этих строках?
Приложение1 Слайд №9.
Задание: подберите антоним к слову «печальный». (радостный, веселый).
У Пушкина снег не только «печальный», но и «весёлый».
Приложение1. Слайд №10.
Почему «весёлый»? - дети говорят о настроении, которое вызвано первыми заморозками, первым снегом.
Подводим итог: При выборе слов-эпитетов А. С. Пушкин отдаёт предпочтение тем, которые создают наиболее выразительный образ, наиболее точно обозначает признак, выражает нужный оттенок смысла.
3. Коллективная работа. Задание на слайде №11.
По иллюстрации учащиеся определяют поэму А С. Пушкина « Руслан и Людмила».
Работу проводим по 12-14 слайдам.
4. Разминка: Языковая игра: « Не повторяйся!»
Тема: описание предмета или явления.
Основное правило: участники по очереди высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь. Не сумевший подобрать и назвать слово, выходит из игры (в 5-ом классе играем по несложным правилам: допускаем 1-2 ошибки).
Водящий называет предмет или явление. Например, день. Дети подбирают слова-определения: лёгкий, трудный, тяжёлый, длинный, интересный, счастливый и т. д.
5.Самостоятельная работа (по карточкам).
- записать отрывки в тетрадь;
- найти эпитеты;
- объяснить их значения;
- подчеркнуть как члены предложения.
Карточка №1 В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, тёмный и седой Поток, не скованный зимой |
Карточка №2 По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит Колокольчик однозвучный Утомительно гремит
|
Карточка №3 Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела….. |
Работа с толковым словарём:
- борзые (ударение на второй слог) - порода охотничьих собак с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами;
- борзый (устар.)-ударение на первый слог. Быстрый, резвый. Б. конь.
- ученики называют эпитеты, определяют их вид (изобразительные, выразительные), называют, какими членами предложения они являются.
6. Итог урока: что нового мы сегодня узнали?
Рефлексия: Ученики выражают своё впечатление об уроке, об участии в работе.
Заключительное слово учителя: Мы сегодня наблюдали по текстам А.С. Пушкина за его работой со словом, но чтобы научиться чувствовать и понимать слова необходимо заниматься творчеством.
Слайд №15.
7. Домашнее задание: Напишите в тетради любимое стихотворение А.С.Пушкина и подчеркните красочные прилагательные как члены предложения.