Употребление глаголов в речи

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • систематизация знаний учащихся о глаголе;
  • формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, (обратить внимание на мастерское использование глаголов А.С. Пушкиным);
  • показать, в чем состоит изобразительная сила глагола.

Методы: Интерактивные методы, метод проекта, групповые, частично- поисковые.

Межпредметная связь: литература, история, живопись.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, картины А. Васнецова “Зимний сон”. Л. Тихомирова “Мороз и солнце”, А.Саврасова “Зима”, раздаточный материал.

Планируемый результат: Каждой группе создать свой мини проект “Любимый Пушкинский глагол”.

Ход урока

I. Слово учителя

Глагол очень важная часть речи. Он важен потому, что все действия в языке мы обозначаем с помощью глагола. Без него вы не смогли бы ни встать, ни сесть, ни поговорить с другом, раскрыть ему свой секрет, ни просто улыбнуться или вместе посмеяться. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает и высокой эстетической ценностью. Изобразительная сила глагола - в динамике, в движении, в радости действия и достижении победы.

II. Пробуждение интереса. Составление кластера.

-Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово “глагол”?

- Составьте кластер.

- Обсуждение, обмен знаниями, оформление единого кластера.

III. Сравните два отрывка из произведений А.С. Пушкина .Из каких произведений эти отрывки?

а) И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
б) И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.

Как глаголы помогают выразить авторское отношение к героям?

(Смысл – в противопоставлении красоты лица и красоты души героинь.)

Из второго отрывка выписать глаголы, определить спряжение.

IV. Групповое задание.

Перед вами отрывки из произведений Пушкина. Укажите предложения , в которых допущены недочеты в употреблении возвратных глаголов; устраните эти недочеты.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхается.
А цыганочка-то пляшет,
В барабанчики-то бьется.
Вокруг нее стоит грозная стража,
На плечах топорики держатся.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядится.

V. Какие из приведенных ниже глаголов не имеют форм 1-го лица ед.ч

Творить, развивать, увлечь,ерундить, чувствовать, шкодить, огорчаться, куститься, судить, кормить, сквозить, трудиться, сесть, гласить, улыбаться.

VI. Выступление ученика с сообщением “Глаголы-близнецы - одеть и надеть”.

Сценка-миниатюра. (Кукла из картона, комплект одежды).

Глаголы одеть и надеть имеют разные значения. Глагол одеть имеет значение “покрыть одеждой” и согласуется обычно с существительными обозначающими человека.

ОДЕТЬ (кого?) – малыша, брата, сестру.

Надеть имеет значение “что-либо на кого-нибудь” и сочетается с существительными, обозначающими неодушевленные предметы.

НАДЕТЬ (что?) – платье, пальто, шляпу, варежки.

Глаголы одеть и надеть имеют и различные антонимы:

Одеть – раздеть; надеть – снять.

VII. Слово учителя.

Исследователи творчества А. С. Пушкина отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно – художественным центром текста становятся глаголы. Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, что оно протекает во времени. Стихотворения А. С. Пушкина “Зимний вечер”, “Зимнее утро”, “Вот север тучи нагоняя…” дают прекрасную возможность показать выразительность пушкинского языка, его благозвучность, мастерское использование глаголов.

VIII. Работа в группах.

Составить мини-проект “Любимый Пушкинский глагол”.

Защита творческих проектов.

Приложение № 1

IХ. Рефлексия.

Какие знания, умения, навыки необходимы были вам при выполнении проектного задания? Что нового узнали о глаголе? Было ли интересно на уроке?

  • Письменная.
  • Вы сегодня многое узнали о глаголе. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Напишем синквейн.
  • Глагол.
  • Выразительный, удивительный.
  • Называет, восхищает, радует.
  • Передает красоту окружающего мира.
  • Движение.