Цели урока:
Формировать умения:
- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;
- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
Сам урок представлен в виде презентации (файл Приложение1)
Ход урока
1. Орг.момент.
Объявление темы и целей урока.
2. Лингвистическая разминка.
А) Значение какого слова определено неверно?
Слайд 2
Декламировать – публично проповедовать свои взгляды, убеждения.
Симулянт – человек, который притворяется, создает видимость чего-либо.
Абсурдный – нелепый, бессмысленный.
Аскет – человек, ведущий строгий образ жизни, отказавшийся от жизненных благ.
(Декламировать - выразительно читать, произносить художественное произведение.)
Б) В данных предложениях расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее” в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделать схему СПП.
Слайд 3
Она гл_дит и сер_це (в)ней забил_сь чаще и с_льней.
Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.
Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м.
Прош_л месяц (в)течени_ которого он ни разу (не)был у нас.
Слайд 3
(Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.
Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.
Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. – ССП.
Прошел месяц, в течение которого он ни разу не был у нас. – СПП.)
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточных определительных.
Слайд 4
Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.
Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.
Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к мосткам.
Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:
- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.)
- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзного слова который…)
Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него.
А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:
глагол усиливает значение действия;
причастный оборот подчеркивает признак предмета.
Учитель: Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что А.С. Пушкин говорил об этом: “Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.
Слайд 5
Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова. |
Вопросы для закрепления.
- На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
- Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?
- Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?
Мотивируйте ответы.
4. Закрепление материала.
Задание 1. Поиграем! Слайд 6
1. И нищий наездник таится в ущелье, | 1. как осенняя паутина блестит на солнце. |
2. Наступила минута, | 2. что слоны в диковинку у нас. |
3. В ясный день вы увидите в лесу, | 3. где Терек играет в свирепом веселье. |
4. Известно, | 4.и в саду было холодно |
5.Солнце ещё не успело подняться, | 5. когда я почувствовал страшную усталость. |
Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее? (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4). 5-4 (ССП)
Вопросы классу:
Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.
- Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?
- Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)
Задание 2. Анализируем предложения. Слайд 7.
а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)
б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.)
в) Даже возле логова, где спят слепые детеныши, волк не кинется защищать потомство. (В.Песков.)
г) трудно перечислить те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам. (В.Арсеньев.)
д) Тот лед на реке, по которому тогда ходила лисица, стал казаться узкой полоской на широкой свободной голубой реке. (М. Пришвин.)
- Начертите схемы предложений.
- Какие союзные слова могут присоединять придаточное определительное к главному?
Вывод класс делает самостоятельно:
– Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).
5. Закрепление материала.
Задание 1. Работа по карточкам. Запись и анализ предложений.
ВАРИАНТ 1
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части, начертить схемы предложений.
- Давно уже поспела п..левая клубника лакомит..ся которой нам позв..ляли (в)доволь. (Аксаков.)
- Грош(?) цена человеку который (не) может сл..мить дурной привыч ки.
- И боль что скворч..нком стучала в виске стиха..т стиха..т.
ВАРИАНТ 2
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части. Начертить схемы предложений.
- Я взбежал по маленькой ле(с,ст)нице которая вела в светлицу и в первый раз (от)роду вошел в комнату Марьи Ивановны. (Пушкин)
- Я пр_казал ехать на (не)знакомый предмет который тот(час) и стал подвига(т,ть)ся нам (на)встречу. (Пушкин)
- За равниной тянется черная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки. (Чехов)
ВАРИАНТ 3
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части, начертить схемы предложений.
- К полудню мы вышли к той реч..ке где заранее условились (с,з)делать привал.
- Из лесного оврага на дне которого б..жал маленький роднич..к, неслось в..ркование диких голубей.
- Я ост_новился в гости(н,нн)ице где ост_навливались все проезжие. (Лермонтов)
Задание 2. Слайд 8.
Замените придаточную часть причастным оборотом.
После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче.
Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком.
Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.
Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
- Какое предложение нельзя заменить синонимичным? (Последнее) Почему?
Задание 3. Слайд 9.
Тренируем наблюдательность.
Расшифруйте написанное. Запишите и составьте схему этого предложения.
Я | О | О | Ю |
С | Р | Т | Л |
Л | Е | С | Б |
И | Д | Е | Ю |
Д | Г | М | Л |
6. Домашнее задание.
Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.