Цели урока:
- Систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
- Воспитывать чувство любви к Родине, уважение к защитникам Отечества.
Оборудование :
- раздаточный и демонстрационный материал,
- перфокарты, тесты,
- сигнальные карточки Р,С,
- зелёная и красная паста.
Ход урока
I. Урок начинается с того, что учитель читает строки:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.(П.Чесноков)
- О чём эта загадка? (о причастии)
Далее обращается внимание на эпиграф, записанный на доске.
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В. Даль
- Это высказывание принадлежит Владимиру Ивановичу Далю, языковеду, писателю, этнографу. 22 ноября этого года ему исполняется 205 лет.
- Как понять смысл этого высказывания?
- Что значит “причастный”? Заглянем в толковый словарь
(ученик находит в словаре)
(Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)
- А какое правило мы с вами знаем о причастии? (уч-ся рассказывают правило)
II. Сообщение цели урока.
-Итак, ребята, сегодня мы с вами на уроке повторим всё о причастии.
Вы покажите своё умение в нахождении причастий, в определении их грамматических признаков, в определении орфограмм и правильном их написании.
III. Закрепление материала .
А)
- А сейчас проверим ваши знания, выполним тест. Обведём в кружок правильный ответ зелёной пастой.
1. Причастие обозначает:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) признак другого признака.
2. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса:
а) –вш- ;
б) –ш- ;
в) – ущ-;
3. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса:
а) –нн- ;
б) –вш_;
в) –ом- .
4. Причастие с зависимым словом называется:
а) предложением;
б) причастным оборотом;
в) словосочетанием.
5. Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия:
а) вид;
б) время;
в) лицо.
6. Чаще всего в предложении причастие бывает:
а) дополнением;
б) обстоятельством;
в) определением.
- Проверим ваши ответы. Возьмём красную пасту и зачеркнём неверный ответ. (Правило, если есть ошибки)
Б)
- А теперь мы поупражняемся в нахождении причастий в предложениях.
- Прочитаем текст. О чём он?
Отечество моё. Город-герой Москва
Сильная, гордая, несокрушимая Москва выстояла в самые грозные дни Великой Отечественной войны и победила. За заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Москве Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года было присвоено почётное звание города-героя.
Подвиг защитников Москвы поистине бессмертен. Ведь именно под Москвой потерпели первое сокрушительное поражение фашистские полчища, нёсшие смерть, разрушение и порабощение народам нашей страны. На протяжении всей Великой Отечественной войны Москва являлась руководящим центром борьбы с фашизмом, бесперебойно снабжала фронт всем необходимым. В первых рядах тех, кто в ожесточённых боях разгромил фашистского зверя и водрузил Знамя Победы над Берлином, были и москвичи.
- В этом году мы празднуем 65 годовщину битвы под Москвой. Мы помним тех, кто сложил свои головы, защищая столицу нашей Родины, и чествуем оставшихся в живых.
- Ещё раз внимательно читаем текст и находим причастия. Выписываем причастия со словом, от которого оно зависит, определяем грамматические признаки.
(Несокрушимая Москва - стр. прич., наст.вр., сов. в., Им. п., ед. ч., ж.р., от гл.II спр.
Проявленные мужество и стойкость - стр. прич., прош вр., сов.в., Вин. п., мн.ч.
Звание присвоено – стр. прич., крат. ф-ма, прош.вр., сов. в., ср. р. Ед.ч.
Нёсшие полчища – дейст. прич., прош. вр., нес. в., Им. п., мн.ч.
Руководящим центром – дейст. прич., наст. вр., нес. в., Тв. п., ед. ч., м. р.
В ожесточённых боях – стр. прич., прош. вр., сов. в., П. п., мн.ч.
IV. Физминутка
(если причастие страдательное – садимся, если причастие действительное - поднять руки вверх)
одевающая, одеваемая, дувший, возвышавшийся, сорванная, изрытая, брошенного, сидящую, процарапанное, спавший, проснувшись, усеянный, сохранившийся, цветущий, сброшенные, увлекаемый, облетевшим.
В)
Устная работа с сигнальными карточками Р, С
Не проверяемые ударением гласные; никем не потревоженный зверь; неисчерпаемые богатства; невоспитанный человек; неотправленное письмо; никем не нарушаемая тишина; не замеченная учеником ошибка; палата не проветрена; нераскрывшийся цветок; рожь не сжата; ещё не обжитое место ; дичь, не пойманная в ловушку; не прочитанная, а просмотренная работа.
Г)
- Запишем предложение, объясним знаки препинания.
Письма, [отправленные с фронта ], ждали в каждой семье.
Д)
Работа с перфокартами.
- Вспомним, когда пишется -н- , -нн- у причастий
1. нарисованные | забрызганный | пересыпанное |
2. запачканные | печёный (пирог) | топлёное (молоко) |
3. испечённый | крашенный (ими пол) | маринованный |
4. измучены (долгой дорогой) | плетёный (частокол) | купленный (билет) |
5. арестованный | раненный (пулей боец) | решённый (вопрос) |
V. Резерв.
Проверь себя! “Узнай суффикс”
Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нный в преступлении. Замеш..нное тесто. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай.
VI. Подведение итогов.
- Чем занимались на уроке?
Оценки.
Д/з Вы получите на втором уроке.
Урок словесности в 7 классе (Приложение)