Триединые цели урока:
- Учить детей грамматически верно излагать свои мысли; обогащение словарного запаса учащихся поэтическими произведениями русских писателей и поэтов.
- Развитие устной и письменной речи детей; развитие воображения, внимания, наблюдательности.
- Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.
- Привитие любви к родному языку, как средству самовыражения.
Оборудование: Фонограмма записи произведения П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь», иллюстрации картин зимней природы и жизни животных зимой; отрывки из произведений русских поэтов и писателей; записи на доске, черновики и письменные принадлежности у учащихся.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, всё ли у вас готово. | Дети проверяют наличие черновиков, письменных принадлежностей. |
2. Введение в тему урока. | Для того, чтобы узнать тему нашего урока,
положите перед собой черновики. На них записывайте 1 –ую букву в словах
– ответах на мои вопросы (без знаков препинания): -Что за звёздочки
такие -Напишите букву, по форме похожую на цифру «ноль». -Напишите 25 по счёту букву русского алфавита. -Не колючий, светло – синий, -Вспомните название месяца, после которого по календарю начинается зима. -Я прихожу с подарками, -А с этой буквы начинается название нашего города. -10-ая буква русского алфавита. -6-ая из написанных вами букв. Какое слово вы получили? Верно. Мы сегодня будем писать сочинение. А тему вы определите сами, разгадав ребус.
|
Снежинки. О
Ч Иней.
Ноябрь.
Ель. Ногинск. И Е Сочинение.
Зима. |
3.Развитие речи. | Послушайте, как обращался к зиме русский
поэт Петр Вяземский (слова записаны на доске): Здравствуй, русская
молодка, Как поэт называет зиму? Как он к ней обращается? Как вы можете назвать ее? Почему? Вы любите зиму? |
Молодка, раскрасавица, матушка. Волшебница, сказочница. |
4. Слушание музыкального произведения. | Природу любили не только поэты, но и композиторы. Петр
Ильич Чайковский написал цикл произведений, посвященных каждому месяцу
года. Сегодня мы услышим фрагмент фортепианного цикла «Времена года» под
названием «Декабрь». Закройте глаза и насладитесь красотой музыки. Что вы представили, во время слушания музыки? Как вы думаете, композитор любит зиму? Какое настроение передает это произведение? |
Дети слушают музыку, положив голову на парту и закрыв
глаза.
Как кружатся и падают снежинки, как воет ветер… Да. Радостное, веселое. |
5. Постановка целей урока. | Композитор изобразил зиму при помощи музыкальных звуков,
а нам предстоит изобразить или описать зиму при помощи слов и образных
выражений. Наше сочинение будет состоять из нескольких частей. |
|
6. Разбор плана сочинения, обсуждение структуры текста.
Развитие речи учащихся через работу с эпитетами:
а) Неживая природа.
б) Живая природа. |
1 часть – введение. О чем мы будем в ней писать? Как можно начать сочинение по данной теме? Что вам нравится зимой? Без чего не бывает зимы? Да, зима – это, прежде всего снег. Прочитайте, как поэты и писатели говорят о снеге, снежинках. С чем они его сравнивают? С чем вы можете сравнить снег? А что происходит с небом и солнцем при наступлении зимы? А что происходит с реками и озерами? Послушайте, что об этом явлении пишет Александр Сергеевич Пушкин: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета… Почему поэт сравнивает речку с паркетом? А вот как пишет Михаил Юрьевич Лермонтов: Звучный лед Сковал поверхность гладких вод. Вспомните из курса природоведения, какими словами объединяются понятия (небо, снег, реки, озёра) воедино? Ребята, о явлениях, произошедших в неживой природе, вы расскажете во 2 части нашего сочинения. Скажите, а осталась ли жизнь среди снегов и льдов? Что стало с живой природой зимой? Посмотрите на иллюстрации, расположенные на доске, и скажите, что произошло с деревьями и кустарниками? Обилие снега придает величие русской природе, всё кругом становится необыкновенным и сказочным. Опишите сказочные деревья, изображённые на картинах. На что они похожи? Найдите и прочитайте, как говорят о них поэты. В зимнем лесу среди заснеженных деревьев продолжается жизнь. Что же происходит в жизни зверей и птиц? О жизни живой природы вы тоже напишите во 2 части сочинения. Мы говорили о чувствах поэтов к зиме, а какие чувства испытываете вы к зимней природе? Свои чувства вы выскажете в 3 части сочинения – заключении своего сочинения. |
О том, что наступила зима. Наступила зима. Пришла долгожданная зима. Вот и зима! Зимы не бывает без снега. Дети работают с высказываниями поэтов и писателей о зиме, ищут в них эпитеты. (см. в приложении 1). С пухом, покрывалом. Небо стало тяжелым, низким, солнце не греет нашу землю. Они покрываются льдом. Она блестит как начищенный паркет. Неживая природа. Да, осталась. Кто – то из зверей уснул до весны, кто – то запас орехи, птицы улетели, а те, которые остались, жмутся поближе к жилищу человека…
Деревья и кустарники засыпало снегом.
Дети работают по картинам и Приложению 1.
Они сменили шубки, жмутся поближе к жилью.
Чувство таинственности, сказочности, волшебства, спокойствия… |
7. Физкультминутка. | Встаньте, выйдите из-за парт и представьте себя в
заснеженном лесу. (Включаю фонограмму музыки П. И. Чайковского «Времена
года»). Воет сильный ветер и прижимает ветви к земле. Снежинки кружатся над лесом. Вот зайчик проскакал. А вот вспорхнула огромная лесная птица и опустилась на снег. Тихо сели и продолжаем работать. |
Дети качают руками из стороны в сторону. Дети кружатся вокруг себя. Дети, чуть согнув колени, «скачут». Дети изображают птицу. |
8. Повторение плана сочинения. | Вспомните, из скольких частей состоит сочинение. О чем будем писать во вступлении? Посмотрите, как я назвала 1 пункт плана (табличка вывешивается на доску): 1. «Вот пришли морозы и зима настала». О чем напишем в основной части? Прочитайте к ней название и подпункты плана (табличка вывешивается на доску): 2. а) «Ковром раскинулись снега». б) «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета». в) «И в стужу лютую живет природа наша». г) «Кто спит, кто рыщет средь сугробов». О чем напишем в заключение сочинения? Посмотрите, как я назвала этот пункт плана (табличка вывешивается на доску): 3. «Чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза». Подумайте и скажите, какой у нас получится текст: описание или повествование? Почему? Каким будет стиль сочинения: художественный, научный или разговорный? |
Из 3 частей. О приходе зимы.
О том, что происходит в живой и неживой природе.
О своем отношении к зиме, о чувствах, которые она вызывает. Текст – описание, потому что мы будем описывать зиму. Художественный стиль. |
9. Орфографическая подготовка. | При написании сочинения вы должны использовать красивые
обороты речи, сравнения, эпитеты, олицетворения. Чтобы вы сделали
меньшее количество ошибок, разберём слова и словосочетания, содержащие
орфограммы.(написаны на доске):
|
Во время орфографической подготовки дети вставляют пропущенную букву и объясняют встретившуюся орфограмму. |
10. Написание сочинения. | Итак, вы приступаете к написанию сочинения – описания
«Зима» по плану. Если необходима моя помощь – поднимите руку и я подойду. |
Самостоятельная работа детей под музыку П. И. Чайковского. |
11. Итог урока. | Какой теме посвящено наше сочинение? Кто из вас написал сочинение и хочет его зачитать? Музыка какого русского композитора помогла вам сегодня на уроке? |
Чтение работ учащимися. П. И. Чайковского. |