Тема: Роль местоимений-прилагательных в простом и сложном предложениях.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с синтаксической ролью местоимений-прилагательных в простом и сложном предложениях.
- Формировать умение определять синтаксическую роль местоимений-прилагательных в различных конструкциях предложений.
- Воспитывать чувство любви к малой родине.
Оформление урока:
- Эпиграф.
- Словарь иностранных слов
- Кроссворд, составленный учащимися по теме: “Разряды местоимений-прилагательных.
- Видеофильм о городе Комсомольске-на-Амуре.
Содержание урока
1.Организационный момент (приветствие гостей, учащихся; запись в тетрадях числа)
2.Слово учителя.
Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока являются слова из стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Русский язык”. Прочитаем эти строки.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным явлением; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса”.
3. Устная работа с классом
-Объясните лексическое значение слова “эпиграф”
-Проконтролируем себя, обратившись к словарю иностранных слов.
(Индивидуальное задание)
-Как вы можете объяснить выбор эпиграфа? Какую идею урока он формулирует?
4.Текст записывается учащимися в тетради, учитель подводит итог: “Итак, сегодня на уроке мы будем продолжать развивать умение грамотно и бережно пользоваться языком, чтобы строить эффективное общение.
5. Работа с текстом
-Найдите и подчеркните ключевые слова текста (язык, клад, достояние, орудие).
- Продолжим ассоциативную цепочку (Что такое ассоциация?) (Индивидуальная работа со словарем, обращаем внимание на правописание слова)
- язык- народ – страна – родина
- Связаны ли между собой понятия: любовь к языку и любовь к Родине?
- Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.
Прочитаем тему урока. Вдумайтесь в каждое слово. Какой теоретический материал, изученный ранее, послужит базой для изучения новой темы?
Продолжите устно высказывание:
По строению предложения бывают…..
Графически покажите отличие простого предложения от сложного (самостоятельно, с последующей проверкой).
-Вернемся к анализируемому тексту. Найдите все местоимения-прилагательные, определите их разряд.
- Найдем грамматическую основу 1-го предложения, определим, простое оно или сложное
- Нам необходимо выяснить, какую синтаксическую роль выполняет местоимение-прилагательное в простом предложении. Каким образом мы будем это делать? Подумайте и составьте алгоритм действий.
(Ответы учащихся обобщаются и на доску последовательно вывешиваются таблички алгоритма)
Алгоритм
- Найди в тексте местоимение-прилагательное.
- Задай к нему вопрос.
- Определи по вопросу, каким членом предложения является.
-Примените данный алгоритм, определите синтаксическую роль местоимений-прилагательных в 1-ом предложении и сделайте вывод.
-Сравним свои выводы с правилом в учебнике. Текст какого стиля представляет собой правило? Чем научный стиль речи отличается от художественного?
- Можно ли было другим способом выйти на решение этой проблемы?
Слово учителя:
В начале урока мы говорили о том, что любовь к языку неотделима от любви к Родине.
-Что вы считаете своей Родиной?
Большинство из вас Родиной считают наш город, который в этом году празднует свое 75-летие. Многие писатели и поэты земли дальневосточной прославляют его в своих стихах и рассказах, легендах и повестях. Один из известных поэтов-дальневосточников Петр Комаров так говорит о чувстве сыновней любви и привязанности к родным местам, к своему дому:
Сторонка милая моя,
С перепелами вдоль обочин,-
Твоею славой славен я,
Твоей заботой озабочен.
Благословен мой край, и в нем-
Наш труд,
Наш дом, где все знакомо.
Я нитка в знамени твоем
Над черепичной крышей дома.
-Прочитать выразительно стихотворение, сформулировать идею.
-Найти местоимения-прилагательные только в простом предложении и определить их синтаксическую роль (самостоятельная работа с взаимопроверкой)
Слово учителя:
Местоимения-прилагательные используются в речи не только в простых предложениях, но и в сложных. Подумайте, одинаковой ли будет синтаксическая роль м -п. в простом и сложном предложении?
Проведем лингвистический эксперимент
Запишем предложение
Комсомольск-это город, где мы родились и выросли.
- Объясните постановку запятой, дайте характеристику предложению.
- Найдите местоимение-прилагательное, определите его разряд.
-Какую синтаксическую роль оно выполняет в данном предложении?
-Построим схему предложения, сделаем вывод о роли м.-п. в сложном предложении.
-Сравните свои выводы с правилом учебника.
Самостоятельная работа (раздается напечатанный текст или выводится на экран через мультимедиа проектор)
В нашем городе много удивительных мест. Дом Молодежи – это первое в стране здание такого типа, которое было построено в Комсомольске.
Всякий человек, который приедет в наш город, будет поражен прекрасными парками и стадионами, музеями и памятниками культуры.
- Исследуйте текст, графически покажите роль местоимений-прилагательных в простом и сложном предложениях. Подготовьте связный ответ по теме урока с использованием примеров из данного текста.
Развернутый ответ- обобщение ученика.
В заключении мне хотелось бы еще раз сказать, что любовь и бережное отношение к языку тесно связана с любовью к Родине, к тем местам, где ты родился и вырос, где прошло твое детство, где ты учился жизни. Выпускник нашей школы снял видеофильм о нашем городе. При просмотре обратите внимание, как красивы знакомые и привычные для нас места. Запишите те мысли, которые появятся у вас во время просмотра фильма, примените те знания и умения, которые получили на уроке.
Просмотр фильма о городе, прочитывание предложений с комментариями по теме урока.
Итог урока. Домашнее задание:
- продолжить текст своими предложениями, провести аналогичную работу с местоимениями-прилагательными;
- упр.481 (по схемам составить предложения).