Цели:
- Знать имена числительные, их грамматические признаки и правописание.
- Уметь определять падеж, разряд и синтаксическую роль имён числительных.
- Проверить усвоение темы «Умножение и деление отрицательных чисел».
Оборудование: карта путешествий по стране Числяндии (Приложение 1), карточки оценки знаний (Приложение 2).
Ход урока
Вступительное слово учителя русского языка: Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, мы оправимся в страну Числяндию, чтобы попасть в столицу этой страны пригодятся ваши знания по русскому языку и математике, а смекалка и находчивость помогут преодолеть все препятствия, которые встретятся нам на пути: это и Волшебный лес, долина Проб и Ошибок, река Падежей и Знаков, горы Математики и Грамматики, итогом нашего путешествия станет столица Числяндии.
Вы делитесь на две команды. Команда, которая получит больше баллов, первой придёт в столицу Числяндии - станет победительницей.
I. Учитель математики: Мы подошли с вами к границе прекрасной страны. Она начинается сразу за этим Волшебным лесом. Пройти по этому лесу и не заблудиться помогут добрые лесовики.
1-й лесовичок: Ребята, помогите расчистить дорожки, столько листьев вокруг, не пройти, не проехать.
2-й лесовичок: Листья это не простые, а загадочные, каждый лист - это правило. Только тогда лист в корзину попадёт, когда вы правильно ответите.

- Какие числа называются положительные?
- Какие числа называются отрицательные?
- Как умножить два отрицательных числа?
- Как умножить два числа с разными знаками?
- Как разделить два отрицательных числа?
- Как разделить два числа с разными знаками?

- Что такое имя числительное?
- Какиебывают числительные?
- Какие имена числительные называются количественными?
- Какие имена числительные называются порядковыми?
- Назовите разряды количественных числительных?
- Как отличить имена числительные от других частей речи с числовым значением?
Подведение итогов первого испытания.
II. Учитель русского языка: Молодцы, справились с первыми трудностями, видите перед нами долина расстилается между гор высоких. Это долина Проб и Ошибок. Тот пройдёт беспрепятственно, кто правильно определит, является ли данное слово числительным или это другая часть речи с числовым значением, а также подберёт правильные ответы к примерам по математике.
Начнём с русского языка:
1-я команда записывают числительные.
2-я команда - слова с числовым значением.
| Единица, одна вторая, миллион, раз, пять, семнадцатый, тройник, оба, двойник, пара, четыре, пятак, трое, сто, трижды, четверть, сдвоить, сотник, первый, полтора, семь, двадцать первый, семидневный, десяток, восемьдесят, однажды, единый. |
Подберите правильный ответ:
| -10 * · 0,3 = 620+ (- 700)= -17 · (-2) = 340 : (-20) = -18 : (-9) = -440 : 11 = |
20 * ·(0,2) = -375 + 120 = -16 * ·(-3) = 320 : (-16) = -21:(-7) = -330 :11 = |
Подведение итогов второго состязания.
III. Учитель математики: По долине пробежали быстро, с заданием справились, молодцы, ребята! Но что это там впереди блестит? Да это огромная река Падежей и Знаков! Тот первый через неё переправится, кто быстрее мостик вымостит из правильных ответов:
Поставьте вместо * знак - или +, чтобы равенства были верными:
| * 10 : (* 5) = -2 *11 · (*8) = 88 *8 ·(*9)= -72 *1,3 : (*1,3) = 1 *40 : (*10) = 4 |
* 0,5 : (*0,5) = 1 *70 :(*10) = 7 * 16 : (* 4) = -4 * 8 · (*9) = - 72 *15 · (* 4) = 60 |
Учитель русского языка:
1. А сейчас чья команда быстрее заполнит таблицу. В каждом столбике просклоняйте по одному любому числу в указанных пределах:
| От 11 до 19 | От 50 до 80 | 200,300,400 | От 500 до 900 | |
| И.п. | ||||
| Р.п. | ||||
| Д.п. | ||||
| В.п. | ||||
| Т.п. | ||||
| П.п. |
2. Составьте по одному предложению с любым числительным.
Подведение итогов.
IV. Учитель русского языка: Высокие горы встали перед нами на пути, подняться можно на вершину только по канатной дороге, но вход перегородил ь знак, он пропустит только тех, кто правильно напишет словами ответы в математическом диктанте:
| -200 ·3 = - 27 ·(- 3)= -11: 11= 90 : (-10) = -24:(-30) = -0,5 ·6 = |
-0,7·8 = - 48: (-60) = - 32 : (-8) = 89 : (-89)= - 700 · 3= 50: (-10) = |
Учитель математики: А спуститься с горы мы сможем на санках, но для того, чтобы нам их дали, необходимо правильно решить примеры:
| 4,5+ (-3)= -6· (-9)= -64 : 8= |
8,2+ (-5)= -8 · (-4)= -72:9= |
Подведение итогов.
V. Учитель математики: Вот перед нами и столица Числяндии, но город окружает со всех сторон глубокий ров. Чтобы нам опустили мост и открыли главные ворота, необходимо выполнить последние задания - решить ребусы и победить в словесном бою:

Учитель русского языка: А сейчас словесный бой: каждая команда произносит название произведения, где есть числительные. Состязание продолжается до первой ошибки или заминки.
VI. Подведение итогов, выставление оценок.
