Интегрированный урок по русскому языку и математике "Путешествие в Числяндию" в 6-м классе

Разделы: Математика, Русский язык


Цели:

  1. Знать имена числительные, их грамматические признаки и правописание.
  2. Уметь определять падеж, разряд и синтаксическую роль имён числительных.
  3. Проверить усвоение темы «Умножение и деление отрицательных чисел».

Оборудование: карта путешествий по стране Числяндии (Приложение 1), карточки оценки знаний (Приложение 2).

Ход урока

Вступительное слово учителя русского языка: Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, мы оправимся в страну Числяндию, чтобы попасть в столицу этой страны пригодятся ваши знания по русскому языку и математике, а смекалка и находчивость помогут преодолеть все препятствия, которые встретятся нам на пути: это и Волшебный лес, долина Проб и Ошибок, река Падежей и Знаков, горы Математики и Грамматики, итогом нашего путешествия станет столица Числяндии.

Вы делитесь на две команды. Команда, которая получит больше баллов, первой придёт в столицу Числяндии - станет победительницей.

I. Учитель математики: Мы подошли с вами к границе прекрасной страны. Она начинается сразу за этим Волшебным лесом. Пройти по этому лесу и не заблудиться помогут добрые лесовики.

1-й лесовичок: Ребята, помогите расчистить дорожки, столько листьев вокруг, не пройти, не проехать.

2-й лесовичок: Листья это не простые, а загадочные, каждый лист - это правило. Только тогда лист в корзину попадёт, когда вы правильно ответите.

  1. Какие числа называются положительные?
  2. Какие числа называются отрицательные?
  3. Как умножить два отрицательных числа?
  4. Как умножить два числа с разными знаками?
  5. Как разделить два отрицательных числа?
  6. Как разделить два числа с разными знаками?

  1. Что такое имя числительное?
  2. Какиебывают числительные?
  3. Какие имена числительные называются количественными?
  4. Какие имена числительные называются порядковыми?
  5. Назовите разряды количественных числительных?
  6. Как отличить имена числительные от других частей речи с числовым значением?

Подведение итогов первого испытания.

II. Учитель русского языка: Молодцы, справились с первыми трудностями, видите перед нами долина расстилается между гор высоких. Это долина Проб и Ошибок. Тот пройдёт беспрепятственно, кто правильно определит, является ли данное слово числительным или это другая часть речи с числовым значением, а также подберёт правильные ответы к примерам по математике.

Начнём с русского языка:

1-я команда записывают числительные.

2-я команда - слова с числовым значением.

Единица, одна вторая, миллион, раз, пять, семнадцатый, тройник, оба, двойник, пара, четыре, пятак, трое, сто, трижды, четверть, сдвоить, сотник, первый, полтора, семь, двадцать первый, семидневный, десяток, восемьдесят, однажды, единый.

Подберите правильный ответ:

-10 * · 0,3 =

620+ (- 700)=

-17 · (-2) =

340 : (-20) =

-18 : (-9) =

-440 : 11 =

20 * ·(0,2) =

-375 + 120 =

-16 * ·(-3) =

320 : (-16) =

-21:(-7) =

-330 :11 =

Подведение итогов второго состязания.

III. Учитель математики: По долине пробежали быстро, с заданием справились, молодцы, ребята! Но что это там впереди блестит? Да это огромная река Падежей и Знаков! Тот первый через неё переправится, кто быстрее мостик вымостит из правильных ответов:

Поставьте вместо * знак - или +, чтобы равенства были верными:

* 10 : (* 5) = -2

*11 · (*8) = 88

*8 ·(*9)= -72

*1,3 : (*1,3) = 1

*40 : (*10) = 4

* 0,5 : (*0,5) = 1

*70 :(*10) = 7

* 16 : (* 4) = -4

* 8 · (*9) = - 72

*15 · (* 4) = 60

Учитель русского языка:

1. А сейчас чья команда быстрее заполнит таблицу. В каждом столбике просклоняйте по одному любому числу в указанных пределах:

  От 11 до 19 От 50 до 80 200,300,400 От 500 до 900
И.п.        
Р.п.        
Д.п.        
В.п.        
Т.п.        
П.п.        

2. Составьте по одному предложению с любым числительным.

Подведение итогов.

IV. Учитель русского языка: Высокие горы встали перед нами на пути, подняться можно на вершину только по канатной дороге, но вход перегородил ь знак, он пропустит только тех, кто правильно напишет словами ответы в математическом диктанте:

-200 ·3 =

- 27 ·(- 3)=

-11: 11=

90 : (-10) =

-24:(-30) =

-0,5 ·6 =

-0,7·8 =

- 48: (-60) =

- 32 : (-8) =

89 : (-89)=

- 700 · 3=

50: (-10) =

Учитель математики: А спуститься с горы мы сможем на санках, но для того, чтобы нам их дали, необходимо правильно решить примеры:

4,5+ (-3)=

-6· (-9)=

-64 : 8=

8,2+ (-5)=

-8 · (-4)=

-72:9=

Подведение итогов.

V. Учитель математики: Вот перед нами и столица Числяндии, но город окружает со всех сторон глубокий ров. Чтобы нам опустили мост и открыли главные ворота, необходимо выполнить последние задания - решить ребусы и победить в словесном бою:

Учитель русского языка: А сейчас словесный бой: каждая команда произносит название произведения, где есть числительные. Состязание продолжается до первой ошибки или заминки.

VI. Подведение итогов, выставление оценок.