"Спорить или ссориться", 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Идея курса: не наноси речевой вред!

Структура урока: смена видов речевой деятельности.

Содержание: разминка (артикуляционная, работа над интонацией, дыхательная, мимическая).

Оборудование: в/к “Трое из Простоквашино”.

Ход урока

1. Речевая разминка:

а) дыхательное упражнение “Посчитаем Егорок”;
б) мимическое упражнение “Грустно-весело”;
в) работа над скороговоркой, записанной на доске: “Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек не ссорясь строчат”.

(Прочитать с интонацией восхищения)

Беседа с учащимися:

- Ребята, давайте еще раз посмотрим на запись скороговорки.

Как строчат сорочки сороки? (не ссорясь)

- Каково значение слова “ссора”?

-Случалось ли вам в жизни ссориться или быть свидетелем ссоры?

-Как вы считаете, почему люди ссорятся? В чем причины ссор? (в столкновении 2-х точек зрения)

-А нужно ли отстаивать свою точку зрения? (идет обсуждение слова “спор”)

Формирование знаний:

- Итак, все,чем мы с вами говорили, входит в тему нашего урока.Откройте тетради, запишите дату и тему урока

-Давайте вместе с вами оформим наши рассуждения в виде схемы:

-А теперь давайте посмотрим в/ с и попытаемся определить, свидетелями чего мы становимся. (В\с “Трое из Простоквашино”)

Вопросы учащимся:

1.Спор это или ссора?
2.Какие аргументы приводят участники?
3. Кто был убедительнее?
4. Был ли момент, когда могла возникнуть ссора? Как вы это определили?
5.Что помешало поссориться?(дядя Федор)
6. Как вы думаете, комфортно ли чувствовали себя участники в этой ситуации?

Слово учителя: Чтобы избежать подобных ситуаций нужно придерживаться некоторых правил. Такая памятка дана в вашем учебнике на стр. 105(читается памятка)

Задание: используя памятку и все, о чем мы говорили на уроке, разыграем ситуацию, которая описана в задании№ 92(2-3 пары разыгрывают ситуацию)

 Задание:

1.Оцените речевую ситуацию: спор это или ссора?
2.Определите, как ведут себя собеседники?
3.Кто был более убедительным в доводах?
4. Чья точка зрения кажется вам правильной?

Играли Валера и Андрей в игру “Кто больше?”- записывали омонимы. Андрей записал омонимы печь (существительное) и печь (глагол).

- Это не омонимы! – запротестовал Валера.

- Как так не омонимы? – возмутился Андрей.

- Омонимы должны быть совершенно разными по значению. А здесь какая разница? Печь – это то место, где можно печь хлеб. Совсем близкие значения.

- Ну нет, – возразил Андрей.- Значение бывает лексическое и грамматическое.Лексическое значение в этих словах, конечно, близкое, зато грамматическое – совершенно разное.

- Почему “совершенно”? – не унимался Валера.- Ну, подумаешь, то имя существительное, а это глагол…

- Конечно, разное! Глагол спрягается, может употребляться в разных временах.

Ты что, не знаешь грамматических признаков этих частей речи?

Подведение итогов урока: Оцените свое собственное состояние сегодня на уроке и поднимите рисунок того человечка, который ему соответствует(перед уроком учитель раздал каждому по два рисунка с изображением человечка, которому грустно и весело).

Анализ урока риторики “Спорить или ссориться” (5-й класс)

В наше стрессогенное время особую значимость приобретает профилактика стрессов у школьников путем создания речевых ситуаций, в которые они могут попасть в повседневной жизни и нахождения способов выхода из них. В этой связи становится актуальной идея курса риторики в школе: не наноси речевой вред!

Вашему вниманию представлен фрагмент урока “Спорить или ссориться”.

Цель урока: сформировать умение различать спор или и ссору.

Задачи:

образовательные:

  • выявить знания учеников по теме;
  • сформировать представления о понятиях “спор” и “ссора”

воспитательные:

  • воспитание уважения к собеседнику, самому себе в процессе работы;
  • воспитание тактичного отношения и уважения к чувствам и мыслям других людей.

развивающие:

  • развитие воображения, мышления, восприятия;
  • развитие коммуникативных способностей детей, стимулирование мыслительной и речевой деятельности;
  • развитие интереса к предмету.

Оборудование: видеомагнитофон, видеозапись м/ ф “Трое из Простоквашино”

  1. Количество видов учебной деятельности – 5: письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядного материала, ответы на вопросы, решение риторических задач. (Норма 4 – 7)
  2. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности – 7-10 мин.
  3. Количество видов преподавания: словесный, аудиовизуальный, самостоятельная работа.
  4. Методы обучения: беседа, ролевая игра.
  5. Наблюдение за посадкой учащихся.
  6. Наличие дыхательной гимнастики,артикуляционной разминки, работа над интонацией.
  7. Психологический климат на уроке(комфорт, учет возрастных особенностей
  8. Наличие эмоциональных разрядок(юмор, улыбка).