Урок русского языка в 5-м классе по теме "Жизнь в слове и слово в жизни"

Разделы: Русский язык


Жизнь в слове и слово в жизни.

Лингвистическая комедия?

Цели урока Содержание урока Методы и приемы Оборудование
Учить учащихся анализировать текст, вести исследование, делать выводы и заключения, оформлять письменно и устно свои ответы, аргументировать и докладывать выдвинутые гипотезы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторить синтаксический разбор, пунктуацию при обращении в сложном предложении и при прямой речи

 

 

Повторить морфемный разбор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить делать выводы

Объявление цели урока:

Прежде, чем сказать, чем мы будем заниматься на уроке, ответьте, пожалуйста, какие разделы русского языка мы уже изучили?

- синтаксис

- морфемика

- фонетика

Вот теперь обратите внимание на девиз нашего урока: “Лингвистическая комедия?”

- лингвистическая

Откройте словари, вам сейчас пригодятся знания по фонетике и графике, а конкретно – алфавита.

Узнали теперь, что такое лингвистика. Вот, а теперь конкретно говорю, чем будем заниматься на уроке: мы будем исследовать предложения и тексты, чтобы доказать, что в каждом слове есть своя жизнь, а слово само играет огромное значение в нашей с вами жизни. Мы станем доказывать, будет ли лингвистической комедией то, что предложу вам для исследования.

1) открывается доска, на ней 3 предложения для синтаксического разбора.

Калушаточки к ляпупам не подсяпывайте ни на кыс!

А куздра некузявая ибо куздра будланула бокра.

А Помик в бурдысьях как забурлыкает Бурлы – бурлы – бурлы.

Предлагаю детям выйти и произвести синтаксический разбор, предварительно расставив знаки препинания и объяснив их постановку.

2) Даю слова для морфемного разбора

нацирикая забурлыкает
за от
от и т.д. у и т.д.

3) Чем отличаются слова?

Пуська, Пусенька, Пусище

Вывод: жизнь и в слове, и в предложении выстроена по четким языковым (лингвистическим) законам. Приставки и суффиксы обязательно что-то обозначают, в них содержится лексическое значение.

Исследование текстов Льюиса Кэрролла и Л.В. Щербы.

Даю текста двум группам и к ним задания, ставлю задачу: исследовать тексты, ответить на поставленные вопросы, оформить ответы и выступить по одному от группы.

1 группа.

Исследуйте четверостишие по плану:

1. Это бессмыслица?

2. На какие части речи похожи “слова” в четверостишии?

3. По каким признакам вы определили, что “Хрюкотали” глагол, а “зелюки” - существительное?

4. На ваш взгляд, из каких слов образовано слово “Хливкие”?

5. Почему перед И стоит запятая?

6. Вы нашли ключ к бессмыслице, в чем он заключается?

Вкралось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове.

Льюис Кэрролл

2 группа.

Исследуйте предложенную бессмыслицу по плану:

С точки зрения синтаксиса на что она похожа?

а) Какие предложения по цели высказывания есть?

2. Между кем и кем происходит диалог?

3. Какие языковые признаки помогли вам узнать, что разговаривают заботливая мать со своими детьми?

4. Увидели ли вы “слова”, похожие на части речи? Какие? На что они похожи?

5. Приставки, суффиксы и окончания соответствуют ли определенным частям речи? Какие? Каким?

А кулуша волит:

- Инда побирим про Щербу.

- Йоу Щерба? – бирят калушата.

- А Щерба, бирит Калуша, - огдысь – егдысь нацирикал:

“Глокая куздра кудланила бокра и курдячит бокренка…”

- И кудрячит бокренка! – бирит Калуша. – Ну и бирьте, Кузяво ли, егды Канна, Манна и Гурана курдячат Кукусю? А? Кудланули и курдячат? А?

Л.В. Щерба

IV. Слушание ответов. Вывод. Тексты не случайны, в них подсказка, что суффиксы и приставки в русском языке очень выразительны. Значит, работа проведенная вами не лингвистическая комедия.

V. Рассказ о книге Веры Петрушевской “Пуськи Бятые” у них сяпалки (лапы или руки – ноги) у бутявок – 12 лап, 38 ушей, 8 глаз. Главные герои гниги: Калуша, Ляпупа и Бутявка. Вроде бы это сороконожки и букашки, но у них человеческие характеры: они ссорятся, спетничают, выясняют отношения. Написала Петрушевская, кажется сначала, бессмыслицу, но вы убедились, что во всем, что сегодня вы делали, есть смысл. Ключ к придуманным словам – знание русского языка. Прочтите книгу “Пуськи Бятые”.

VI. Перед рефлексией даю предложение.

Косил Косой Косой Косой.

Ну а теперь настоящие слова, не придуманные. Давайте их проанализируем: определите значение слов

VII. Рефлексия. Что узнали? Что повторили?

Каждое слово живет своей жизнью, ну а в реальной жизни слово имеет огромное значение. И если мы будем знать законы, по которым живут слова, наша речь будет богаче, ярче и значимей. Получается, что ключ к значению в знании русского языка.

Слово учителя с аппеляцией к учащимся.

 

 

 

 

 

Работа со словарем.

 

 

Синтаксич. разбор.

 

 

 

 

 

 

Морфемный разбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование. Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание заранее было дано рисующей ученице.

Иллюстрирование и наблюдение.

 

 

 

 

 

 

Анализ, лексическое значение.

 

 

 

 

 

Доска.

Словари.

 

 

 

Доска.

Таблицы с алгоритмами.

 

 

 

 

Доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

Распечатанные тексты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки.