Урок русского языка в 8-м классе "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Разделы: Русский язык


Тип урока – урок изучения нового.

Вид урока – комбинированный.

Цели урока:

  • обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
  • ознакомление с разными типами сказуемых;
  • формирование умений: находить сказуемое, определять форму простого глагольного сказуемого;
  • развитие умения выполнять комплексный анализ текста;
  • воспитание любви к родному краю.

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.

Ход урока

Организационный момент

I. Проверка домашнего задания.

Работа у доски.

Сделайте лингвистический анализ предложения. Составьте его схему.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах* красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен. (А.И.Куприн)

Первый ученик выходит к доске и вслух читает предложение, объясняет орфографию, пунктуацию, значение слова, отмеченного звёздочкой.

Второй ученик даёт устную характеристику предложению и чертит его схему.

Вопросы:

- Чем выражено сказуемое в предложении? (кратким прилагательным)

- Чем чаще всего (или какой частью речи) выражается сказуемое в предложении? (глаголом)

Слово учителя.

- Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении. И тема нашего урока сегодня: “Сказуемое. Простое глагольное сказуемое”. Эпиграфом нашего урока станет высказывание А.И.Куприна о русском языке.

II. Запись темы урока проецируется на экран, учащиеся записывают её в тетрадях.

- В 8-м классе мы будем углублять знания о главных и второстепенных членах предложения. На прошлом уроке мы рассмотрели подлежащее, а сегодня начнём изучать сказуемое. Сейчас давайте вспомним все сведения о главных членах предложения, с которыми вы познакомились в предыдущих классах. Поможет нам в этом игра “Дуэль”.

Правила игры.

К доске выходят два дуэлянта и два секунданта. Они становятся напротив друг друга. Каждый дуэлянт стоит рядом со своим секундантом. У каждой пары по три вопроса. Они их задают друг другу по очереди. Дуэлянт задаёт вопрос, а его секундант определяет степень сложности вопроса.

Вопросы:

1. Выстрел с близкого расстояния (лёгкий вопрос).

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

2. Выстрел со среднего расстояния (вопрос средней степени сложности).

- Формы каких наклонений имеют сказуемые? Привести примеры.

- Чем может быть выражено сказуемое? Привести примеры.

3. Выстрел с дальнего расстояния (сложный вопрос).

- Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? Привести примеры.

- Какие предложения называются односоставными и двусоставными? Привести примеры.

“Врач” (класс) определяет:

  • Убит (неправильно ответил или совсем не ответил).
  • Ранен (неполный ответ).
  • Пуля пролетела мимо (правильный ответ).

Подведение итогов игры.

III. Работа с таблицей и учебником.

- Ребята, а теперь давайте рассмотрим таблицу “Типы сказуемого” (проецируется на экран). Сказуемые бывают трёх типов:

1. Простое глагольное: выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

2. Составное глагольное сказуемое: оно состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Пример.

3. Составное именное сказуемое: состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение и именной части (имени существительного, прилагательного и др.), выражающей его составное лексическое значение.

Пример.

Сегодня на уроке мы рассмотрим простое глагольное сказуемое.

Давайте откроем учебник на стр. 51, §12.

Ученик читает параграф.

Комментарий учителя по ходу чтения.

Итак:

- Тема нашего урока “Простое глагольное сказуемое”. А глагол – одна из самых богатых и значимых частей речи. Чтобы убедиться в этом на конкретном примере, давайте поработаем с текстом, найдём в нём простые глагольные сказуемые, определим их роль и значение. Давайте не будем забывать и об эпиграфе нашего урока. Насколько красив, певуч, выразителен и ловок русский язык в умелых руках, мы рассмотрим на примере стихотворения поэта-земляка Валентина Митрофановича Сидорова.

IV. Ученик читает стихотворение наизусть.

При встречах вновь с особой силой
Мы всп..минаем каждый раз (,)
Что пеленала3 и р..стила2
Земля Воронежская2 нас.4

Гудело гулко поднебес..е (,)
Сл..валось с полем и травой.
А песни, - да какие песни! –
Бывало, плыли над рекой.

Какие звонкие ч..стушки*
В прохладных сумерках неслись!
А на завалинках* старушки2
Всё с прежней сравнивали жизнь.

А годы мча..ся1, мча..ся, мча..ся,
И наш стремителен разбе…
Но – Боже мой – какое счастье
С тобой быть связа(н, нн)ым (на)век!

(Текст стихотворения проецируется на экран).

V. Комплексный анализ текста.

У каждого ученика имеется лист с печатным текстом.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните свой выбор.

Объясните значение слов, обозначенных звёздочками.

Справка из этимологического словаря Фасмера.

Частушка, частуха – “песня, исполняемая в компании, плясовая”. Частушка произошла из обрядового припева (танцевальной песни), у которой она переняла краткость, рифму и быстрый темп.

Первоначально: то, что быстро повторяется. Образовано от древнерусского слова “частъ” (частый).

Справка из словаря русского языка С.И. Ожегова.

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

- Запишите это в тетрадь.

2. Найдите и подчеркните в тексте простые глагольные сказуемые. Назовите их.

Имеются ли в тексте ещё какие-либо сказуемые, кроме простых глагольных?

Подчеркните и назовите их (стремителен, быть связанным).

- Для чего нужен глагол в речи? Ответ ученика.

Слово учителя.

- Известный русский писатель А.Н.Толстой (не надо его путать со Л.Н.Толстым) писал: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”. Общее грамматическое значение глагола – это действие. Глаголы называют различные действия, например: вспоминаем - действие, связанное с мыслительной деятельностью, сливалось, мчатся – действия, связанные с положением и перемещением в пространстве. Как вы думаете, ребята, почему в стихотворении глагол мчатся повторяется трижды? (Автор с помощью повтора изображает стремительный бег времени).

3. Докажите, что это текст. (На доске висит схема “Текст”).

4. Определите тему, основную мысль текста, выпишите ключевые слова. (Учащиеся работают самостоятельно, пишут на листах (в тетрадях).

Тема текста: земля Воронежская.

Основная мысль: поэт убеждает нас в том, что быть связанным с родной землёй – это счастье.

Ключевые слова: земля Воронежская, вспоминаем, пеленала, растила, звонкие частушки, годы мчатся, счастье, быть связанным.

5. Озаглавьте текст.

– На что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста?

Заглавие: Земля Воронежская. Оно указывает на тему текста.

6. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

Стиль текста: художественный, потому что автор использует в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, звукопись и др. Назовите примеры и запишите их в тетрадь.

Эпитет - звонкие частушки, метафора – песни плыли над рекой, звукопись - гудело гулко поднебесье.

7. К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)? Докажите это.

Тип речи – повествование.

Доказательство: в тексте сообщается о последовательных действиях, т.е. даётся динамика событий: начало действия (поэт с кем-то встречается, и они начинают вспоминать); его развитие: пеленала и растила земля Воронежская, гудело гулко поднебесье, песни плыли над рекой, годы мчатся (одна картина сменяется другой).

Слово учителя.

- Да, в тексте действительно использован тип речи – повествование, даётся динамика событий при помощи глаголов, т.е. предметы показываются в движении. Обилие глаголов, или глагольность речи, обычно отличает повествование от описания, в котором главными выразительными средствами речи являются имена существительные, прилагательные.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели простое глагольное сказуемое, а на примере комплексного анализа текста убедились, что А.И. Куприн был прав, утверждая: “Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

VI. Итоги урока.

Домашнее задание:

  • выполнить разные виды разборов на материале текста;
  • подготовиться к письму по памяти.