Урок с использованием технологии средствами субъективизации по теме "Разноспрягаемые глаголы", 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Субъект — это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Субъективизация предполагает непосредственное, активное и осознанное участие школьников в организации и проведении учебного процесса. Учащимся передается ряд функций учителя. Они определяют и формулируют тему и цель (образовательную) всего урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы. С высокой долей самостоятельности школьники овладевают новым учебным материалом, обобщают его, формулируют орфографические правила.

В качестве основных средств субъективизации выступают антипация (предопределение, предвидение учащимися содержания, видов и результатов своей учебной деятельности), целенаправленное развитие словесно-логического мышления школьников (через систему нового типа словесно-орфографических упражнений, именуемых комплексными интеллектуально-лингвистическими) и их повышенная речевая активность. Перечисленные средства дают возможность ученику стать реальным субъектом познавательного процесса, превращать учебную деятельность в увлекательный поиск знаний, сделать каждый структурный этап урока эффективным и творческим.

Нужно отметить, что урок с применением методики (технологии) обучения русскому языку средствами субъективизации развивается по определенному сценарию. Он требует от учителя предварительно продуманных, четко, грамотно сформулированных (неповторяемых) вопросов и заданий, а от учащихся аргументированных, доказательных, развернутых ответов преимущественно в виде текста- рассуждения, текста – умозаключения, текста-обоснования.

Во время изучения нового материала по-прежнему отдается предпочтение частично-поисковому методу. В шестом классе он используется на недифференцированной и дифференцированной основе. Объем самостоятельных действий школьников в том и другом случае постепенно увеличивается. Прежде всего этому способствует использование опорных таблиц (кластеров), составленных самими учащимися или под руководством учителя. С помощью таблиц или моделирования схем параграфа дети с большой долей самостоятельности проходят путь формирования того или иного лингвистического понятия, осваивают логику орфографического правила, приходят к необходимым выводам и обобщениям.

Структура таблиц (кластеров) и ход наблюдений по ним определяются содержанием изучаемого материала. Желательно, чтобы все составные части исследуемого лингвистического явления были в таблице отражены. Учитель в этом случае только направляет порядок рассуждений учащихся. Разумеется, высоко оценивается и приветствуется привлечение школьниками ранее приобретенных знаний по теме урока.

Имеют место определенные изменения и на этапе закрепления изученного: увеличивается количество упражнений на конкретном уроке, задания к которым формулируют школьники; появляются новые виды комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений (построение рассуждения на основе нескольких исходных составляющих: пословиц, фразеологических оборотов, соединение предложений по их типу и смысловой связи и т. д.). Все эти изменения предусматривают высокий уровень интеллектуальной нагрузки, повышенное внимание, интенсивное задействование устной речи учащихся и соответственно их дальнейшее формирование и развитие. Эти задания носят поисковый характер с тенденцией увеличения умственного напряжения школьников во время их использования.

Становится разнообразнее и глубже работа с текстом. Это происходит за счет введения новых видов текстовых упражнений и изменения методики их использования, что дополнительно стимулирует мыслительную деятельность учащихся, формирует их творческое воображение, образное мышление. К числу таковых относятся следующие виды работ:

  • восстановление текста с применением предложенного учителем мини-словаря;
  • составление двух текстов из разрозненных предложений по схемам;
  • дополнение текста языковыми конструкциями по теме урока;
  • составление текста по опорным словам, схемам, таблице, аналитическому вопросу.

Украшают урок и стимулируют работу учащихся задания, представляющие собой нетрадиционный вид фонетического или морфемного разбора. Все эти задания способствуют подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.

Например:

  • выделите в тексте (в упражнении) слова, в которых все согласные звонкие (глухие);
  • назовите слова, в которых звуков больше (меньше), чем букв;
  • найдите в тексте (упражнении) слова с таким же составом как слово выросли;
  • назовите слова с одинаковым морфемным составом;
  • найдите в тексте (в упражнении) слова, которые соответствуют схеме и др.

Попытки учащихся найти на уроках русского языка ответы на многие вопросы могут не только существенно расширить лингвистический кругозор, но и заметно улучшить качество их письменной и устной речи.

Рассмотрим все вышесказанное на примере урока по теме “Разноспрягаемые глаголы” (6 класс, по УМК под ред. В.В. Бабайцевой. 5-11 классы). (Приложение 1)

1. В процессе вступительной беседы, тематической пятиминутки, когда учащиеся задают друг другу вопросы по изучаемой теме, актуализирующей знания детей, проводится обобщение сведений о глаголе. Кроме того, учитель осуществляет работу по формированию речевых умений обучаемых, добиваясь полного точного ответа на вопрос. Например: Что такое глагол? Каково общее грамматическое значение глагола? Каковы

морфологические признаки глагола? морфемные признаки глагола?

синтаксические функции глагола? Что такое инфинитив? Почему инфинитив

выступает как начальная форма глагола? Что такое спряжение? и т.д.

2.Словарная диктовка с грамматическим заданием позволяет формировать у школьников некоторые умения и навыки определения (нахождения) орфограмм и навыки исследовательской деятельности: работу со словарем, умение формулировать вывод.

3.Тестовое задание – быстрая проверка знаний, способствующая активизации мыслительной деятельности.

Например:

Тест (записан на доске).

Задание: в каком ряду все глаголы относятся ко 2 спряжению?

  1. Учат, поют, смотрят;
  2. играют, видят, сушат;
  3. слышат, вертят, ненавидят;
  4. журчит, рисует, скользит.

- Что помогло вам так легко и быстро найти правильный ответ? ( Глаголы – исключения)

4.Межпредметная связь (русский язык и литература).

Например: “Выписать глаголы из стихотворения М. Ю. Лермонтова “Парус” (учебник литературы, 6 класс), определить их спряжение. Обращаем внимание на глаголы бежит, есть. Спрягаем глагол бежит. Ставится проблемный вопрос: “Почему эти глаголы называются разноспрягаемыми?

Этот вопрос вызывает неоднозначные ответы школьников и активизирует их познавательную деятельность.

5.Определяется тема и цель урока.

Вспоминаем, при изучении какой части речи мы сталкивались с этим термином. Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, учащиеся формулируют цели урока:

Цель:

1) познакомиться с...

2) уметь правильно…

3) обратить внимание…

Формирование школьниками темы и цели урока очень важно с точки зрения его функциональной нагрузки: оно существенно повышает уровень субъективизации учебного процесса.

С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создается внутренняя установка на достижение этой цели, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей на остальных этапах.

6.Объяснение нового материала: чтение параграфа 115 в учебнике “Теории”, стадия осмысления через вопросы учителя, оформление таблицы (кластера).

Например:

1.Чтение § 115 на стр. 178.

  • Что нового вы узнали из параграфа?
  • Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Почему?
  • Назовите два глагола, которые были в древнерусском языке и имели каждый свое спряжение.
  • Чем объясняется живучесть этих форм и в наше время?
  • Какова особенность глагола бежать?
  • Какие древние формы этого глагола остались в разговорной речи?
  • Какие глаголы имеют особые формы спряжения?
  • Какова особенность глагола есть?
  • Какое же значение имеет этот глагол в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”?

2.Стадия осмысления. Оформление кластера (таблицы).

Давайте теперь все вместе оформим кластер.

- Вот теперь, когда мы составили кластер (таблицу), скажите, что в этом параграфе заинтересовало вас больше всего.

(Глаголы есть и дать и произвольные от них съесть, поесть, отдать, передать и др. имеют особую форму спряжения).

-Хотите узнать, какие это особые формы?

-Проведем исследовательскую работу. Но прежде, чем перейти к этой работе, давайте обратим внимание на следующее. Прочтите последний абзац на стр. 178.

- Вспомним, что такое омонимы?

(Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению)

-Давайте мы проспрягаем глаголы есть и дать. (Есть – принимать пищу, кушать.)

Есть Дать

Я ем Мы едим я дам мы дадим

Ты ешь вы едите ты дашь вы дадите

Он ест они едят он даст они дадут

- Так в чем же особенность глаголов есть и дать?

(Учащиеся самостоятельно делают вывод)

На данном этапе работы реализуется задача развития процессов мышления учащихся (синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование), углубляются знания школьников о разноспрягаемых глаголах.

Обращаем внимание учащихся на глаголы-омонимы “есть” (в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Парус” глагол “есть” имеет значение “иметь”), спрягаем глагол “есть” - “кушать”. Школьники самостоятельно делают выводы о спряжении глагола “есть” (разные формы).

Использование на данном этапе урока индивидуальной формы работы заставляет детей обратиться к монологической устной речи, так как объяснение по каждому заданию требует небольшого текста-умозаключения (тест, спряжение глаголов “бежит”, “есть”, вывод, пересказ параграфа по таблице (кластеру)).

7. Актуализация опорных знаний по учебнику-сборнику.

Комплексность упражнений выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальная, и лингвистическое развитие учащихся (интеллект — речь, внимание, память, мышление и др.). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Таким образом, исследовательский характер уроков русского языка, проводимых средствами субъективизации, в шестом классе не только сохраняется, но и значительно усиливается. Умственная и речевая деятельность учащихся постепенно усложняется, что обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие школьников и высокое качество овладения ими русским языком.

Известно, что информация, преподнесенная в готовом виде, часто проходит мимо внимания учеников. Следовательно, учитель должен построить работу так, чтобы дети погрузились в предполагаемый материал, чтобы этот материал вызвал у них эмоциональный отклик.

При правильном и систематическом использовании методики (технологии) обучения русскому языку средствами субъективизации возрастает интерес учащихся к урокам русского языка, интенсивно развивается их речь, резко повышается уровень орфографической грамотности. Параллельно растет профессионализм учителя, усиливается творческая индивидуальность его деятельности.