Путешествие на бал к имени существительному

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • Обобщение и закрепление знаний об имени существительном.
  • Подготовка к контрольному диктанту.
  • Закрепление навыков правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
  • Воспитать любовь к родной природе, уметь видеть прекрасное вокруг себя, продолжать воспитывать эстетические чувства.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме “Имя существительное”. Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой и решить на сегодняшнем уроке? (Дети формируют задачи урока, если необходимо – учитель поможет).

Итак, ребята, как мы договаривались, отправимся в путешествие на бал к Имени существительному. Но для этого нам необходим пригласительный билет, а получает его лишь тот, кто хорошо знает хозяина. Так что же вы знаете об имени существительном? (Дети рассказывают все об имени существительном с примерами).

Получают красочный пригласительный билет.

II. Билет мы получили, но Дворец Имени существительного находится очень далеко, нам необходим транспорт, а чтобы получить право выбора транспорта, нам необходимо выполнить устную и письменную разминку.

Разминка:

(письменная)

1. Словарный диктант существительных, которые были изучены в данной теме (диктуют сами дети 15-20 слов).

2. Составить с одним из слов словосочетание и разобрать его.

(устная)

В каких падежах у существительных 1, 2 склонения окончание “е”?

Какие существительные относятся к разносклоняемым?

Назовите из.

Почему они называются разносклоняемыми?

Просклоняйте существительное “время”.

Что появляется при склонении этого существительного?

Какие существительные относятся к несклоняемым?

3. Занимательная грамматика.

(для всех на доске открывается плакат)

Найдите “четвертое” лишнее

  1. носок, мозоль, георгин, помидор
  2. тюль, бюллетень, гроздь, рояль
  3. магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь

(одному ученику карточки)

Что объединяет эти существительные?

  1. Тбилиси, Дели, кофе (м. р.)
  2. Нейсе, Миссисипи, По (ж. р.)
  3. Пальто, какао, пенсне (ср. р.)
  4. В какой басне И. А. Крылова употребляется слово “забияка” с прилагательными в форме м. р.?

Учитель: Молодцы! Вы получаете право выбирать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие.

Дети выбирают карету (перед ними выставляется макет сказочной кареты).

III. Учитель: Но, чтобы занять места в карете, вы должны выполнить задание на доске.

пр. прил. Сущ. Прил. Сущ. Мест. гл. прил. Сущ. Сущ. с. сущ.

а) На темном фоне елового леса я вижу ярк... краски кленов и ..син.4 (повест., невоскл., простое, распр., осложнено однород. Допол.)
б) В осеннее (не)настье семь погод (на)дв..ре.

Что вы знаете о правописание “не” с существительными?

Подберите синоним к слову ненастье.

Учитель: Ребята, вы выполнили и это задание, садитесь в карету поудобнее, (в это время гаснет свет и появляются цветные слайды с изображением “золотой осени” 4 шт. Звучит музыка Чайковского “Времена года”).

IV. Пока внимание детей отвлечено, появляется на доске картина учителя ИЗО нашей школы.

1. Ребята, что вы увидели из окна кареты? (Дети: осенний лес)

2. А как вы думаете “какой период запечатлел нам фотограф”? (период “золотой осени”).

Учитель: Вам понравилось? (Да). Сразу захотелось сделать остановку, посмотреть вокруг, и мы ее сделаем вот в этом прекрасном месте (обращаю внимание детей на известную им по школьной выставке картину).

А помог нам это сделать замечательный человек, который очень любит детей. Как вы думаете, о ком я могу говорить такие теплые слова? (учитель рисования)

Верно! Молодцы! А что изобразила Лидия Александровна? (пейзаж).

А что такое пейзаж? (ответ детей).

Учитель: Молодцы! Вы не только хорошо знаете литературу, географию, но и изобразительное искусство. Давайте отдохнем на этой полянке, помечтаем, а свои мысли вы изложите в сочинении-миниатюре “Осенью в лесу”, дополнительное задание

I в. - осень3

I в. - к лесу3

(дети работают, звучит музыка Чайковского “Времена года”)

Опрос 3-4 учащихся, выставление оценок.

Учитель: А теперь хочется побегать, попрыгать.

Физминутка (ритмика)

О чем главная мысль в песне, под которую мы выполнили упражнения? (соблюдать экологию, беречь свои леса и речки).

Учитель: И мы уходим с полянки, ничего не оставив на ней, чтобы она была такой же красивой, как была до нашего прихода.

V. Но что же это такое? Даже в сказочной карете случаются поломки, а исправить их можем только мы, ответив на вопросы.

1. Работа с карточками на -чик-, -щик-.

а) Специалист по переводам с одного языка на другой (переводчик, дети поднимают карточку с -чик-).
б) Шахтер, работающий в забое (забойщик).
в) Военнослужащий, обслуживающий ракеты (ракетчик).

Откуда эти слова, объясните орфограммы, кто их автор?

Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила.2

Учитель: Ребята, вы выполнили эти задания, карета исправна, мы отправляемся дальше.

Записывайте домашнее задание: упр. 236

Составить план по теме “Имя существительное, подобрать примеры.

Внимание! Мы подъехали ко Дворцу. Теперь необходимо назвать два слова, вставив вних пропущенные буквы, и объяснить орфограммы.

Учитель открывает слова:

замоч..к

ключ..к

(ребенок, ответивший на этот вопрос, получает волшебный ключик к получению дальнейших знаний и с помощью его открывает бал)

Гаснет свет, зажигаются свечи, мальчики приглашают девочек на танец. Начинается бал.