Цель урока:
- Обобщение и закрепление знаний об имени существительном.
- Подготовка к контрольному диктанту.
- Закрепление навыков правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
- Воспитать любовь к родной природе, уметь видеть прекрасное вокруг себя, продолжать воспитывать эстетические чувства.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме “Имя существительное”. Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой и решить на сегодняшнем уроке? (Дети формируют задачи урока, если необходимо – учитель поможет).
Итак, ребята, как мы договаривались, отправимся в путешествие на бал к Имени существительному. Но для этого нам необходим пригласительный билет, а получает его лишь тот, кто хорошо знает хозяина. Так что же вы знаете об имени существительном? (Дети рассказывают все об имени существительном с примерами).
Получают красочный пригласительный билет.
II. Билет мы получили, но Дворец Имени существительного находится очень далеко, нам необходим транспорт, а чтобы получить право выбора транспорта, нам необходимо выполнить устную и письменную разминку.
Разминка:
(письменная)
1. Словарный диктант существительных, которые были изучены в данной теме (диктуют сами дети 15-20 слов).
2. Составить с одним из слов словосочетание и разобрать его.
(устная)
В каких падежах у существительных 1, 2 склонения окончание “е”?
Какие существительные относятся к разносклоняемым?
Назовите из.
Почему они называются разносклоняемыми?
Просклоняйте существительное “время”.
Что появляется при склонении этого существительного?
Какие существительные относятся к несклоняемым?
3. Занимательная грамматика.
(для всех на доске открывается плакат)
Найдите “четвертое” лишнее
- носок, мозоль, георгин, помидор
- тюль, бюллетень, гроздь, рояль
- магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь
(одному ученику карточки)
Что объединяет эти существительные?
- Тбилиси, Дели, кофе (м. р.)
- Нейсе, Миссисипи, По (ж. р.)
- Пальто, какао, пенсне (ср. р.)
- В какой басне И. А. Крылова употребляется слово “забияка” с прилагательными в форме м. р.?
Учитель: Молодцы! Вы получаете право выбирать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие.
Дети выбирают карету (перед ними выставляется макет сказочной кареты).
III. Учитель: Но, чтобы занять места в карете, вы должны выполнить задание на доске.
пр. | прил. | Сущ. | Прил. | Сущ. | Мест. | гл. | прил. | Сущ. | Сущ. | с. | сущ. |
а) На темном фоне елового леса я вижу ярк... краски кленов и ..син.4 (повест., невоскл., простое, распр., осложнено однород. Допол.)
б) В осеннее (не)настье семь погод (на)дв..ре.
Что вы знаете о правописание “не” с существительными?
Подберите синоним к слову ненастье.
Учитель: Ребята, вы выполнили и это задание, садитесь в карету поудобнее, (в это время гаснет свет и появляются цветные слайды с изображением “золотой осени” 4 шт. Звучит музыка Чайковского “Времена года”).
IV. Пока внимание детей отвлечено, появляется на доске картина учителя ИЗО нашей школы.
1. Ребята, что вы увидели из окна кареты? (Дети: осенний лес)
2. А как вы думаете “какой период запечатлел нам фотограф”? (период “золотой осени”).
Учитель: Вам понравилось? (Да). Сразу захотелось сделать остановку, посмотреть вокруг, и мы ее сделаем вот в этом прекрасном месте (обращаю внимание детей на известную им по школьной выставке картину).
А помог нам это сделать замечательный человек, который очень любит детей. Как вы думаете, о ком я могу говорить такие теплые слова? (учитель рисования)
Верно! Молодцы! А что изобразила Лидия Александровна? (пейзаж).
А что такое пейзаж? (ответ детей).
Учитель: Молодцы! Вы не только хорошо знаете литературу, географию, но и изобразительное искусство. Давайте отдохнем на этой полянке, помечтаем, а свои мысли вы изложите в сочинении-миниатюре “Осенью в лесу”, дополнительное задание
I в. - осень3
I в. - к лесу3
(дети работают, звучит музыка Чайковского “Времена года”)
Опрос 3-4 учащихся, выставление оценок.
Учитель: А теперь хочется побегать, попрыгать.
Физминутка (ритмика)
О чем главная мысль в песне, под которую мы выполнили упражнения? (соблюдать экологию, беречь свои леса и речки).
Учитель: И мы уходим с полянки, ничего не оставив на ней, чтобы она была такой же красивой, как была до нашего прихода.
V. Но что же это такое? Даже в сказочной карете случаются поломки, а исправить их можем только мы, ответив на вопросы.
1. Работа с карточками на -чик-, -щик-.
а) Специалист по переводам с одного языка на другой (переводчик, дети поднимают карточку с -чик-).
б) Шахтер, работающий в забое (забойщик).
в) Военнослужащий, обслуживающий ракеты (ракетчик).
Откуда эти слова, объясните орфограммы, кто их автор?
Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила.2
Учитель: Ребята, вы выполнили эти задания, карета исправна, мы отправляемся дальше.
Записывайте домашнее задание: упр. 236
Составить план по теме “Имя существительное, подобрать примеры.
Внимание! Мы подъехали ко Дворцу. Теперь необходимо назвать два слова, вставив вних пропущенные буквы, и объяснить орфограммы.
Учитель открывает слова:
замоч..к
ключ..к
(ребенок, ответивший на этот вопрос, получает волшебный ключик к получению дальнейших знаний и с помощью его открывает бал)
Гаснет свет, зажигаются свечи, мальчики приглашают девочек на танец. Начинается бал.