Русский язык
-
Обучение русскому языку детей-билингвов 2021
Во многих школах возникает необходимость создания условий для обучения детей-билингвов. При овладении двумя языками в дошкольном возрасте формируется не один тип мышления. Лингвисты используют такой термин как «языковое сознание», под которым понимается «совокупность образов сознания, формируемых при помощи языковых средств». Если начало формирования языкового сознания происходит на одном языке, то ребенок усваивает не только язык, но и способ мышления, присущий носителям данной языковой группы.
-
Сказка "Правила переноса слов" 2021
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Издавна сказка считалась необычайно любимым жанром для детей. В начальной школе часто используется приём сказки, которая помогает учителю удивить учащихся, пробудить интерес к происходящему на уроке, погрузить в учебный материал легко и естественно. Сказку «Правила переноса слов» можно использовать на уроках русского языка или факультативных занятиях по русскому языку в начальной школе. В занимательной форме учащиеся познакомятся с темой «Правила переноса слов» или закрепят эту тему.
-
Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие 2021
Цели урока: систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков; звонкости–глухости; формировать умение различать их; расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.
-
Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- (-щик-) имен существительных 2021
Цели урока: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником; формирование знаний об особенностях правописания букв Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик) имен существительных и отработка способа действия при выборе их написания.
-
Открытый урок русского языка в 3-м классе. Тема: «Винительный падеж имён существительных» 2021
Образовательная цель: Создать условия для формирования представлений учащихся об именительном и винительном падежах, умения различать падежи, выделить особенности имён существительных в именительном и винительном падежах. Прогнозируемый результат: учащиеся научатся различать именительный падеж от винительного; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; осуществлять самоконтроль и самооценку.
-
Соединительные гласные О, Е в сложных словах (ФГОС). 6-й класс 2021
Цели урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме; развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
-
Про русский язык, слово Совесть и национальную Идею 2021
Как-то раз задумался, как можно рассказать детям и выразить одним словом, о чём произведения Достоевского Фёдора Михайловича и фильмы Тарковского Андрея Арсеньевича? Оба, бесспорно, гении и произведения их бессмертны. И пришло вдруг радостное осознание – все их произведения про Совесть. А что такое Совесть?
-
Методическая разработка по русскому языку на тему "Составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова "Лоси" 2021
Цель урока: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.
-
Путешествие в страну Словарей 2021
Цели урока: познакомить учащихся со словарями русского языка; показать их назначение и область применения; формировать потребность в обращении к словарям и навыки работы с ними, способность извлекать из словаря информацию, необходимую для решения учебных задач.
-
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык» 2021
Цель викторины: прививать любовь к родному языку; закреплять знания и умения, полученные на уроках; воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову; развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время; расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
-
Формирование функциональной грамотности при подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку в средней школе 2021
В отличие от итоговой аттестации, ВПР не является экзаменом. Это форма контрольной работы, мониторинг качества знаний, позволяющий определить уровень достижений учащихся по предмету. Помимо этого, ВПР помогает оценить уровень качества преподавания учебных дисциплин в образовательной организации. Мониторинг призван увидеть и скорректировать недостатки изучения предмета. Результаты проведения ВПР не являются показателем для выставления годовых оценок по школьному предмету, по которому проводится контроль.
-
Технологическая карта урока по теме "Время глагола". 5-й класс 2021
Цели урока: развивать умение правописания производных предлогов.
-
Урок русского языка в 9-м классе на тему «За чистоту родного языка...» 2021
Сленг проник уже в язык СМИ, заполнил собой устную речь детей и взрослых. Мы не сможем совсем отказаться от слега, но что сделать в наших силах, чтобы сохранить красоту языка? Об этом размышляют дети вместе с учителем на данном уроке. Они узнают о происхождении термина, о причинах появления данного пласта лексики в языке, проанализируют отрывки из книг писателей 19–21 веков, вспомнят сленговые топонимы родного города.
-
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения 9.3 2021
Цели урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 9.3, знать структуру текстов и уметь написать текст по выбранной теме.
-
Роль образовательной среды «Фразеологический калейдоскоп» в развитии речи младших школьников 2021
Работа в школе создает возможность наблюдать, как с годами меняется русская речь. Какие-то слова и выражения исчезают совсем, другие появляются. С грустью замечаю, что в устной речи учеников и взрослых становится больше инородных слов, слов – сокращений, искажений, порой трудно понять смысл сказанного. Очень хочется, что бы родная речь соответствовала высказыванию К.Г.Паустовского. Русская речь богата синонимами, антонимами, образными выражениями. Украшают нашу речь устойчивые выражения – фразеологические обороты.
-
Применение ИКТ-технологий на уроках русского языка 2021
В своей практике на уроках русского языка и литературы я тоже применяю информационные компьютерные технологии: тестовые задания, кроссворды, познавательный материал, иллюстрации к урокам, создание презентаций к урокам, различные тренажёры по орфограммам, пунктуации, обучающие программы, видеоуроки, анимацию, электронные учебники и многое другое. Всё это помогает мне в работе, позволяет решить целый ряд дидактических задач: освоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом; сформировать мотивацию к учению.
-
Технология французских мастерских на уроках русского языка и литературы 2021
Что же такое технология французских мастерских? В основе технологии педагогической мастерской лежат проблемные методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующей актуализации знаний.
-
К ОГЭ с детства 2021
Чем ближе ОГЭ по русскому языку, тем озабоченней и тревожней родительское сердце и мысли. Волнует все. И среди задач, не решенных перед экзаменационным испытанием, есть такая: как выполнить задания по развитию речи, в частности, написать изложение. Как учитель могу сказать, что не очень и сложно, если обратиться к проблеме, пока она не стала таковой. Изложение – это ведь тот же пересказ, рассказ своими словами, передача информации, услышанной где-то и от кого-то. То, чем социально адаптированный человек занимается едва ли не только научившись говорить. Какие здесь могут быть трудности?
-
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. 5-й класс 2021
Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению темы «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
-
Проекты на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности 2021
Проектная технология интересна и востребована современным образованием. Она широко используется педагогами при организации занятий внеурочной деятельности. В то же время многие педагоги задаются вопросом: целесообразно ли применение проектной деятельности на уроке? Этот вопрос уместен, так как организация данного вида деятельности требует наличия достаточного времени, а в условиях урочной системы это сделать проблематично. Русский язык и литература, история и обществознание – плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются проблемой отсутствия читательского интереса среди учащихся, что влечет за собой отсутствие навыков анализа и узкий кругозор. Интересная индивидуальная работа над проектами и работа в группах дает учащимся возможность получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности является поиск способов решения поставленной проблемы.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему на основе анализа текста 2021
Цель для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения.
-
Урок по теме "Союз" 2021
Представлена презентация к уроку по теме "Союз".
-
Ученическое исследование по литературе ВКонтакте 2021
В поисках новых технологий в обучении литературе, способов заинтересовать обучающихся и мотивировать их, была опробирована технология исследования по литературе ВКонтакте. Наполнение страницы для каждого героя продумано до мелочей: юзерпик, любимые цитаты и музыка, политические взгляды и семейное положение, а также друзья и любимые книги. В журнале авто все имена и названия являются активными ссылками, чтобы читатель сразу мог узнать, что сочинил указанный писатель или композитор, или купить упомянутую книгу. Огромный труд, благодаря которому можно познакомиться теперь с полной характеристикой персонажа, изложенной в современной нам форме. Проанализировав эту форму работы с точки зрения глубины содержания и полезности, автор статьи приходит к выводам: работа над страничкой требует таких методов, как и исследовательская работа; недостатком ВКонтакте мы считаем необходимость присутствие автора для комментария, аргументации той или иной информации; работа ВКонтакте – важнейший фактор развития творческий способностей и позволяет формировать и развивать способность к творческому мышлению, к самостоятельности в принятии решений; такой вид деятельности в школе возможен и расширяет у современных школьников литературоведческий и культурологический кругозор, позволяет реализовать исследовательские способности, проанализировать затекстовое пространство.
-
Понятия труд и работа с позиции исторического изменения языка. Исследовательская работа по лексикологии 2021
Работа представляет результат сравнения лексем-синонимов труд и работа. Цель исследования – определить особенности значения и сочетаемости слов труд и работа с позиции исторического изменения общества и языка. Изучение дополнительной литературы, интернет-ресурсов, проведенные лингвистический анализ и эксперимент помогли проследить, как складывалось отношение к труду в обществе с древних времен до наших дней и доказать, что в современном русском языке эти слова, являясь синонимами, сохранили особенности сочетаемости и употребления в речи.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Морфологические признаки имен прилагательных" 2021
Данный урок проводится в 6-м классе с целью обобщения пройденного материала об имени прилагательном, повторения морфологических признаков указанной части речи. Применяется культурно-исторический материал (Легенда о казанском коте, ул. Баумана г.Казани). Урок строится по ФГОС, разные виды работы: групповая, индивидуальная, самопроверка по эталону, проблемный вопрос.
-
Создание условий высокой результативности сдачи ГИА и подготовки к предметным олимпиадам в условиях ФГОС 2021
Цель проекта: выявление и развитие интереса к предметам филологического цикла, формирование высокого уровня УУД, позволяющего достигать оптимальных результатов при участии в предметных олимпиадах и сдаче ГИА.
-
Наименования лиц по профессии в русском языке (лингвокультурологический аспект) 2021
Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Наименования лиц по профессии в русском языке (лингвокультурологический аспект)». Группа наименований лиц по профессии является одним из фрагментов русской языковой картины мира, который свидетельствует о специфике языковых систем и неповторимости национальных культур.
-
Проектная работа "Работа над текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся" 2021
Умение учащихся работать с текстом – это также важный компонент умения учиться. Он часто оказывается несформированным даже у учащихся старших классов. Вместе с тем при правильной организации учебной деятельности это действие успешно выполняется учащимися начальной школы. Умение работать с текстом, прежде всего, необходимо для его понимания, что в свою очередь обеспечивает осмысленное запоминание текста. Цель: изучить методы и способы обучения учащихся работать с текстом.
-
Организация работы над изложением с использованием раскадровки и рисования 2021
В данной статье рассмотрены преимущества проведения изложения с применением раскадровки (и рисования) в начальной школе над традиционной методикой организации такого вида работы, представлен план исследовательской работы в рамках педагогической практики.
-
Технологическая карта урока русского языка "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3-й класс, УМК "Перспектива" 2021
Представлена технологическая карта урока русского языка "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".