Учебный предмет: русский язык.
Класс: 6.
УМК: учебник «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
- Сформировать представление о правиле правописания гласных о-а в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР и дополнить таблицу «Правописание о-а в корнях с чередованием».
- Сформировать умение применять правила правописания чередующихся гласных в корнях ОР-ГАР, ЗОР-ЗАР в письменной речи.
- Сформировать умение правильно обозначать выбор орфограммы в корнях с чередующимися гласными.
- Продолжить формирование умения анализировать и оценивать языковой материал с точки зрения нормативности и его коррекция.
- Продолжить развивать умение писать сочинение-миниатюру.
Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:
- Поддержка устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову (личностные УУД).
- Формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и контроля учебной деятельности, самооценки и адекватного оценивания других
- Формирование умения с достаточной полнотой выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, умения правильно реагировать на ошибку (коммуникативные УУД).
- Формирование смыслового чтения, осуществление операций анализа информации, объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей.
- Формирование умения классифицировать, строить умозаключения и логического рассуждения на основе причинно-следственных связей, осуществлять выбор эффективного способа решения проблемы, формирование и развитие приёма сравнения (познавательные УУД).
№ |
Этап урока.
|
Основные виды деятельности учащихся |
1
|
Организационный момент (организация к учебной деятельности) |
|
- Прозвенел для нас звонок - начинается урок.
|
Приветствуют учителя, проверяет готовность к уроку, настраиваются на работу. |
|
2
|
Актуализация знаний |
|
Проверка домашнего задания Оцените правильность выполнения своей работы. Дома вы подбирали фразеологизмы со словами, имеющими чередующиеся гласные о-а в корнях. Объясните значения фразеологических оборотов. |
||
- Назовите корни слов, написание гласной в которых зависит от суффикса а.
- От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием -раст- (-ращ-), -рос-? (Учащиеся зачитывают фразеологизмы, объясняют их значения, вспоминают правила правописания корней -лаг- (-лож-), - кас- (-кос-) и -раст- (-ращ-), -рос-». |
Самоконтроль, самооценка и коррекция.
Актуализация знаний по теме «Правописание корней -лаг- (-лож-), - кас- (-кос-) и -раст- (-ращ-), -рос-». |
|
Мотивация
- Молодцы. С домашней работой справились хорошо. В ваших руках дело горит. Как вы понимаете значение произнесённого мною фразеологизма? - Запишите его правильно. Можно ли подобрать проверочное слово, чтобы написать гласную в корне слова «горит» или оно словарное? Почему? Можно обращаться за помощью к орфографическому словарю. (Учащиеся отвечают, что нельзя подобрать проверочное слово, так как «горит» с чередующейся гласной в корне: загар-гореть (в офографическом словаре). - Какое орфографическое правило вы должны знать, чтобы не ошибиться в написании данного слова? |
Формулирование и аргументация собственного мнения. Поиск информации. |
|
- Откройте учебник («Теорию») на с. 69 и сверьте свой ответ.
Целеполагание
|
Формирование и развитие приёма сравнения.
|
|
3 |
Объяснение нового материала |
|
|
- Надеюсь, вы поняли, какое орфографическое правило зашифровано в сказке? Если затрудняетесь ответить, обратите внимание на слайд.
|
Формулируют самостоятельные выводы, аргументируют собственное мнение.
|
4
|
Первичное закрепление материала. |
|
1. Распределительный диктант.
|
Формирование умения применять правила правописания чередующихся гласных в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР в письменной речи. |
|
2. Проблемная ситуация.
|
Самостоятельное сознание способа решения проблемы поискового характера.
|
|
- Какое основное значение имеет корень - ГОР- с чередующейся гласной? (Учащиеся отвечают: «Поддаваться огню, уничтожаться огнём»). |
Анализ информации.
Выдвижение гипотез и их обоснование. Аргументация своего мнения. |
|
5 |
Физическая и психологическая разгрузка.
|
|
6
|
Дальнейшая работа по закреплению изученного материала.
1. - Ребята, используя данные словосочетания, напишите сочинение-миниатюру на тему «Утренняя заря». Но сначала необходимо исправить орфографические ошибки в словах.
2. Самостоятельная работа. Выполнение теста «Чередующиеся гласные в корнях слов». А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а?
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется о? На разг(1)рающейся з(2)ре края высоких облаков г(3)рят розовым светом.
А4. В каком варианте ответа во всех предложениях есть слова с орфограммой «Буквы о-а в корнях гор-гар, зар-зор?
|
Анализ и оценка языкового материала с точки зрения нормативности и его коррекция.
Смысловое чтение.
|
3. Контроль усвоения материала.
- Ребята оцените работу одноклассника в рабочем листе.
Ключ:
Оценка
|
Осуществление парной формы учебного сотрудничества.
|
|
7 |
Подведение итогов урока (рефлексия деятельности).
Уровни оценивания своих знаний и умений.
В конце урока учащиеся называют наиболее активно работающих на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл). |
Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. |
8 |
Задание на дом
|
|