Правописание чередующихся гласных в корне гар–гор

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: правописание корня гар-гор


Учебный предмет: русский язык.

Класс: 6.

УМК: учебник «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

  • Сформировать представление о правиле правописания гласных о-а в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР и дополнить таблицу «Правописание о-а в корнях с чередованием».
  • Сформировать умение применять правила правописания чередующихся гласных в корнях ОР-ГАР, ЗОР-ЗАР в письменной речи.
  • Сформировать умение правильно обозначать выбор орфограммы в корнях с чередующимися гласными.
  • Продолжить формирование умения анализировать и оценивать языковой материал с точки зрения нормативности и его коррекция.
  • Продолжить развивать умение писать сочинение-миниатюру.

Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:

  • Поддержка устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову (личностные УУД).
  • Формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и контроля учебной деятельности, самооценки и адекватного оценивания других
  • Формирование умения с достаточной полнотой выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, умения правильно реагировать на ошибку (коммуникативные УУД).
  • Формирование смыслового чтения, осуществление операций анализа информации, объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей.
  • Формирование умения классифицировать, строить умозаключения и логического рассуждения на основе причинно-следственных связей, осуществлять выбор эффективного способа решения проблемы, формирование и развитие приёма сравнения (познавательные УУД).

Этап урока.
Основное содержание этапа

Основные виды деятельности учащихся

1

Организационный момент (организация к учебной деятельности)

- Прозвенел для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Приветствуют учителя, проверяет готовность к уроку, настраиваются на работу.

2

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Оцените правильность выполнения своей работы.

Дома вы подбирали фразеологизмы со словами, имеющими чередующиеся гласные о-а в корнях. Объясните значения фразеологических оборотов.

- Назовите корни слов, написание гласной в которых зависит от суффикса а.
- От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием -раст- (-ращ-), -рос-?
(Учащиеся зачитывают фразеологизмы, объясняют их значения, вспоминают правила правописания корней -лаг- (-лож-), - кас- (-кос-) и -раст- (-ращ-), -рос-».
Самоконтроль, самооценка и коррекция.
Актуализация знаний по теме «Правописание корней -лаг- (-лож-),
- кас- (-кос-) и -раст- (-ращ-), -рос-».
Мотивация
- Молодцы. С домашней работой справились хорошо. В ваших руках дело горит. Как вы понимаете значение произнесённого мною фразеологизма?
- Запишите его правильно. Можно ли подобрать проверочное слово, чтобы написать гласную в корне слова «горит» или оно словарное? Почему? Можно обращаться за помощью к орфографическому словарю. (Учащиеся отвечают, что нельзя подобрать проверочное слово, так как «горит» с чередующейся гласной в корне: загар-гореть (в офографическом словаре).
- Какое орфографическое правило вы должны знать, чтобы не ошибиться в написании данного слова?

Формулирование и аргументация собственного мнения.

Поиск информации.

- Откройте учебник («Теорию») на с. 69 и сверьте свой ответ.
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Прочитайте выразительно лингвистическую сказку Л.Туминой.

Целеполагание
- Правописание каких корней мы будем изучать?
- Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы. (Учащиеся записывают тему урока и цели в рабочий лист: узнать правила правописания гласных о-а в корнях ГОР-ГАР-, ЗОР-ЗАР, уметь их применять в письменной речи и правильно обозначать выбор орфограммы в корнях с чередующимися гласными).

Формирование и развитие приёма сравнения.

Осмысленное прочтение текста
Формулирование целей учебной деятельности.

3

Объяснение нового материала

- Надеюсь, вы поняли, какое орфографическое правило зашифровано в сказке? Если затрудняетесь ответить, обратите внимание на слайд.
- От чего зависит написание гласной в корнях -ОР-ГАР, -ОР-ЗАР-
- Подчиняется ли этому правилу слово «зоревать»? Как мы его назовём?
- Как обозначить данную орфограмму? (Учащиеся формулируют правила написания корней с чередование гласных о-а, при затруднении обращаются к «Практике» на странице 197).
- Продолжите заполнение таблицы «Правописание о-а в корнях с чередованием».

Формулируют самостоятельные выводы, аргументируют собственное мнение.
Составление связного высказывания на лингвистическую тему.
Формирование умения работы с таблицей.

4

Первичное закрепление материала.

1. Распределительный диктант.
- В первую колонку запишите слова с гласной О, во вторую с гласной А. Условия выбора объясните графически, а работающие у доски должны объяснить и устно. (Двое учащихся работают у доски).
Оз...ренность, г...рение, з...ревать, возг...рается, наг...рит, з...рничный, огарок, разгар, г...реть, зорька, з...ревой.
(Самопроверка по слайду:
1 колонка - горение, зоревать, возгорается, нагорит, гореть, зорька;
2 колонка - озаренность, зарничный, огарок, разгар, заревой).

Формирование умения применять правила правописания чередующихся гласных в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР в письменной речи.

2. Проблемная ситуация.
- Послушайте лингвистическую сказку и решите проблемную ситуацию в парах.
У королевы Орфографии братья-близнецы -ГОР- и -ГАР- жили в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.
- Мы твои истинные братья, - нашептывали они корню -ГОР-. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и тру­диться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень -ГАР - гони подальше.
Засомневался корень -ГОР-, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть? Помогите корню -ГОР-!
- Можем ли мы слова горевать, горец, загореть назвать однокоренными? Почему?
(Учащиеся отвечают, что слова «горевать, горец, загореть» нельзя назватьоднокоренными, так как омонимичные корни не могут иметь одинаковое лексическое значение)

Самостоятельное сознание способа решения проблемы поискового характера.
Построение линии рассуждения.
Сотрудничество в парах.

- Какое основное значение имеет корень - ГОР- с чередующейся гласной? (Учащиеся отвечают: «Поддаваться огню, уничтожаться огнём»). Анализ информации.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Аргументация своего мнения.

5

Физическая и психологическая разгрузка.
- Я вам предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее слово». На разных стенах кабинета висят листы со словами:выгореть, горит, подгореть, горестный, разгорается.
Вы должны не только найти слово, но и объяснить, почему оно «лишнее». (Ученики выбирают слово «горестный» и объясняют, что это слово с проверяемой безударной гласной в корне, а остальные - с чередующимися).
- Изобразите горестное выражение лица. А теперь радостное! Вот с такими счастливыми лицами мы приступим к выполнению следующего задания. Физическая и психологическая разгрузка.
Развитие приёма сравнения, сопоставления.

6

Дальнейшая работа по закреплению изученного материала.

1. - Ребята, используя данные словосочетания, напишите сочинение-миниатюру на тему «Утренняя заря». Но сначала необходимо исправить орфографические ошибки в словах.
Тихо разгАралась, утренняя заря, озОрились светом, коснулся крышЬ, загАрелись на сугробах.
(Учащиеся исправляют орфографические ошибки в словах и пишут сочинение-миниатюру. Несколько своих работ учащиеся зачитывают, а другие их оценивают, выбирая лучшее сочинение).

2. Самостоятельная работа.

Выполнение теста «Чередующиеся гласные в корнях слов».

А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

    г..ревать, з..ревать, заг..реться 3. ск..сить, прир..щу, з..рька
  1. заг..р, з..рница, предл..гать 4. предл..жение, г..ристый, прик ..снусь.

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а?

    з..ревой, наг..р
  1. приг..реть, оз..ренный
  2. 4. прор..сти, р..сток
  3. 3. уг..реть, пол..г

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется о?

На разг(1)рающейся з(2)ре края высоких облаков г(3)рят розовым светом.

    1, 2, 3
  1. 1,2
  2. 3. 2,3
  3. 4. 1,3

А4. В каком варианте ответа во всех предложениях есть слова с орфограммой «Буквы о-а в корнях гор-гар, зар-зор?

    Небо от з..рниц трепетало.
  1. Дети катались с г..ры.
  2. Утром солнце разг..ралось медленно.

Анализ и оценка языкового материала с точки зрения нормативности и его коррекция.
Формирование умения писать сочинение-миниатюру.
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Умение владеть монологической и диалогической формами речи.
Адекватное оценивание себя и других.
Умение правильно реагировать на ошибку.

Смысловое чтение.
Формирование умения применять правила правописания чередующихся гласных в корнях.
Формирование смыслового чтения, осуществление операций анализа информации, объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей.

3. Контроль усвоения материала.

- Ребята оцените работу одноклассника в рабочем листе.
(Учащиеся в парах проверяют правильность выполненной работы: осуществляют взаимопроверку по ключу, представленному на слайде).

Ключ:

    1,2
  1. 2,3
  2. 1,3

Оценка

    «5» - 3 ответа,
  1. «4» - 2 ответа,
  2. «3» - 1 ответ.

Осуществление парной формы учебного сотрудничества.
Контроль, коррекция, оценка.

7

Подведение итогов урока (рефлексия деятельности).
- Ребята, какую тему мы исследовали на уроке?
- Какие цели мы ставили? Все ли цели были вами достигнуты?
- Какие трудности нам ещё предстоит решить на следующем уроке?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Выберите один из трёх смайликов и нарисуйте его. (Учащиеся заканчивают работу в своих рабочих листах).

Уровни оценивания своих знаний и умений.

    Не всё понимаю, испытываю серьёзные затруднения при выполнении практических заданий.
  • В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.
  • Всё хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

В конце урока учащиеся называют наиболее активно работающих на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл).

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

8

Задание на дом
Параграф 51 (стр. 69), сочинить лингвистическую сказку о корнях гор-га-, -зар-зор или придумать словарный диктант с изученной орфограммой, выполнить упр.